• Авторизация


Кулябинский "Тангейзер" на весах "Мастера и Маргариты": суд оправдал театр в день кончины Булгакова 12-03-2015 07:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


http://blog.predanie.ru/article/kulyabinskiy_%C2%A..._teatr_v_den_konchin_bulgakova

75 лет назад, 10 марта 1940 года, в муках умер Михаил Булгаков, автор романа "Мастер и Маргарита", сюжет которого выстраивается вокруг повествования, искажающего евангельский образ Спасителя. Но согласно метасюжету романа, эта толстовская профанация Евангелия лишила Мастера надежды на светлую вечность. А это значит, что перед нами не криптосатанизм, как полагают иные критики, в частности, Николай Гаврюшин и Михаил Дунаев, но, напротив, апология. В годы воинствующего безбожия Булгаков "от противного" отстаивал христианское прочтение Нового Завета. Вот почему в этот день, по традиции, мы служили панихиду по писателю и его супруге Елене Шиловской.

И в этот же день, но уже в 2015 году, по сообщениям информационных агентств, "было прекращено производство по делу об административном правонарушении директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича за отсутствием состава оного. Суд не увидел в претензиях прокуратуры факта оскорбления чувств верующих. Судья Екатерина Сорокина не нашла состава правонарушения в претензиях прокуратуры к Мездричу. Судья заслушала мнения кандидата исторических наук, доцента центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Бориса Фаликова и заслуженного преподавателя Московского госуниверситета Владимира Винокурова, которые не увидели в «Тангейзере» «евангельского образа Иисуса Христа».

Случайность - псевдоним Промысла. Насколько мне удалось познакомиться с идеей кулябинской постановки "Тангейзера", в ней главный герой - создатель грязного фильма про Иисуса, плененного Венерой, - подобно Мастеру, расплачивается за свое "баловство" карьерой, рассудком, а в итоге и самой жизнью.

Можно усмотреть здесь богохульство, можно - надругательство над Рихардом Вагнером, можно - манифест творческой свободы. А можно увидеть и параллели с "Мастером и Маргаритой" Булгакова, "Фаустом" Гете, "Портретом" Гоголя, в общем, с теми текстами, что говорят об ответственности творца за творчество. О том, что талант, растраченный впустую, в первую очередь опустошает душу гения. А поскольку свято место пусто не бывает, этот духовный вакуум заселяет нечисть.

Эти тексты - послания великой христианской культурной традиции, но они адресованы умной аудитории. В них человек, будь он ученым или художником, писателем или кинорежиссером, впадает в погибель, аннигилируя христианство как таковое. И маркером его неблагополучия зачастую служат его картины. В том числе и такие, от которых вера может пропасть. Напомню, что одна из таких картин разрушает душу Парфена Рогожина в "Идиоте" Достоевского.

А стало быть, надо научиться различать позицию автора текста и мировоззрение его героев, уметь считывать авторское отношение к его персонажам по тем эпитетам, характеристикам, сюжетным линиям и иным подсказкам, задача которых донести до нас главный месседж: "Люди, осторожно, вечность!". Иными словами, во вторичном мире, запечатленном на бумаге или в сценической постановке, как, впрочем, и в нашем, реальном, могут происходить события, оскорбляющие чьи-либо чувства, вопрос в том, какую оценку получает зло, к чему оно приводит своих адептов?

В евангельском тексте мы, например, встречаем сатану, нагло искажающего смысл псалмов с целью искусить Спасителя в пустыне, но там же мы обнаруживаем, что злой дух посрамлен Христом. Господь возвращает этим стихам их подлинное значение и окончательно низвергает лукавого духа Своей Крестной смертью на Голгофе. Но Евангелие не вымысел, а художественное творчество, напротив, вводит нас в мир фантазии, в котором возможно всё, что угодно, для того, чтобы выразить суть.

Именно поэтому, по точному наблюдению Александра Дворкина, булгаковский Иешуа Га-Ноцри наделен возрастом, внешностью, манерой поведения и даже речевыми оборотами "идиота" князя Мышкина, потерпевшего, напомню, сокрушительное фиаско, пытаясь моральной проповедью осчастливить мир. Тем самым, как пишет протодиакон Андрей Кураев, в "Мастере и Маргарите" Булгаков доиграл партию Достоевский - Толстой, отстаивая подлинность канонического Евангелия. Но если Достоевский наделял Льва Николаевича Мышкина чертами толстовского Иисуса-морализатора, то Булгаков, напротив, наделил морализатора Иешуа Га-Ноцри чертами князя-толстовца. Общий вывод и "Идиота", и "Мастера и Маргариты" - в таком Иисусе спасения нет. Зло этого мира сокрушает любую моралистику. Спасти может только Бог, Сам ставший одним из нас, и нас ради взошедший на Крест, чтобы даровать всем нам Воскресение.

