• Авторизация


Без заголовка 11-06-2011 15:20

Это цитата сообщения Mages_Queen Оригинальное сообщение

Кошачий гороскоп: водолей

 
Интересный пост: Кот Саймона (все серии)
 
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 02-06-2011 20:12

Это цитата сообщения Mages_Queen Оригинальное сообщение

Ваше предсказание

 
Интересный пост: Кусочек рая
 
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

P.S. 05-01-2011 03:25


     Последнее "прости". Шучу. По просьбам трудящихся даю ссыль на свой новый ЖЖ: vika-garna.livejournal.com/ 

Добро пожаловать! Напоминаю: лирушных френдов продолжаю читать. 

 

комментарии: 6 понравилось! вверх^ к полной версии
Год 2010. В итоге. 31-12-2010 21:20


Вот ушел еще год,
Сколько останется нам?
В.Цой

     Последние часы года. Самое время пооглядываться назад. А год был в самом деле полосатый, как тигр. И сумасшедший по амплитудам. Начался он с чтения "Обломова" часа в три-четыре утра. И за последующие десять дней я прогнала треть курса истории русской литературы ХІХ века. Экстренный конец семестра в перемешку с короткими мгновениями счастья и света. Экзамен по синтаксису с песнями "Пикника". Первое февраля, отдельным пунктом. День, который дал новый виток моей жизни. Те зимние каникулы были как бег по льду: то восторг от красоты скольжения, то угроза провалиться в ледяную воду. Но все-таки красота победила. И был мой город в снегу, и был аромат кофе, и были стихи Цветаевой... Мучительное начало написания бакалаврской и штурм Парламентки всем составом Конт-Кант клуба. Весна началась с педагогической практики в 87ой школе и замечательного уютного Хелависника. 8ое марта действительно было для меня праздником, с пиццей, блюзом и белыми тюльпанами. В начале весны я, конечно, успела поваляться с температурой, паралелльно сочиняя дурацкие отчеты по практике.

     Снега всё же сошли, я купила новые батарейки для фотоаппарата. Киев, солнце, оживающие дома старых улиц и первые крокусы в университетском парке. Бурные и остросюжетные похождения Конт-Кант клуба хранили дух прошлой весны. Пародии развернулись до уровня концепций с элементами терминологического словообразования. В Желтом доме был спецкурс у Тамары Гундоровой и о том, что Шевченко - поет з божої ласки. Прохана убитой чайкой билась над судьбой украинской литературы второй половины ХХ века, а Ковалив взял моду таскать нас по защитам диссеров. Я открыла для себя раннюю поэзию Стуса и рвала всех на семинаре по Цветаевой. Традиционный Первомай в селе с Замятиным и Тютюнником, цветущими яблонями и вишнями и объективом моего фотоаппарата. До конца тех выходных я ударно дописала бакалаврскую и почувствовала себя полубогом. И однажды майским вечерм, у стен Софии я почувствовала, что значит "останется навсегда".

     Начало лета - конец семестра. Самая удачная сессия (4 "автомата" из 5ти экзаменов) и самая идиотская по нервному напряжению и беготне с обходными. Фотосессии с госпожой Максимовой и позняковские похождения с Сашкой. Много книжек: позия Лины Костенко, новеллы и повести Антоненко-Давидовича, актуальность вопроса "Что курила Эмма Андиевская?", комментированный "Петербург" Андрея Белого и "Чевенгур" Платонова. Памятная литтусовка, где я получила автограф Ирванца на романе "Рівне/Ровно" (Сашка, ей-богу, ты никогда этот день не забудешь!). Тоска по морю и белым розочкам. Феерическое желтодомское действо "защита бакалаврских". Отличная поездка Конт-Кант клуба в Белую Церковь. Особенно "горячим" оказался июль. Не только из-за аномальной жары. Получение дипломов, подача документов. И в то же время - по-шевчуковски сумасшедшие дожди, стихи Самойлова в нежном свете свечи, рассветное солнце над Днепром. Отдельное воспоминание уходящего года - поступление в магистратуру со всеми вытекающими. Афоризмом стало выражение "Це все база!", а оскорблением - слово "техсекретарь". За неделю было создано фольклорное сказаніє о чудєсєхъ, положенное в основу Кієво-глушковскія Патерика. И таки пережили, став магистрантами (а кто - магістервками). А самое теплое воспоминание лета-2010 - прекрасная поездка на Закарпатье. Мукачево и Ужгород. Неповторимая красота, прогулки по разным эпохам во вневременной тиши. А настоящее литературное открытие - "Властелин Колец" и личность Толкина вообще.

