Проповедь в самый обычный день. О БУДУЩЕМ СЧАСТЛИВОМ ОТЕЧЕСТВЕ
Прослушать:
http://predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/svjatitel-nikolay-serbskii-velimirovich/
Беседы под горой.
трек № 14
Притеснители народа Моего – дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили (Ис 3, 12).
И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу.
(Иез 36, 24).
И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное
(Иез 36, 26).
Люди больше живут тем, чего не имеют, чем тем, что имеют. Люди больше живут желаниями, чем реальностью, и будущим больше, чем настоящим. Нынешний день – это то, чего вчера у нас не было, это наши вчерашние желания и вчерашнее будущее. Вчера мы жили в мечтах о нынешнем дне и в страстном желании сегодняшнего дня. Наступившим утром наши мысли и наши мечты уже переселились в день завтрашний. Вот и выходит, что наши мысли и наши желания опережают время, другими словами, мы обгоняем время и спешим все вперед.
Как пловец бросает свой взгляд вдаль, гребок за гребком равнодушно отталкиваясь от воды, так и мы равнодушно перебрасываем через себя набегающие на нас волны времени и с любопытством всматриваемся в открывающиеся просторы идущего нам навстречу времени. Очень уж редки в нашей жизни моменты, когда мы просим время остановиться! И так всю свою жизнь − мы больше задерживаемся на том, что далеко, нежели на том, что близко, и больше живем тем, что видим своим умом и сердцем, чем тем, что видим своими глазами, и больше занимаем себя и вдохновляемся тем, чего у нас нет, нежели тем, что имеем. Поэтому всегда только меньшая часть нашего счастья у нас в руках, в нынешнем дне, а бóльшая часть – вдали, в будушем, в том, как его рисуют наши желания и стремления. И потому наше счастье никогда не бывает полным. Как каждый из нас поодиночке, так и весь народ сербский сегодня больше живет тем, чего нет у него, нежели тем, что у него есть. Сербский народ еще не стал ни великим, ни культурным, поэтому его стремления превосходят стремления других народов.
В истории народа бывают периоды голода и пресыщения. От пастушеской идиллии до культурного пресыщения история последовательно проходит этапы различного рода голода и постепенного его утоления. История сербского народа − это уже не пастушеская идиллия, когда сербы испытывали самый сильный голод, но еще и не культурное пресыщение, хотя в ходе истории некий голод нам утолить удалось.
В средние века нас терзала родовая месть, теперь этот голод утолен. Если сегодня и найдется кто-то, кто испытывает такой голод, то это следует отнести на счет атавизма у отдельного человека, а не приписывать целому народу.
На смену этому голоду пришел другой, очень похожий на него − наши партии мстили одна другой, празднуя пирровы победы. Но и с этим голодом мы справились. А если сегодня и есть такой, кто страдает от него больше, чем, например, от обыкновенной нехватки еды, он, какие старания ни приложил бы, чтобы выглядеть современным и прогрессивным, будет отсталым человеком, да и только.
Утолен в нашей стране и голод на политические потрясения. Наши недавние предки, да и мы сами, возлагали на него большие надежды. Надо признать, мы оказались ненасытными в желании все привести в порядок, чтобы управлять своей страной: за одно столетие мы испробовали все типы государственного управления − от патриархального до абсолютистского, от торгово-олигархического до будуарного и преторианского, от полудемократического до демократического в полном смысле.
Мы уже насытились культурой и псевдокультурой Европы. Псевдокультура – это изнанка культуры, ее тень, неотступно за ней следующая. Освободившись от унизительного рабства, мы жадно потянулись к европейской культуре и раскрыли для нее свою душу. Однако мы были слишком молоды, слишком неопытны и неосмотрительны, чтобы суметь понять и принять подлинную культуру. Псевдокультура оказалась для нас и привлекательнее, и доступнее. Когда раба отпускают на свободу, он первым делом набрасывается во вред себе на все то уродливое, что предлагает свобода. Так сделали и мы, когда освободились от жестокого гнета. Нашей молодежью, учившейся за пределами Сербии, легче всего усваивались самые разрушительные теории − и те, что касались политики, веры и искусства, и те, что касались народной и семейной жизни. Когда сербская молодежь получала министерские портфели, она трезвела от первого увлечения свободой, но, к сожалению, часто впадала в другую крайность − в потребление культуры без разбора и во вред. Сегодня Сербия не испытывает потребности в псевдокультуре, она жадно ищет истинную культуру − подлинное достояние человечества.
