Настроение сейчас - Категории трагического и уродливого
Сегодня родился экспромт:
ЕСЛИ АСПИРАНТ ИДИОТ, ДИССЕРТАЦИЯ ЕМУ НЕ ПОМОЖЕТ. ДОКАЗАНО ЭМПИРИЧЕСКИ.
Теперь расшифрую жизненную основу этого изречения. Сегодняшнего семинара по зарубежной литературе я ждала почти три года - с самого начала учебы в универе. Один из моих самых любимых поэтов - Шарль Бодлер. Классик мировой литературы, основоположник европейского символизма, а главное - гениальный Поэт. Наша преподавательница просто "пообещала" мне этот семинар, когда я спрашивала, будем ли мы останавливаться подробно на символизме. И вот - дождалась! Следует сказать, что сначала был довольно интересный и плодотворный семинар по истории украинской литературы, где мы рассматривали поэзию Леси Украинки. И вот, вся такая вдохновленная, жду зар. лит. Первый удар - вместо нашей преподавательницы пришла аспирантка.. Но общение с Дианой (магистр с нашей кафедры) давало надежду на то, что еще не все потеряно. Напрасно! Я промолчу о том, что дЭвашка говорила по-русски... у нас между порчим украинский университет, и специальность тоже - украинский язык, и семинар не по русской литературе. Но если б только это... Насколько я знаю, изучая историю литературы, нельзя забывать о хронологическом принципе подачи матераиала. К примеру, довольно трудно разобраться в Неоромантизме, не имея понятия о Классическом Романтизме. Так же и с разными представителями одного направления. И с кого же начался семинар по символизму? Разумеется, со Стефана Малларме! Ну подумаешь, интеллектуальный символизм, ну и что, что поздний? Короче, шли мы "задом на перед". Бодлер был последним. Про парнасцев вообще не упоминалось, хотя с них бы следовало начать.
Мы немного зацепили тему переводов. У меня, само собой разумеется, были "Цветы Зла", один из переводчиков - А.Эфрон. Я сказала что-то в духе, не знаю, имеет ли он отношение к Сергею Эфрону, мужу Марины Цветаевой. На что девочка выдает шикарную фразу... наберите возхдуха в грудь!.. "Сергею Эфрону было не до этого. Он доносы писал". Проглотить ТАКОЕ я не могла! "Я думаю, вряд ли бывший белогвардеец, благородного происхождения вернулся после почти двадцати лет эмиграции для того, чтобы писать доносы. А если писал, то почему Цветаева была в загоне? Почему Шагинян сказала, что Цветаевой нельзя доверить даже место судомойки? Тем более, что ничего так и не доказано". У девочки просто челюсть отвисла. У нее был беспросветный шок. Не ожидала, что есть люди, которые знают о Цветаевой больше, чем "Мне нравится"? Потом она придумала отмазку - типа вычитала такое в воспоминаниях Анастасии Цветаевой, только прозвучало это как-то неуверенно. Из прозы Марины назвала "Мой Пушкин",а все остальное - отстой. О боги! Какая-то малолетка смеет замахиваться на прозу Цветаевой! Да кто ты такая?? Что ты такого эпохального написала, что судишь гениальное дарование??
Следующая часть препирательств проходила между дЭвашкой и Сашкой. Конечно, речь шла об экзистенциализме. Сейчас будет очередное научное открытие. Как оказалось, "экзистенциализм это подвид постмодернизма" (цитата дословная). А у постмодернизма даже есть дата рождения - 1953 год, пьеса Беккета "В ожидании Годо". Вопрос навстречу: а как же быть с Хайдеггерм, расцвет деятельности которого это 30-40ые года? А Кьеркегор, который был еще раньше? Не надо быть философом, чтобы знать, что экзистенциализм как направление возникает на рубеже ХІХ-ХХ вв., в связи с кризисом позитивизма. Мы это еще в школе обсуждали, только по-проще. Так мало того, что дЭвашка всякую ерунду порола, так еще с презрительным взглядом в нашу сторону советовала: "Вы почитайте, что Кьеркегор пишет об иронии.... вы об этом подумайте...". Тебе бы, дЭвашка, не мешало самой подумать! Ибо Сашка знала, о чем говорила! И Хайдеггера, и Сартра, и много кого еще она читала!
Что меня еще достало - сыпала умными названиями: я вот Шпенглера читала, а в 14 лет переводила Вордсворта. На Вордсворте опять лохонулась. Я его "Golden Daffodils" тоже переводила, в 10м классе, во время декады английского языка. Только не втираю об этом каждому встречному-поперечному!
Когда мне наконец-то дали слово о Бодлере.... собственно, я сказала пару предложений, дальше меня перебили. В ответ на мои слова о том, что это поэт гениальный по силе, что он индивидуалист, образно говоря, услышала "Ну, у него еще и было такое... ну, повыпендриваться". Воистину, оценка профессионального критика! А стихотворение "Падаль" - это "стишок про мертвую лошадку". Простите, но это уже идиотизм на очень зрелой стадии... Еще один важный "концепт семинара": поэзия Верлена и Рембо это дерьмо, потому что они были гомиками. Просто нет слов, чтобы прокомментировать.
Подводя итог, - следующие полчаса я не могла успокоится и пинала все досягаемые предметы, так меня взбесила эта дЭвашка. И это - аспирантка, филолог с высшим образованием. Будущий ученый. Словами Довженко: "О дурню, де твої межі?!"