Открыл для себя и делюсь с вами новым для меня именем в русской живописи первой половины ХХ века. Недавно я пополнил свою коллекцию автопортретов картинами этого художника, которые мне любезно прислал мой друг и единомышленник - историк искусств из Рязани Владимир. Он же, в некотором роде, вдохновитель и соавтор этого материала, помогавший мне в поисках информации и картин. Увы, герой сегодняшнего материала прожил всего 40 лет, и активным творчеством занимался всего лет десять своей короткой жизни. Тем более, жизнь этого художника - сплошные "белые пятна", о нем в Сети можно найти лишь упоминания и короткие биографические справки. Но, тем не менее, мне удалось составить, пусть и не подробный, рассказ о его жизни, о его учителях и друзьях, и представить, пусть и не многочисленные, работы, на мой взгляд, интересного живописца.
Знакомьтесь!
Дмитрий Павлович Крапивный
24 августа 1900, Тифлис - 1940, Ленинград.
[показать]
Дмитрий Павлович Крапивный (1900-1940) Автопортрет.
Русский, советский художник-авангардист и график.
Дмитрий родом из потомственных кубанских казаков. Его отец - Павел Иванович Крапивный, происходил из дворян Екатеринославской губернии. Он был делопроизводителем управления Кавказской гренадерской дивизии, с 19 декабря 1895 года служил на Кизил-Араватской таможне, 25 сентября 1896 года был переведён на службу в Душанскую таможню, а с 1898 года работал канцелярским служащим Тифлисской казённой палаты. Там, в Тифлисе, в 1900 году (по некоторым данным – в 1904-м) и родился старший сын – Дмитрий. В семье Павла Ивановича и его второй жены Евгении Ивановны воспитывалось четверо детей. У Дмитрия была старшая сестра Зоя (родилась 4 июня 1897 года) и младшие братья Лев (родился 20 февраля 1902 года) и Павел (родился 8 марта 1907 года). Больше никаких сведений о семье будущего художника нет, кроме того, что 5 октября 1914 года отец был произведен в Надворные советники.
Часть I. Дмитрий
О раннем увлечении Дмитрия рисованием или желании его стать художником тоже ничего неизвестно. Тем не менее, он поступает учиться в Одесское Художественное училище, после окончания которого едет поступать в тогда уже переименованный Петроград. Там Крапивный поступает в ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). Увы, скудная биография художника не изобилует датами. Но, судя по тому, что названное учебное заведение было основано в сентябре 1922 года путем преобразования Петроградских Высших государственных художественно-технических мастерских и бывшей Императорской Академии художеств, Дмитрий поступил на учёбу в Ленинград после 1922 года.
Впрочем, кое-какую информацию мне удалось «почерпнуть» из биографии друга Крапивного, его однокурсника по Одессе и Ленинграду – известного художника, графика и иллюстратора, народного художника СССР (1967), лауреата Сталинской премии (1948), профессора и академика
Евгения (Герца) Адольфовича Кибрика (21 февраля 1906 - 18 июля 1978).
[показать]
Евгений Кибрик 1942 г.
Из биографии Кибрика следует, что Крапивный, как и сам Евгений, поступил в Одесское Художественное училище в 1922 году (кстати, в том же 1922 году это училище тоже было реорганизовано в Одесский художественный институт изобразительных искусств). Преподавателями молодых людей были украинский живописец, профессор
Павел Гаврилович Волокидин (10 декабря 1877 - 16 марта 1936), а чуть позже известный украинский живописец и педагог
Теофил Борисович Фраерман (2 (16) марта 1883 - 7 января 1957).
[показать]
[показать]
Фраерман Теофил Борисович (1883-1957) Автопортрет.
Фраерман Теофил Борисович.
Фраерман был учеником Кириака Костанди и Леона Бонна, одним из организаторов и лидеров «Общества Независимых художников» в Одессе. В 1903-1914 годах художник жил в Париже, квартировал в знаменитом «Улье» (La ruche) на Монпарнасе, был избран постоянным членом жюри Осеннего Салона, работал в мастерской Огюста Родена и выставлялся вместе с Анри Матиссом, поэтому известен еще, как один из «одесских парижан» под именем «Тео Фра». Впрочем, судьба Фраермана требует отдельного рассказа.