Утолен, скажу далее, и наш голод на правду. Столетиями мы жаждали ее, но утолили этот голод лишь тогда, когда убедились, что нужно не ждать правды, а нужно за нее бороться с верой и надеждой на Бога.
Утолены и многие другие виды голода, но все-таки мы сегодня далеко не сыты, мы почувствовали свободу и культуру только лишь отчасти, не всем национальным организмом, однако страстно желаем абсолютно свободной и культурной жизни, как живут народы вокруг нас. Представьте себе голодного человека, рот у него битком набит, но еда застряла в горле и не может пройти в желудок, на языке приятное ощущение, − и только, беднягу по-прежнему томит голод. Если вы представили себе такого человека, то теперь легко можете представить Сербию. Устами Сербии сербский народ почувствовал вкус свободы и культуры, но он не может их проглотить, ибо у него сдавлено горло. Как же в такой ситуации может быть счастлив народ?
Счастье народа, как его понимаю, не пресыщенность либо чувств, либо духа, но внутренняя сила и внешняя возможность для осуществления свободной культурной деятельности. Внутренняя сила – это то, что, во-первых, дает природа, а во-вторых, то, что своим трудом развивает сам народ. Внешняя возможность есть нечто, что зависит от множества причин и развивается вне нас. Мы в Сербии жаждем именно внешней возможности, которая нам необходима, чтобы мы показать внутреннюю силу, ибо без этого ни нам самим, ни всему миру так и не узнать, чего мы стоим. Представьте, идет чемпионат по бегу и бегуны свободно соревнуются между собой. Можно ли о человеке, который сидит на обочине со связанными руками и ногами, сказать, обгонит ли он всех или отстанет? У нас, сербов, одна часть нашего тела свободна, а другая связана. Как же нам двигаться? Как нам соревноваться с теми, которые свободно бегут впереди нас? Это невозможно, ибо мы связаны и не можем двигаться, не можем соревноваться. Однако сегодня цель нашей национальной жизни совсем не в том, чтобы соревноваться с теми, у кого есть свобода и культура и кто мог бы уже отпраздновать тысячелетие своей свободы и культуры, но в том, чтобы подготовиться к такому соревнованию. А мы готовы к нему, как вы думаете? Сейчас, дорогие братья, мы живем с вами так, что каждый день повторяем один и тот же смертный грех: мы не готовим нашу внутреннюю силу ко дню грядущего соревнования, но полагаемся на внешние обстоятельства, то есть сидим на обочине, связанные, и ждем, что нас кто-то освободит от вековых пут, и не прилагаем усилий, чтобы самим сбросить их. Мы спим, окутанные холодными зимними сумерками и ждем, когда взойдет весеннее солнышко и разбудит нас и оживит, совсем не думая о том, найдет ли оно в нас что-нибудь, что еще способно пробудиться и ожить.
Мы поставили наше национальное будущее в исключительную зависимость от министерства иностранных дел, мы все уже сжились с мыслью, что будущее счастье Сербии зависит единственно от того насколько искусно ведут дипломатическую игру руководители внешней политики нашего государства. Мы перестали верить, что будущее счастье Сербии зависит в первую очередь от каждого из нас, и, не делая того, что зависит от нас, пожираем глазами одного человека, министра иностранных дел, и ждем от него того, чего малые дети ожидают только от фокусника. Мы верим только в искусную шахматную игру − во внешнюю политику. Мы веруем, что наш спаситель − искусный министра иностранных дел: на дипломатической доске он удачно передвинет фигуру и выиграет. Одним словом, мы поставили наше счастье в зависимость от ожидания и только ждем.
