Глава III ЖИЗНЬ В г.БИРЮЧЕ.
БОЛЕЗНЬ. ЧУДЕСНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ
Игумен Мануил ((впоследствии схиигум. Серафим (Ковш); †1920)
Но и в Бирюче не легка была жизнь моя. Придя в Бирюч, я
поступил на чинборный завод(Где производится выделка овчины.)
*, а сестру свою определил в услужение к богатому
купцу. Чтобы дать понятие о тяжести работы на подобного рода заводах, скажу, в
чем она состояла. Три человека должны были каждодневно во все время
производства работ на заводе выжать руками сто овчин. Овчины эти предварительно
на ночь вывозились на реку и вымачивались в проруби всю ночь. Утром их
промывали и, несмотря ни на какой мороз, голыми руками ножами очищали от
навоза. От холода руки коченели и трескались до крови. Привезенные с промывки
овчины сдавались в ченбарню, и там мы должны были сдирать с них сало и после
класть на пять дней в раствор квасцов. Таким образом «выченитые» (вымоченные)
овчины мы, рабочие, должны были натянуть на жерди и просушивать в течение
суток, непрерывно переворачивая с одной стороны на другую. При сушке овчин жара
поддерживалась невыносимая, доходившая, думается, выше 60°. При этом от овчин
исходило нестерпимое зловоние. Жара и смрад заставляли выбегать из сушильни на
мороз прохладиться в одном нижнем белье и затем вслед возвращаться на ту же
работу, в ту же атмосферу. От такой работы я вскоре заболел мучительною
болезнью: я жестоко простудился, открылись по всему телу раны; раны покрылись
струпьями, и все тело обратилось в один сплошной струп.
*Где производится выделка овчины.
От малейшего движения струпы эти ломались и причиняли
невыносимую боль особенно тогда, когда приходи¬лось сменять рубашку: снимать ее
было нельзя, нужно было стаскивать, сдирая вместе и кожу с тела. Видя мои
страдания, хозяйка моя принялась меня лечить по-деревенски, как в деревнях
лечат корости: сварила дегтю вместе с воробьиным и куриным пометом и этим
снадобьем стала смазывать мне струпы. От этого лекарства все тело жгло
невыносимо; страдания были так адски-жестоки, что я кричал и просил предать
меня смерти. Окружающие боялись, чтобы я не решился на самоубийство, и прятали
от меня ножи и все, чем бы я мог убить себя, чтобы не мучиться более... В
нестерпимых муках молил я Бога или исцелить меня, или послать смерть, как
избавительницу. Но Господь, видимо, испытывал терпение мое и веру и не давал ни
смерти, ни исцеления. А тут к мукам моим присоединилось еще и унижение:
хозяева, брезгуя мной и опасаясь заразы, поместили меня в подполье, под нарами,
чтобы не заразилось от меня прочее семейство. Кормили меня, как зачумленное
животное, из черепка, а остатки пищи после меня зарывали в землю, чтобы не
заразились хозяйские свиньи и куры.
Так страдал я от Рождества и до Пасхи, когда Господу Богу угодно было меня
исцелить поистине чудесным образом за молитвы, верую, Пречистой Его Матери, к
Которой я неустанно обращался' с мольбой во все время моей болезни. И произошло
чудо следующим образом. Настала Великая Седмица Страстей Господних, подошел
Великий и Святый Четверток. Пасха в тот год была ранняя, и стояли еще довольно
сильные заморозки. И вот, ни с того ни с сего, явилось у меня сильнейшее желание
искупаться в реке по вере, что в этот святой Свой день Господь непременно
услышит непрестанный мой молитвенный вопль к Нему и ради спасительных Страстей
Своих пошлет мне исцеление. Этого дня, как спасения своего, я ожидал с
невыразимым нетерпением, и каждый день перед, ним мне казался годом, тем более,
что страдания мои к этому времени усилились еще более, и я перед Великим
Четвертком от боли и ожидания не спал почти пять дней напролет. И вот, ровно в
12 часов ночи, когда наступил Великий Четверток и все в доме спали глубоким
сном, я потихоньку вылез из своего гнезда, взял ключ от ворот (хозяева мои
содержали постоялый двор), открыл их, вышел со двора и пошел к реке,
протекавшей верстах в двух от дома. Была темная, непроглядная ночь. Тишина
стояла мертвая. Я перекрестился и, предав себя водительству Божью, смело
зашагал вперед, держа в руке белье для перемены. Так прошел я с полпути. Вдруг
передо мной из мрака вынырнуло что-то живое в образе человеческом, но
нечеловечески страшное. У меня от ужаса на голове зашевелились и стали дыбом
волосы.
Я стал креститься, читал молитву «Да воскреснет Бог» и псалом 50-й.
Страшилище, как вихрь, закружилось вокруг меня и троекратно пыталось кинуться
на меня, но я не прекратил молитвы, и оно отступило. Когда же я подошел к реке
и стал взламывать на ней попавшимся мне под руку колом тонкий лед (река прошла,
но от утренников у берега вода замерзала тонким слоем льда), то вдруг
послышался шум, как от ударов крыльями или деревянными лопатами по воде. И опять
напал на меня страх пуще прежнего, и я дрожал, как в лихорадке, чувствуя
присутствие и здесь того же страшного, что пыталось преградить путь мой к реке.
Но Господь помог мне преодолеть все эти страхи: я сбросил с себя все одежды,
перекрестился и погрузился в ледяную воду с молитвой веры и упования на
Всемилостивого Бога. «Господи! — так возопил я к Нему, — призри на сиротское
страдание мое и исцели болезнь мою!» Так помолившись, я троекратно окунулся в
воду и вслед почувствовал в себе такую радость, что ее и изобразить
человеческим словом невозможно. Боль мгновенно прекратилась, и душу мою осиял
невыразимый, радостный, животворящий свет Христов; сердце забилось спокойно и
ровно, и все чувства мои слились в один умиленный восторг, в одно
торжественно-умиленное благодарение Создателю моему, Царю и Богу... Когда я
вышел из воды и надел чистое белье (старое я оставил тут же, под мостками), я
не заметил и не знал, как уже очутился у ворот своего дома. Совершилось это
столь же чудесным образом, как и мое исцеление. Объяснить себе этого я и до сих
пор не могу... Вернувшись с купанья домой, я залез опять в свое гнездо под нары
и заснул вслед, как убитый. Сон мой продолжался без просыпу три дня, несмотря
на все усилия встревоженных хозяев разбудить меня. За эти три дня струпы на
теле засохли и стали, как чешуя на рыбе. В Великую Субботу, после обедни, я
проснулся, подкрепился пищей и пошел в баню. В бане чешуя моя отстала, не
оставив по себе ни малейшего следа. Тело мое сделалось белое и нежное, как у
новорожденного младенца, но такое чувствительное, что еще долго после того
самая тонкая рубашка казалась мне грубою власяницей., В бане я так ослабел, что
оттуда меня принесли на простыне, и я тотчас заснул, а проснулся уже на Пасху,
к обеду, значительно окрепшим и совсем здоровым. Так дивно совершилось надо
мной чудо великой милости Божией.
Игумен Мануил ( в схиме Серафим) Автобиография,
составленная С.А Нилусом по материалам, собранным послушником Савою Буренком
Отрывок из книги Неизвестный Нилус