[показать]
Крапивный Дмитрий Павлович (1900-1940) Лежащая обнаженная. 1920 г.
Итак, окончив в 1925 году Одесский художественный институт ИЗО, Кубрик вместе с Крапивным приезжают в Ленинград и поступают учиться в ВХУТЕИН. Учатся молодые художники в мастерской
Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (24 октября (5 ноября) 1878 - 15 февраля 1939) и
Александра Ивановича Савинова (1881-1942).
[показать]
[показать]
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939) Автопортрет 1926-1927 гг.
Александр Иванович Савинов.
Если о знаменитом Петрове-Водкине, не только художнике, но теоретике и педагоге, одном из реорганизаторов системы художественного образования в советской России, первом председателе Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ), известно многое, то об Александре Савинове хочется сказать пару слов.
[показать]
Савинов Александр Иванович (1881-1942) Автопортрет. 1902 г.
Он родился в семье купца-лесоторговца в Саратове. Окончил там же Боголюбовское рисовальное училище, затем с большой Золотой медалью Академию художеств в Санкт-Петербурге, после чего в 1909-1911 годах совершил пенсионерскую поездку в Италию. Начал свою педагогическую деятельность в 1911 году в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. После Февральской революции 1917 года Савинов в числе первых был избран профессором Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских.
С 1922 года преподавал в реформированной Академии художеств, вёл частную студию (1924-1926), в 1927-1930 годах вместе с Петровым-Водкиным руководил монументальной мастерской, затем - персональной живописной мастерской, а позже возглавлял кафедру композиции, был также проректором по научной и учебной работе. После начала Великой Отечественной войны Савинов остался в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в эвакуации музейных экспонатов Эрмитажа, работал над рукописью неоконченной книги, писал плакаты. Александр Савинов скончался в блокадном городе в феврале 1942 года на шестьдесят первом году жизни.
Крапивный, как и многие молодые художники его поколения, конечно, задумывался над вопросами «нового искусства, построенного на современных направлениях живописи и связанного с передовым мировоззрением». Поэтому педагогическая система, основанная, прежде всего, на академическом образовании, не устраивала ни Дмитрия, ни его друга Кибрика.
[показать]
Дмитрий Павлович Крапивный (1900-1940) Автопортрет.
Кроме того, на одном из вечеров в студенческом клубе молодые люди познакомились с художником Филоновым, который в тот раз читал лекцию «Об аналитическом искусстве». Это стало поводом или нет, неизвестно, но и Кибрик, и Крапивный в 1927 году бросают учебу в ВХУТЕИНе и переходят в мастерскую Филонова, став не только его учениками, но и приверженцами его стиля.
Павел Николаевич Филонов (8 января 1883 - 3 декабря 1941), считающийся одним из лидеров русского авангарда и практиком аналитического искусства, художником-исследователем, как он называл себя сам, еще в 1922 году пытался безуспешно реорганизовать живописный и скульптурный факультеты Академии художеств, когда сама Академия вошла в состав ВХУТЕИНа.
[показать]
Филонов Павел Николаевич (1883-1941) Автопортрет. 1921 г. Третьяковская галерея
Тогда Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства и, в конце концов, смог создать собственную художественную школу, собрать вокруг себя группу единомышленников, которая именовалась «Мастера аналитического искусства» (МАИ). Участники группы МАИ в конце 1920-х – начале 1930-х годов много совместно работали. Для Ленинградского Дома печати в 1927 году филоновцы выполнили 22 картины и одну раскрашенную скульптуру, оформили театральную постановку «Ревизора» режиссёра был Игоря Терентьева, проиллюстрировали финский эпос «Калевала». За время существования МАИ (до 1932 года) группа провела четыре выставки своих работ. Уже после первой, в 1927 году, пресса и критика назвала Филонова "психически нездоровым", а его картины - "гротеском с уклоном в патологическую анатомию". В 1930-х многие ученики-филоновцы пошли «своим путём», а сам Мастер подвергся критике и гонениям. Несмотря на преданность художника идеям коммунизма и искреннюю революционно-пролетарскую позицию, его обвинили в формализме и противопоставления своего творчества идеям социалистического реализма. Возможно, откровенная травля художника, стена изоляции и отвержения его творчества, которое называли «враждебной советскому строю филоновщиной», оттолкнула от него многих бывших учеников и соратников. К концу 1930-х художник еще продолжал преподавать, но уже бесплатно, получая иногда пенсию, как «научный работник 3-го разряда». Он практически голодал, экономя даже на чае и картошке. 3 декабря 1941 года Филонов умер в блокадном Ленинграде.