«У нас ничего путного ждать нечего!» – можно услышать со всех сторон, на улицах и в домах белградских. Уже стало обычным делом, что люди, не исполнившие свой долг перед Отчизной, сидят в кафе или прогуливаются по улицам и говорят: «У нас ничего путного ждать нечего!» Торговцы, которые не умеют торговать и страдают от своего неумения, критикуют министерство иностранных дел и говорят: «У нас ничего путного ждать нечего!» Чиновники, которые предпочитают работе отсутствие в своих ведомствах, твердят, что министерство иностранных дел неудачно передвинуло нашу фигуру на политической доске и поэтому «у нас ничего путного ждать нечего!». Женщины, которые не смогли воспитать своих детей, находят, что внешнюю политику следовало бы повернуть вправо, а не влево, но так как она фатально повернута влево, то «у нас ничего путного ждать нечего!» Такой прогноз дают все те, кто не имеют веры ни в себя, ни в свой народ. Таких людей у нас в Сербии стало очень много. Они, как безработные, которые ходят по рынку, заглядывают в каждую лавку, в каждую витрину, каждому лицо,– и критикуют всех и вся. Они не имеют ничего своего, что можно было бы выставить на продажу, кроме брюзжащей критики, которая в нашей стране, впрочем, весьма потеряла в цене.
Они не верят в себя и, следовательно, не верят в других. Для них все те, кто живет сегодня, всего лишь жалкие вырожденцы, которые появились на свет для того только, чтобы помрачить славу и умалить величие их славных предков. Они часто повторяют: «Если бы нынешнее поколение совсем вымерло, может, тогда появилось бы новое, более достойное, более способное, чем это». Они любят повторять фразу о стародавнем и новом Израиле.
Однако не верьте их словам, дорогие братья, ибо все это лишь пустые речи. Одно поколение от другого не отделено китайской стеной, но каждое предыдущее сливается с последующим. Предыдущее поколение дает следующему за ним не только организм, но и дух, и мораль, и навыки. Каждое последующее поколение неизбежно более чем наполовину формируется, наставляется и вдохновляется тем поколением, которое ему предшествовало. Наконец, поколение не может в каком-то отрезке времени существовать одно − с ним одновременно живет несколько поколений, поэтому они не могут не влиять одно на другое. Так что лишено логики утверждение, что наши потомки будут совершенно здоровы, если мы совсем больны, и что они будут абсолютно добры, если мы злы. Мы должны всерьез заняться своим здоровьем, если хотим иметь здоровое поколение. Разве не глупость надеяться, что стебель будет здоров, если корень, от которого стебель пьет сок, поражен.
Поэтому мы − такие, какие есть − не смеем отталкивать от себя своих потомков и кричать им, как в прежние времена кричали на Востоке прокаженным: «Нечистые! Нечистые!» Напротив, мы должны призвать их к себе и показать им, что есть у нас здорового и что больного, и сделать так, чтобы им понравилось чистое и здоровое и не понравилось нечистое и заразное. Мы не должны прятаться от детей наших, но должны показаться им такими, какие мы есть на самом деле − они все равно нас узнают . И давайте скажем им: «Мы рок ваш и ваше спасение. Смотрите на нас с той стороны, с какой будете нас видеть как спасение и жизнь».
Христос говорил: «Пустите детей приходить ко Мне!» И все мы должны говорить то же и следовать этому призыву. Но прежде мы должны сами, как дети Божии, прийти к Христу, а потом к себе призвать детей наших.
«Да что может Христос сказать нам, сербам, сегодня?» – вопрошают потерявшие веру и в себя, и в Христа, и в народ. А Христос вот что может нам сказать сегодня.
Вы, сербы, принадлежите к народам униженным и оскорбленным, а Меня тоже всегда оскорбляли и унижали. Я ваш товарищ по несчастью и близкий друг, который знает счет вашим вздохам и меру вашим слезам. Я иду плечом к плечу с вами через всю вашу историю и сопровождаю все падения ваши и подъемы. Вы зачастую не замечали Меня или избегали, а Я вам никогда не навязывал Себя, подобно тому, как настоящий друг никогда не напрашивается, но никогда и не теряет товарища из виду и не изгоняет его из своего сердца.
Другие народы воздвигли Мне роскошные храмы и жертвовали без счета серебро и золото, а вы – нет, и все же вы в сердце Моем не дальше тех, первых. Другие народы посвятили Мне все лучшее, что ими создано в науке и искусстве, а вы – нет, но все же вы не стали для Меня хуже, чем они. Другие народы ежедневно возжигают больше свечей пред Моим алтарем и больше падают ниц пред ликом Моим, чем вы, но все-таки Я с вами, как и с ними. Я больше с вами, чем с ними, ибо их жизнь в пресыщении, а ваша – в голоде и жажде, а Я всегда больше дружил с голодными и жаждущими, чем с сытыми. История великих и пресыщенных народов перестала быть Моей историей, а ваша история всегда была, и остается сегодня, историей голода и страданий.