     Осень пришла с ливнями и холодом. Очень душевным получился Сашкин день рождения. Нарративно и потешно, как водится:) "Домагання розуму через Канта" стали афоризмом. Как и перлы мармазетки, весь курс интеллектуальной эволюции литературного языка и вся магистерская программа. В конце сентября была солнечная и теплая поездка в Пирогово. Нарративная погулка с Сашкой 9го октября по местам боевой славы. Я начала планово слушать все альбомы "ДДТ" и сольники Шевчука вперемешку с мельничной версией "Красно-желтых дней". "В ресторане", "Адам и Ева", "Черный пес Петербург", "Осень, мертвые дожди" и т.д. Первая научная конференция, в которой я поучаствовала, первая научная публикация и весь тот абсурд, крутящийся вокруг нее. Музыкальное открытие осени - пикниковский альбом "Театр абсурда". В ноябре неожиданно потеплело. И полегчало. Листья лежали на тротуарах. Конт-Кант клуб стебался с Курва-радио, Сашка спорила с Коваливым, а я

Читать далее...
комментарии: 4 понравилось! вверх^ к полной версии
Предпраздничное 31-12-2010 00:33


     Что самое лучшее в Новом году? Правильно - предвкушение Нового года. Вся эта суета, хлопоты, беготня по магазинам, запах мандарин, шуршание бумаги и дождичка создает удивительную атмосферу праздничности, маленького чуда. Самый лучший повод вспомнить дорогих людей и чем-то их порадовать. На той неделе совершили с мамой настоящий рейд по близлежащим магазинам в поисках подарков для родственников и друзей. Очень трогательно. Когда я выбираю кому-то подарок, сразу представляю этого человека, его интересы, привычки, вкусы, всякие мелочи. Дарить подарки в самом деле приятней, чем получать. И сразу праздник становится осмысленным. Как это ни банально, а суть любого праздника именно в том, чтобы делать приятное. Я не сентиментальничаю, просто Новый год всегда для меня был кким-то воплощением чуда, отголоском волшебства, в которое где-то в глубине души продолжаешь верить всегда. Сегодня заканчивала упаковывать подарки... Скоро Новый год... 

[699x468]

     И еще. Не удержусь и таки похвастаюсь недавним свежими пополнениями в своей библиотеке. Во-первых, на выходных меня попутным ветром занесло на книжную ярмарку "Мэдвин". Наконец-то у меня появилась антология "Розстріляне відродження" Ю.Лавриненко (35 грн). На том же стенде издательства "Смолоскип" купила собрание сочинений Майка Йогансена (такая вкусная "белая" серия). А под конец еще и попала на автограф-сессию Марии Матиос. "Солодку Дарусю" мне давно советовали, так почему бы не взять, да еще и с автографом? Во вторник с Сашкой зашли в "Є", так что теперь у меня есть, кроме первого и третего, пятый том собрания сочинений Василя Стуса (удастся собрать все 12?). А вчера я унесла с Петровки прекрасный 2томних Марка Твена всего за 15 грн (слава распродажам!) и крайне редкий товар - "Дім на горі" Шевчука за 35 грн. Спасибо доброму дяде-продавцу, который всегда мне делает скидочки.

комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Раздача слонов и храмов 26-12-2010 02:27


     Хотела написать о том, как меня занесло на книжную ярмарку и чего я там выкупила, а приходится писать очередной грусный пост. Своего рода продолжение предыдущего. В новостях вычитала, что Софию Киевскую (собор, а не заповедник) могут передать под управление Московского патриархата, как это сделано с Лаврой. Ой, умилительное зрелище! Когда попы делять церковь это всегда умилительно. А еще умилительней притязания Московского патриархата на Киевские храмы периода Руси. То есть построенные в ХІ - ХІІІ вв. Да и вообще вся эта грызня попов за культурные объекты такого значения меня только раздражает. Ничего тут нет ни от христианских ценностей, ни от веры вообще. Выкачивание бабла. И это убивает. Напомню: из Лавры активно выселяются музеи. Впечатляют возражения в духе "музеям не место в храме божьем". А то, что спокон веков у нас именно храмы были культурными центрами никого не смущает? Всегда у нас при церквях были библиотеки с целыми кружками книжников и переписчиков, школы, иконописные мастерские, больницы , приюты и т.д. Или христианство запрещает вести научно-исследовательскую работу и сохранять уникальные памятники? Что-то новенькое для меня. Неужели не понятно, что такие объекты, как София, Лавра (их всего-то таких пять в мире!), Выдубицкий монастырь и т.п. давно уже переросли свое культовое значение. Это памятники мировой культуры, священные не только в религиозном смысле. Такими темпами и до практики 1930х годов недалеко. С формулировкой "Так не доставайся ты никому!". "Город-мученик. Город-геній, хворий на менінгіт..."