Возвращаясь к герою моего рассказа, сообщу, что в нескольких источниках промелькнула информация о том, что Крапивный некоторое время был учеником еще одного авангардиста - художника, музыканта и теоретика искусства Михаила Васильевича Матюшина (1861 - 14 октября 1934).
[показать]
[показать]
Матюшин Михаил Васильевич (1861-1934) Автопортрет. 1900-е гг.
Михаил Васильевич Матюшин
Возможно, так оно и было, прежде, чем Дмитрий стал членом филоновского МАИ, поскольку Матюшин наряду с Филоновым и Малевичем возглавлял одну из трех известных в Ленинграде школ художников-авангардистов.
Итак, войдя в основанную Филоновым группу «Мастера аналитического искусства», Крапивный принимал участие в общих работах коллектива, экспонировался на всех выставках, в которых участвовали члены МАИ. Среди них – выставка «Мастеров аналитического искусства» школы Филонова в Доме печати (1927), Первая общегородская выставка изобразительных искусств (1930), Первая выставка ленинградских художников (1935) и Осенняя выставка ленинградских художников (1936).
[показать]
Афиша первой выставки МАИ. 1927 г.
На последних трёх выставках Крапивный представлял свои работы вместе с Кустодиевым, Петровым-Водкиным, Лебедевым, Малевичем, Митрохиным, Суетиным, Чехониным и др.
[показать]
Крапивный Дмитрий Павлович (1900-1940) Натюрморт с цитрусами. 1930 г.
Историки отмечают, что Крапивный писал в манере Филонова, находясь под сильнейшим влиянием учителя. На выставке МАИ картина художника «Головы» (у Филонова, кстати, есть одноименная картина) была признана одной из лучших, сам Филонов ее отметил.
[показать]
[показать]
Филонов Павел Николаевич (1883-1941) Козел. 1920-е гг. Русский музей
Филонов Павел Николаевич (1883-1941) Симфония Шостаковича. 1935 г. Третьяковская галерея
[показать]
Крапивный Дмитрий Павлович (1900-1940) Лошади в стиле Филонова. 1926 г.
Увы, это единственная работа Крапивного в "филоновской манере", которую удалось найти...
Впрочем, историки оговариваются, что картины художника 1920-1930-х годов можно разделить на две группы, 2 типа. Одни из них можно назвать «натуралистическими» - с тонкой, плотной и рельефной моделировкой формы, тоновой прокладкой фактур, в реалистическо-академическом стиле. Вторую группу называют «условной», поскольку эти работы выполнены в филоновской технике, с броскими и напряженными формой и цветом, калейдоскопичностью структур и композиций. Отмечу, что «филоновских» работ в наследии Крапивного сохранилось очень немного, в общем-то, как и других картин художника, хотя Крапивный писал портреты, жанровые картины, обнаженную натуру, пейзажи.
[показать]
Крапивный Дмитрий Павлович (1900-1940) Обнаженная на пленэре.
[показать]
Крапивный, Дмитрий Павлович (1900-1940) Кинто (Тифлисский базар) 1927 г.
Еще хочется сказать, что практически последние десять лет жизни Крапивного – большое «белое пятно». Плодятся вопросы, на которые я не нашел ответа…
Где он работал?
Был ли художник до конца предан учителю, или предал и отвернулся от него, как некоторые?
Почему последние четыре года жизни не выставлялся?
Отчего он вообще умер в 40 лет? Болел? Или попал под репрессивный каток, умер в ГУЛАГе или был расстрелян в Ленинграде (местом смерти везде указан этот город)?
Мысль о репрессиях возникла, поскольку в биографии ленинградского живописца и графика, сокурсника Крапивного по ВХУТЕИНу и Школе Филонова «МАИ» - Владимира Карловича Луппиана (1892-1983), указано, что родственников, близких друзей и учеников Филонова во время гонений на художника не раз допрашивали в НКВД. Да и в самой биографии Филонова есть факты, что в 1930 году его арестовывали, как «германского шпиона», в 1938 году оба пасынка художника были репрессированы и погибли в лагерях. Известно, что НКВД вынудило его друга и ученика (не знаю, о ком идет речь) покончить жизнь самоубийством, он повесился, написав в предсмертной записке: "Пусть захлебнутся моим трупом".