Вера ваша не отвечает вашим желаниям: вы хотите иметь счастливое Отечество, а сами не верите в такое Отечество. Отбросьте недостойное представление, что вас освободит и сделает сильными один человек. Освобождайте и укрепляйте каждый сам себя, и когда вы все станете свободными и сильными, тогда и Отечество ваше будет свободным и сильным. Внешняя свобода ничего не стоит без свободы внутренней, как и внешняя сила ничего не стоит без силы внутренней. У вас в Сербии внешняя свобода есть, но чем она может вам помочь, если ваша душа в плену сомнений и отчаяния?
Отбросьте нелепую мысль, что будущую счастливую Сербию создаст один человек. Смотрите на вещи реально, а реальность в том, что вы все должны в здание своей мечты положить по камню, поскольку все вы строите будущее своего народа.
Отбросьте недостойный пессимизм из-за того, что вы малочисленный народ. Вспомните, все великие народы были сначала малыми. И Церковь Моя, в которой сегодня сотни миллионов, вначале имела едва ли десяток верующих. И этот десяток победил не числом и не внешними средствами, но верой и стойкостью, ростом внутренним, духом, истиной и воодушевлением. Веруйте в Меня, ибо вера в Меня означает веру в себя, а она означает победу. Веруйте в Меня, как Я верю в вас.
Вот что мог бы сказать нам Христос сегодня.
Если мы будем следовать Его словам, мы будем созидать, а не рушить, верить и надеяться, а не отчаиваться, мы создадим свое Отечество. Мы сделаем сильнее наш национальный организм, укрепим дух. Наша вера в себя совершенно разрушена – мы должны восстановить ее. Наша воля ослабла, она гнется во все стороны, как камыш на ветру, – мы должны сделать ее незыблемее пирамид. Наш взгляд омрачен ненавистью к людям – мы должны учиться любви к ним. Слух наш огрубел от героических песен прошлого и ликующей музыки будущего – мы должны щадить слух, чтобы у нас не притупилось восприятие искусства, помогающего жить. Язык наш стал скор на проклятие нашей жизни – мы должны попридержать его, но во всеуслышание говорить о нашей вере и надежде.
Одним словом, нам следует перевести наше внимание с деятельности министерства иностранных дел на нас самих, осознав, что будущее счастье нашей Родины зависит от каждого из нас. Поэтому все мы должны стать министрами внутренних дел. Мы много говорим о других людях и часто критикуем других, а о себе говорим мало и совсем себя не критикуем. К сожалению, я не слышал, чтобы говорили: «У нас ничего путного ждать нечего, потому что я плохой человек» − но каждый кричит: «У нас ничего путного не получится, потому что другие плохи». Но если бы каждый воскликнул: «Сербия несчастна оттого, что я плохой человек и плохой ее гражданин», − Сербия в три дня преобразилась бы, а через три года стала бы счастливой страной, и все мы были бы счастливы вместе с нею и с детьми нашими. Она накопила бы столько сил − и физических, и моральных, и духовных, − что все ее внешние путы лопнули бы сами по себе, как лопается кора дерева, когда оно быстро идет в рост.
Так что нам, братья, нам не остается ничего другого, как начинать с себя. Будем предтечей для наших детей в созидании счастья Отечества. Пусть они увидят хоть одну искреннюю и отважную попытку с нашей стороны, пусть увидят проторенную тропу, по которой продолжать движение им. И хотя наша работа покажется им по-ученически несовершенной, все равно, она будет им весьма кстати, ибо наше ученическое несовершенство подвигнет их к совершенству, к мастерству.
Пусть в глазах наших детей мы останемся детьми. Быть детьми совсем не унизительно, напротив, это необходимое условие для входа в Царство Небесное. Христос сказал: «Если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Оно наше будущее счастливое Отечество на небесах, но это и наше будущее счастливое Отечество на земле. Ни в то, ни в другое Отечество мы не сможем войти, если не будем как дети. Если мы не будем, как они, верить в возможность невозможного, не будем воодушевлены будущим, не придем ко Христу и не научимся у Него терпению в страдании, не научимся верить в себя и в победу своих идеалов, мы действительно исполним пророчество тех зловещих предсказателей, которые, толкаясь без дела по торжищам, выкрикивают: «У нас ничего путного ждать нечего!»