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Город-мученик 24-12-2010 23:25


     Могла бы написать об эпопее с последними зачетами и о том, как вместо трех пар случилось пять. Но я как в анекдоте - Изя всё! Поэтому и пост будет совсем безрадостным. Несколько дней назад была в Мариинском парке. Гуляла. Подхожу по дорожке к зданию Верховной Рады и Мариинскому дворцу, иду к смотровой площадке. Так все замечательно, Днепр замерзает, снежная дымка над левым берегом. А потом я выпадаю в осадок. Чуть ниже Мариинки по склону два строительных крана. И уже расчищают местность. Очередная стройка. Очередная стеклобетонная высотка на оползнеопасном склоне? Картина маслом! (с) Любимый город гибнет на глазах. От собственного бессилия становится страшно и грустно. 

[700x525]

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Великие цели науки 22-12-2010 17:21


     Сегодня на семинаре. Во время одного из докладов поднялся небольшой шумок в аудитории. Замечание преподавателя закончилось такой фразой:

     - Тут сидят люди, которые хотят выступать и получать баллы!

     Казалось бы, мелочь. Обычное преподавательское замечание. Но как много оно говорит. И как-то грустно смотреть в будущее нашей науки, если мы приходим в университет только выступать и получать баллы.

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Капе... Конец семестра 16-12-2010 20:13


     Я не буду спрашивать, почему нас всю неделю неизвестно откуда появляются четвертые пары. Я не буду спрашивать, почему нам грозят репрессиями за каждый пропуск, а некоторые преподаватели спокойно не приходят на зачеты (и никому даже мысль о замене не приходит в голову). Я не буду спрашивать, почему объемы заданий зависят от того, с какой ноги встал преподаватель. Я не буду спрашивать, почему расписание зачетов живет своей жизнью. Я не буду спрашивать, почему на семинарах постоянно распинаются одни, а высший балл получают другие. Я не буду спрашивать, потому что уже привыкла. Просто процитирую:

     - Чому у вбиральні темно?
     - Тому що немає лампочки.
     - Чому ви запізнились на роботу?
     - Тому що проспав.
     - Чому брудно?
     - Не прибирали.
     - Чому у вас нема гудзика?
     - Відірвався тому що.
     - Чому помилки?
     - Поспішив друкувати.
     - Чому ви не голені?
     - Не встиг поголитись.
     - Чому хати розкриті?
     - Не покрили.
     - Чому відступаємо?
     - Генерал поганий.
     - Чому наслідки приймаються за причини?
     - Ась?
     Чому наслідки приймаються за причини? Чому ніхто не хоче подумати над цим соціальним злом? Чому ні уряд, ні партія не подумає над цим? Чому той, хто не виконав, може сказати "я забув", вважаючи себе чесною, гордою людиною, а не нікчемністю собачою.

Олександр Довженко "Щоденник" (16/ІХ.1942)

комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Сплетня желтодомского пошиба 15-12-2010 00:39


     Когда у нас в Желтом доме носятся какие-то слухи, я сразу интересуюсь источником, поскольку чем необычнее новость, тем больше вероятность, что это творение информационного агенства ББС. Баба Бабі Сказала. Сегодня ощущала на себе эффект. Несколько дней назад зашел в нашей группе разговор об отношении преподавателей к студентам. Я рассказала, что, листая ЖЖ дорогого МН, наткнулась на запись, сделанную как раз перед первой лекцией на нашем потоке. Запись такая: "...И чем он отличается от педагога. Педофил - друг детей. (Словарь иностранных слов 1907г.)", а в графе настроение: "перед первой парой". Я еще смеялась, мол, с какими мыслями человек шел к нам на пару. Ну, пошутили, вспомнили старую шутку о том, что педофил, в отличие от педагога, действительно любит детей. Обычная болтовня на переменке. Не все так просто в Желтом доме. Сегодня у меня одногруппница спрашивает: "Вика, а это правда, что ты рассказывала, что прочитала в ЖЖ нашего русиста, будто он совершенно не хотел идти к нам на лекции?" М-да... а я удивляюсь, что мармазетка перевирает Лотмана и Тынянова.