[показать]
Дмитрий Павлович Крапивный (1904-1940) Автопортрет.
Интересны краткие характеристики, данные Крапивному его друзьями и коллегами.
Евгений Кибрик: «Человек аскетического характера и высокого чувства чести»
Муза Луппиан, дочь Владимира Луппиана: «Митя был скромный, беспомощный в житейском смысле человек, все, что он делал - делал искренне и самозабвенно».
И еще одна цитата: «Он - красивый, талантливый, волевой человек, преданный делу Филонова», принадлежат эти слова жене Крапивного - Лидии Фроловой-Багреевой.
В 1934 году Дмитрий Крапивный женился на своей сокурснице по институту 27-летней Лидочке Фроловой-Багреевой. И поскольку она тоже была художницей, ей я посвящаю вторую часть своего рассказа.
Часть II. Лидия
Лидия Федоровна Фролова-Багреева
8 июня 1907, Петербург - 6 июня 1999, Санкт-Петербург
Русская, советская художница и график, член Санкт-Петербургского Союза художников.
Лидия родилась в Петербурге в семье дворянина по происхождению, студента Федора Михайловича Фролова-Багреева (13 июня 1887, Омск – 13 апреля 1927, Грозный) и его молодой жены Серафимы Васильевны (в девичестве Кизиной). Молодожены венчались на Петроградской стороне в Храме Спаса-Колтовского, невеста была уже на сносях, поскольку в июне этого же года в семье родилась дочка Лидочка. 16 июня 1913 года у нее появился брат Владимир. Федор Фролов-Багреев учился на медицинском факультете Киевского университета, который окончил в 1913 году, после чего был направлен в город Семипалатинск командированным врачом-хирургом. Семья: мать Наталья Павловна, жена и двое детей, переехала к нему.
В Семипалатинске 8 мая 1815 года родилась младшая дочь Наташа, которая умерла от скарлатины в шестилетнем возрасте. Отец в 1914 году работал в городской больнице г. Зайсан, во время Первой мировой войны служил в военных госпиталях врачом-хирургом и на 125-м полевом военно-санитарном поезде. Прибыв с 8-й армией в г. Грозный, он занимал там должность председателя постоянной врачебной комиссии Грозненского эвакопункта, а в 1922 году, после расформирования штаба армии, стал работать хирургом в Старопромысловской больнице.
Семья всё это время жила в Семипалатинске, где Лида в 1925 году окончила в среднюю школу и с матерью приехала в Ленинград, чтобы учиться живописи. 17-летняя девушка без труда поступила на отделение монументальной живописи ленинградского ВХУТЕИНа, где и познакомилась со своим будущим мужем – Дмитрием Крапивным.
В 1927 году девушка пережила семейную трагедию, ее отец, с осени 1926 года работавший в здравотделе г. Грозный, 13 апреля 1927 года в 6 часов вечера, во время прогулки в окрестностях Ленин-Курорта был убит выстрелом в спину. Убийц, конечно, не нашли…
В ВХУТЕИНе Лидия, как и Дмитрий, занималась в мастерских К. С. Петрова-Водкина и А. И. Савинова. Приверженцем Школы Филонова ее назвать нельзя, хотя в некоторых биографиях упоминается, что она принадлежала к кругу художников авангардистов и даже принимала участие в первой и единственной выставке МАИ в Ленинграде.
В 1930 году девушка окончила институт с присвоением ей звания "художника монументальной живописи" и была направлена в Старый Петергоф на Гранильную фабрику, где в течение двух лет (1930-1931) занималась набором мозаики для Мавзолея В. И. Ленина в Москве. В дальнейшем Фролова-Багреева работала художником по договорам.
В 1934 году Лидия вышла замуж за Дмитрия Крапивного, но семейная жизнь продлилась всего шесть лет – в 1940 году муж умер.
Судя по каталогу работ художницы, она активно работала, в отличие от мужа – авангардиста-филоновца, именно в стиле яркого социалистического реализма. В 1941 году Фролова-Багреева впервые участвовала во Всесоюзной художественной выставке в Москве, посвященной истории ВКП(б), и представила в экспозиции картины «Сталин выступает на 16 съезде ВКП(б)» и «Ленин в студенческом кружке».