Будем же как дети и призовем детей своих к себе. Не станем отделять их от себя, а разрешим им приходить к нам. Давайте, когда будем приближаться к детям, величайшей из святынь, отряхнем с себя как можно больше праха, чтобы их не запачкать, умоем лицо и руки, а им скажем, что мы грязны, чтобы они постарались быть чище нас.
Будьте благословенны, дети наши, скажем мы им, будьте благословенны! Наше благословение не стоит дорого, ибо мы, предки ваши, не сделали ничего достойного ни перед Богом, ни перед людьми. Но в нашем благословении − все наше желание, чтобы вы были достойнее нас.
Благословляем вас, дети наши, и пусть на пути вашем растут тернии, как росли они на нашем пути и на пути наших предков. Не розы, но тернии, ибо путь с розами ведет книзу, в долину, а вы должны подниматься вверх, идти узкой тропой сквозь тернии. Мы падали от усталости посредине тернистого пути и, окровавленные и изнуренные, поворачивали назад, страстно желая оказаться в долине роз. Вы должны быть сильнее нас и идти вперед, не обращая внимания на кровь и пот.
Благословляем вас, дети наши, и пусть число ваше умножится, чтобы тех, кто не выдержат и упадет, заменили другие. Пусть будет как можно больше глаз устремится к одной цели. Пусть как можно больше умов вознесется ввысь, к единому истинному Богу и как можно больше сердец сольется воедино в благородном порыве.
Невелика, дети, та земля, на которой вы рождены, но станьте вы великими и возвеличьте землю нашу и сделайте счастливым Отечество.
Будьте великими в вере в Бога – это во-первых. Ибо эта вера пробудит в душах ваших и веру в себя, а она предвестница всякой победы.
Будьте великими в надеждах своих – это во-вторых. У кого слабая надежда, тот немного может достигнуть. Если рушатся одни надежды ваши, тотчас обращайтесь к другим, еще большим. Будьте великими в надеждах, ибо в надеждах будущее.
Будьте великими в любви – это в-третьих. Любовь подобна огню, который согревает жизнь. Пусть как можно больше огня будет в сердцах ваших. Смотрите, чтобы пламя его никогда не уменьшалось. Любовь жертвенна. Берегитесь остаться без Бога, чтобы не угасло ваше жертвенное пламя. Ревностно служите Богу, каждый день возжигайте жертву Богу.
Будьте великими в выдержке и стойкости. Попирайте тернии и поднимайтесь упрямо на вершину. Заглушайте боль вашу песней о будущем счастливом Отечестве. Страдайте, но пойте. Пусть слезы у вас текут от боли, но уста ваши пусть будут раскрыты для песни. Живите будущим, идите вперед и не оглядывайтесь, ибо кто оглянется, превратится в камень. Пусть вашему упорству дивятся и небо, и земля, и все народы на земле.
Пусть о величии вашем станет слышно повсюду, пусть оно гремит, будто это вострубила труба иерихонская. От этого гласа трубного падут стены, которые нас окружают, перестанут нас терзать все внешние узы, и тогда мы почувствуем себя свободными. И уже не будем сидеть на обочине, глядя на состязание великих и свободных и проклиная свою судьбу, но и сами встанем в ряды соревнующихся.
Только для этого надо помолиться Богу.
«Боже, мы так часто малодушествовали, подними нас, падших, и придай храбрости нам, испугавшимся. У Тебя, единственного Бога, будущее счастливое Небесное Отечество наше, в котором царят любовь и мир. Наш святой царь Лазарь предпочел Твое Царство Небесное, и мы, потомки его, последуем за своим святым царем-мучеником, ибо только через мученичество приходят на Небеса, – Боже, поддержи нас в мученичестве. Только герои истины увидят лик Твой, Боже, − Ты единственный можешь вдохнуть жизнь в мертвые кости и героизм в слабые сердца! Ты, Боже, свидетель тому, что мы не жаждем молочных рек в кисельных берегах, − мы жаждем обрести такую землю, где правда Твоя воссияет еще ярче и где имя Твое будет прославлено достойнее. Единый Великий Господь, просвети ум и возвысь сердца рабов Твоих, чтобы никогда нам не стремиться к неправде и никогда не уклоняться от борьбы за правду.Аминь