     И, кстати, о мармазетке. По ее версии, метафорически говоря, если мы не знаем какое-то слово, вопросим гугл, то все, что получим из поиска, - это интертекст. Я была потрясена этой образностью. А так же тем, что Потебня говорил о знаке, как о таком "эмпирически-миметическом понятии". Простите, Александр Афанасьевич! Прости, матушка Филолгия, царствие тебе небесное!

     Еще из дел универовских. Первая пара у нас сегодня абсолютно идиотская. Хожу только потому, что изредка отмечают присутствующих. А сегодня я проснулась, отключила будильник и, вопреки привычкам, снова отрубилась. Расценивать это как перст Божий? Или это было вопияние рассудка против абсурдности бытия?..

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
"NOVA радість" стала, яка не бувала 11-12-2010 21:05


      С небольшим опозданием, но все же расскажу о концерте, на котором побывала недавно. В Музее книги и книгопечатания в Киево-Печерской лавре выступал коллектив "NOVA радість" с программой "Замок та Монастир". Музыка XV - XVIII вв., от Ренессанса до Барокко. Французский шансон, вариации на легндарные темы, церковная литургика в фольклорном звучании. Гармоничное слияние светского и церковного, западной и восточной традиций. Словом, все те процессы, которые мне так хорошо известны и понятны в литературе, только в музыкальном воплощении. Музыканты играют по реконструированным нотам. Инструменты впечатляют: две скрипки, лютня (или что-то из этой разновидности), бубен, блокфлейта, сурма и еще один большой бубен, к внутренней стороне которого прикреплены колечки наподобие кольчужных. Когда все это начинает звучать... Седая древность и резкая современность. Шаманство, магия, божественность. Французская романсовость, латинская молитвенность, украинская балладность... и все так гармонично и тонко. Как всегда, для впечатлений от музыки у меня не хватает слов. Когда понимаешь, что перед тобой сейчас, в ХХІ веке зучит мелодия, написанная в XVII, это потрясает. В средине концерта прозвучала старинная балада "Корлевич" (вероятно, о короле Владиславе Ягайле и его жене Ядвиге). 13 минут крышесрыва, прошу прощения за нелитературность высказывания, но это было действителньо мощно. Просто колдовские созвучия. Весь концерт (полтора часа) я просидела почти не шевелясь, да еще и музыканты просили не аплодировать до окончания. Зато уж потом хлопали до онемения ладоней.

     После концерта можно было и сами инструменты пощупать, и с коллективом пообщаться. Руководитель ансамбля - Данила Перцов - очень харизматичный приятный человек, которого можно расспрашивать об истории каждой песни, каждого инструмента, разных музыкальных тенденциях, вообще культурном контексте и т.д. Кстати, некоторые инструменты он сам смастерил. И при этом добавляет: "Якраз для аматорів". Именно в ЖЖ Перцова можно прослушать записи с этого концерта - слушать всем обязательно! Сейчас жалею только о том, что ничего не фотографировала ни во время, ни после выступлений. Но я не могла отвлекаться от этой музыки... Хочу еще концертов ансамбля. Ибо прекрасны. И дай бог, чтоб нашлось побольше людей, способных оценить всю эту красоту.

     P.S.: В одной из пауз между композициями снаружи донеслись переливы лаврских колоколов. В самом деле символично.

комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
На злобу дня 06-12-2010 19:45


      "Дурень - не обов'язково Іванушка-дурачок. Дурень нині часом закінчує два факультети, займає високі посади, має ордени, партстаж. Він часом здається зовні ніби звичайною людиною.
     Цікаво, що за 25 років ні одна аудиторія не освистала його, коли він виступає на трибуні. Так само, як і блискуче розумному, йому аплодують під час його промови. Для цього в нього є абсолютно безвідмовні засоби... Часом, припиняючи промову, дурень сам починає собі аплодувати. Ніхто не б'є його за це ні графином, ні тухлими яйцями, навпаки, всі чрмусь починають теж плескати. Тоді він спокійно й величаво п'є воду, витирає піт тощо. Закінчує він свою промову, як візник підвозить вас до папрадного, з шиком підвищує голос, разом з цим у нього з'являються магічні, всім давно відомі слова, потім же, у самий уже кінець він кричить: хай живе се, друге, третє і під гучні оплески сідає.
     На роботі він не працює, він не робить нічого, бо робити він нічого не годен. Він може лише щось "провернути", "двинути", "утрамбувати", "ув'язати" і т. д. Він розповсюджений як бур'ян. Він скрізь".