После начала Великой Отечественной войны художница осталась в блокадном Ленинграде. В 1942 году она вновь вышла замуж за офицера Балтийского флота Я. Б. Рабиновича, а в 1943 году была принята в члены Ленинградского Союза советских художников (ЛССХ). Кстати, в 1942 году художница написала портрет «Офицер Балтийского флота», уж не своего ли второго мужа она на нем изобразила?!
После войны Фролова-Багреева была награждена медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В музее-диораме «Прорыв блокады Ленинграда» хранятся ее портретные и жанровые зарисовки, а также картины, написанные в осажденном городе.
[показать]
Фролова-Багреева Лидия Фёдоровна (1907-1999) Налёт продолжается (Ленинград. Октябрь 1941 г.). 1959-1960 гг. Музейное объединение "Художественная культура Русского Севера", Архангельск
В мирное послевоенное время художница продолжала активно воспевать страну Советов и ее передовых людей. Среди картин, написанных Фроловой-Багреевой, работы с названиями: «Комсомольская помощь» (1943), «У могилы А. В. Суворова» (1945), «В. И. Ленин в марксистском кружке студентов электротехнического института» (1951), «Портрет участника Октябрьского революционного восстания, красногвардейца, потомственного путиловца-кировца А. С. Рыбакова» (1957), «Налёт продолжается» (1960), «Снята блокада!» (1983). Искусствоведы отмечают, что художница была прекрасным портретистом, среди тех, кто ей позировал, физик П. Феофилов (1964), бригадир молодёжной бригады совхоза «Ручьи» С. Иванов (1964), Герой Советского Союза С. П. Лисин (1970), художник-декоратор Натулла Абдуллаева (1972), член-корреспондент Академии наук СССР, учёный-африканист Д. Ольдерогге (1972), Герой Советского Союза снайпер Ф. Дьяченко (1976), швея-мотористка Т. Чистякова (1976) и др.
[показать]
Фролова-Багреева Лидия Фёдоровна (1907-1999) Арам Хачатурян. 1982 г.
[показать]
Фролова-Багреева Лидия Фёдоровна (1907-1999) В хореографическом кружке. 1975 г.
[показать]
Фролова-Багреева Лидия Фёдоровна (1907-1999) Портрет девушки. 1950-е гг.
Пробовала Лидия Федоровна себя и как книжный иллюстратор, написала, например, иллюстрации для сказки "Дюймовочка", оформила книгу Мириам Мейсон "Мальчик с великой Миссисипи", рассказывающую о детстве Марка Твена.
[показать]
Фролова-Багреева Лидия Фёдоровна (1907-1999) Иллюстрация к сказке "Дюймовочка".
[показать]
Фролова-Багреева Лидия Фёдоровна (1907-1999) Иллюстрация к сказке "Дюймовочка".
[показать]
Фролова-Багреева Лидия Фёдоровна (1907-1999) Обложка повести Мириам Мейсон "Мальчик с великой Миссисипи". 1957 г.
Лидия Федоровна Фролова-Багреева прожила долгую плодотворную и творческую жизнь, она скончалась 6 июня 1999 года, в возрасте 92 лет, и похоронена в родовой могиле на Большеохтенском кладбище в Санкт-Петербурге.
P.S.
Что касается Дмитрия Крапивного, то о нем впервые вспомнили только через полвека после смерти, и то, не в России, а в Италии. В 1992 и 1993 годах мемориальные выставки, посвященные творчеству художника, были проведены в галерее «Капитани» в Милане, а в 1993 году уже и в галерее «Московская палитра» в Москве.
Впрочем, стоит также заметить, что картины Крапивного находятся в коллекциях Русского музея в Санкт-Петербурге и Каракалпакского музея искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе.
Жаль, что творчество художника в интернете представлено больше картинами, выставленными на аукционах, да и тех совсем не много. Как всегда, у меня теплится надежда, что кого-нибудь заинтересует имя и творчество этого художника, и мы сможем когда-нибудь прочесть настоящее исследование, посвященное Д.П.Крапивному...
Источники – Википедия, электронные энциклопедии, сайты
1,
2,
3,
4,
5,
6 и др.