В чем же заключалось падение Мастера? В том же, в чём и падение гетевского Фауста. - В отвержении главной вести христианства. Фауст редактирует Евангелие от Иоанна. В улучшенной Фаустом версии в начале было не Слово, но Дело. Тем самым, по мысли прошедшего сталинские лагеря философа Александра Мейера, для Фауста не Бог стоит у истоков бытия, но человеческий активизм. Но ведь и для Мастера не Слово стало плотью и обитало с нами, было распято и воскресло в третий день, но некий проповедник Иисус был убит за свой пацифизм. И как только Фауст покорежил те ключевые строки Евангелия, что читаются на Пасху, в его жизнь вломился Мефистофель. Точно также стоило Мастеру вычеркнуть из Евангелия богосыновство Иисуса, превратить Спасителя в ходячий набор толстовских штампов, как за своим новым слугой в красную Москву явился Воланд. Тем самым Гете и Булгаков говорят об одном: эксперимент со смыслами Евангелия может сломать жизнь и перечеркнуть вечность. Не это ли предостережение пытается донести до нас и кулябинская постановка "Тангейзера" (я не рассматриваю здесь вопрос художественной ценности данной постановки)?

Если вернуться к Булгакову, стоит отметить, что в его романе Бог не оставляет Своих детей. Маргарите было дано увидеть во сне, к чему их с любовником приведет выбранный путь - в паукастую баньку Свидригайлова, расположенную в безнадежной, унылой весенней местности, характерным признаком которой была "беззвучная стая грачей" и невыносимая тоска, доводящая до мыслей о суициде. И как выясняется в финале романа, именно "беззвучие" предваряет ту вечность, которую Воланд уготовал Мастеру и Маргарите. И никакого покоя, который литературный Иешуа Га-Ноцри выпрашивал у Воланда для своего создателя, Мастер не получает: являясь в своем посмертии Ивану, он по-прежнему "пугливо озирается", ведомый за руку ведьмой. И назвать такой конец счастливым столь же невозможно, как и извлечь Канта из мест, значительно более отдаленных, чем Соловки. Последнее замечание справедливо в случае Воланда, когти которого не дотягиваются до Канта, сформулировавшего шестое доказательство бытия Божия, в то время как свою сволочь, - полуистлевших убийц, сутенеров, предателей - Воланд запросто выволакивает из камина на бал.

Еще раз подчеркну: Иешуа Га-Ноцри упрашивает Воланда устами Левия Матфия, прототипом которого был как раз Парфен Рогожин, именно потому, что является литературным героем. И Иешуа, и Левий - лишь плод воображения Мастера. Вот почему ни малейшей власти над сатаной они не имеют. Вот почему Воланд глумится над ними обоими. Там же, где проглядывает вера во Христа-Спасителя, мы видим неподдельный страх Азазелло, спиной ощутившего крестное знамение, которое старушка-кухарка захотела наложить на себя. Конечно, столь явных "моментов истины" в романе немного. Задачей "Мастера и Маргариты" было пройти сквозь идеологические фильтры советской цензуры к мыслящему читателю, владеющему всем богатством христианской культуры и способному разобраться что к чему.

В наши дни книгам и сценическим постановкам точно также приходится продираться сквозь культ потребления и гедонизма, сквозь безразличие человека к своему внутреннему миру, к своей вечной участи.

Означает ли это, что кулябинская постановка не задевает ничьих чувств, что она безупречна? Отнюдь. Но что в ней подхвачена тема, значимая для Гете, Гоголя, Достоевского, Булгакова и многих других авторов, несомненно. Удалось ли новосибирскому театру эту тему раскрыть? - это уже вопрос к искусствоведам и театральным критикам, к числу которых я не принадлежу. Однако замечу, что, по слову мудрого Гамалиила, коль скоро это дело не от Бога, оно рассыпется в прах, если же здесь есть поиск и мысль, талант и мастерство, оно оставит свой след в русской культуре начала третьего тысячелетия.

Но коль скоро мы призваны усматривать не худшее, но лучшее в намерениях и поступках других людей, руководствуясь презумпцией невиновности, хотелось бы надеяться, что, и ставя "Тангейзера" по мотивам "Тангейзера" и критикуя оный театральный эксперимент, мы не утратим памяти о том, что в каждый момент времени ведем диалог с Богом о своей вечной участи. И только от нас зависит, будет ли эта вечность пасхальной, ведь Господь взошел на Крест ради нас всех.

Хотелось бы также надеяться, что не только оправдательное решение суда, но и сама данная дискуссия показывают, что слухи о клерикализации нашего общества и государства сильно преувеличены.


иеромонах Димитрий (Першин)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
Алллок 12-03-2015-11:26 удалить
Имеющий Уши -услышит!))
Predtecha 12-03-2015-13:38 удалить
"Например, известный заштатный протодиакон Андрей Кураев перешел в стан врагов. Он вылил ушат грязи на правящего архиерея, который попытался постоять за распятого Христа! Отец Андрей воспользовался возможностью заявить о себе и грязно попиариться. Однако он сам выбирает свой путь и Бог ему Судья, и раз он выбрал стан злопыхателей, богохульников и богоборцев, то пусть там и остается, если ему хочется, ведь никто его насильно в Царствие Божие не тащит. Это урок всем православным, нужно объединяться против зла!"

Благочинный церквей города Новосибирска протоиерей Александр Новопашин
dmpershin 12-03-2015-18:12 удалить
Алллок, Predtecha, каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет...
Не стараясь угодить...
Булат Окуджава
Predtecha 12-03-2015-20:03 удалить
dmpershin, Алллок,

Слепой никак не видит,
Глухой никак не слышит,
Смиренный не обидит,
Прибитый - еле дышит.

Едва различим странник,
Пиарится изгнанник,
Неуловима тайна,
Извечна, не случайна.

Мудрец слагает строки,
Простец мотает сроки,
Школяр зубрит уроки,
Пустой трещит сорокой.

Господь, явившись снова,
Изменит все основы,
Любуясь миром новым,
Изгнавши празднословых.

И будет наш Предтеча
Правителем навечно,
В Небесные Чертоги
Воспринявши немногих

Сынов своих желанных,
Что по обетованью.
Веленьем Божьей длани
Возвысится Посланник.

Сыны земного мира,
Увязшие в кумирах,
Погрязшие в соблазнах -
Усердствуют напрасно. (Евгений)
Алллок 12-03-2015-20:18 удалить
Ответ на комментарий Predtecha # ПСАЛТИРЬ В СТИХОТВОРНОМ ПЕРЕЛОЖЕНИИ
Да ну их, неразумных! Встретила в ИНЕТЕ перевод стихотворный ПСАЛМА
Пред Тобой
непорочным останусь всегда,
Сохраняя себя
от неправды.
Видя труд мой,
Господь,
справедливо воз-дай,
Дабы был пред Тобой я оправдан.
Преподобным,
Благой,
преподобность яви,
С неповинным –
невинным буди.
Будь избранными избран
сосудом любви,
Правых сердцем не позабуди.
И лукавым воздай по нечестию их,
Всех смиренных спаси
и помилуй.
Очи гордых людей,
мой Владыко,
смири, -
Стань прибежищем в бедах и силой.
Просвети мой светильник,
Создатель бла-гой,
Просвети тьму души окаянной.
От лихих искушений
избавлюсь Тобой, -
Сквозь препоны пройду невозбранно - ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ! Молодец https://fotki.yandex.ru/users/favor
Алллок 12-03-2015-20:26 удалить
Ответ на комментарий dmpershin # Псалтирь в стихотворном переложении.ПСАЛОМ 1
Читая Псалтирь
Псалом содержит в себе обвинение грешных и нечестивых людей и советует непрестанно внимать Божественному Закону, который удаляет человека от сродства со злом.
Псалтирь в святоотеческом изъяснении, с.11
Благо людям,
отринувшим сонм нечестивых.
Перед Богом оправдан во всем человек,
Не воссевший среди погубителей льстивых,
Беззакония путь не избравший вовек.
Лишь в законе Господнем обретает он радость,
День и ночь пребывая в Заветах Его.
Он познает молитвы несказанную сладость,
Узрит лик лучезарный Творца своего,
Уподобится древу,
орошенному влагой,
Напитавшему корни потоками вод.
Сотворенное им обернется во благо,
Будет лист его зелен и сладостен плод.
Не таков нечестивец и беззаконник.
Ветры буйные жизнь его,
словно прах,
разметут.
Грех его обличит в светлом праведных сонме,
Станут смертью ему Воскресенье и Суд.
Милосердый Господь до глубин прозирает
Души грешные наши,
покаяния ждет.
От людей нечестивых Он Свой взор отвращает,
Беззаконным на помощь никогда не прийдет.
ПЕРВОИСТОЧНИКИ всегда с нами!
Predtecha 12-03-2015-21:11 удалить
Алллок, dmpershin,
Не нужно много чужих слов, особенно в переложении Писаний, когда там без того никто ничего не понимает. Само сочинительство - рифмоплетство, пусть никого не прельщает и не обманывает, главное - содержание, заложенный смысл, который тоже еще нужно понять. А форма изложения, стих - это все второстепенно. Любое переложение, переиначивание тех же псалмов недопустимо, так как искажается не только смысл, но и ритмика, тональность, алгоритм - все это искажает духовность написанного. Возьмем первую же строчку: "Благо людям, отринувшим сонм нечестивых" - что это, о чем это, каким людям? Человек живет в обществе, полном людей порочных и нечестивых, и никуда ему от этого не деться, не отринуться и не отмахнуться. Его участь будет зависеть от его жизненной позиции, насколько он сбережет свою верность заветам Бога, устоит в истине. И никаким пустым надуманным и праздным словам не место в святых писаниях. Это смертный грех.
Predtecha 14-03-2015-18:12 удалить
Ответ на комментарий Дмитрий_Ковригин # Дмитрий_Ковригин, Можно и еще глубже.


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кулябинский "Тангейзер" на весах "Мастера и Маргариты": суд оправдал театр в день кончины Булгакова | dmpershin - иеромонаха Димитрия (Першина) | Лента друзей dmpershin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»