     "Дурню, де твої межі? Дурню, як же багато тебе розвелося!"

Олександр Довженко "Щоденник" (1942)

комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Доброе слово 02-12-2010 23:58


"Разве это не стоит миллиона рублей, вера в человечество?"
Ильф и Петров "Золотой теленок"

     Последние две пары по риторике у нас посвящены выступлениям. Сегодня я ораторствовала. Выбор темы, к счастью, был абсолютно свободным. Передо мной девочки сделали отличную (не побоюсь этого слова) презентацию всякой интересной всячины о шоколаде. Было отлично. Особенно окончание, когда все присутствующие получили по шоколадной конфете. А потом за кафедру вышла я. И тема у меня была совсем не сладкая - о медленной гибели старого Киева, о незаконной застройке центра города и тому подобные проблемы. Были иронические вопросы, цифры статистики, цитаты из "Щоденника" Довженко и стихи Рыльского. Тема для меня всегда актуальная и щемящая. Поэтому внимание, тишина, в которой я говорила, и аплодисменты были важны и приятны. После пары ко мне подошла одногруппница Марина (не та, о которой я так часто упоминаю на этих страницах) и сказала, что мое выступление очень ее задело и всколыхнуло; что это действительно говорит о мастерстве, потому что я умудрилась после такой интересной и приятной "шоколадной" темы захватить внимание аудитории серьезными проблемами. А потом прибавила: "В последнее время ты для меня раскрываешься с новых сторон, в тебе так много заложено", - такие слова, да еще сказанные искренне и трогательно, потрясают меня. Когда видишь в человеке такой неравнодушный отзыв, то появляется бешеный заряд энергии и желание что-то делать. Подобные случаи возвращают веру в человечество.

комментарии: 6 понравилось! вверх^ к полной версии
Меж осенью и зимой 30-11-2010 21:40


              ПЕРЕД  СНЕГОМ

      И начинает уставать вода.
      И это означает близость снега.
      Вода устала быть ручьями, быть дождем,
      По корню подниматься, падать с неба.
      Вода устала петь, устала течь,
      Сиять, струиться и переливаться.
      Ей хочется утратить речь, залечь
      И там, где залегла, там оставаться.

      Под низким небом, тяжелей свинца,
      Усталая вода сияет тускло.
      Она устала быть самой собой,
      Но предстоит еще утратить чувства,
      Но предстоит еще заледенеть
      И уж не петь, а, как броня, звенеть.
      Ну а покуда - в мире тишина.
      Торчат кустов безлиственные прутья.
      Распутица кончается. Распутья
      Подмерзли. Но земля еще черна.
      Вот-вот повалит первый снег.

                                         Давид Самойлов

   P.S.: год назад в этот день я писала "Что-то кончается, что-то начинается". Именно. Нередко вещи главнейшие в жизни происходят как-то незаметно. Ты просто живешь, делаешь то, что тебе близко, к чему душа стремится. И это оказывается единственно правильный путь. "Это наш день, мы узнали его по расположению звезд, знаки огня и воды, взгляды богов" (В.Цой)

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Методическая заметка 27-11-2010 19:35


          "Усложненная художественная структура, создаваемая из материала языка, позволяет передавать такой объем информации, который совершенно недоступен для передачи средствами элементарной собственно языковой структуры. Из этого вытекает, что данная информация (содержание) не может ни существовать, ни быть передана вне данной структуры. Пересказывая стихотворение обычной речью, мы разрушаем структуру и, следовательно, доносим до воспринимающего совсем не тот объем информации, который содержался в нем. Таким образом, методика рассмотрения "идейного содержания", а отдельно - "художественных особенностей", столь прочно привившаяся в школьной практике, зиждется на непонимании основ искусства и вредна, ибо прививает массовому читателю ложное представление о литературе как о способе длинно и украшенно излагать те же самые мысли, которые можно сказать просто и кратко. Если идейное содержание "Войны и мира" или "Евгения Онегина" можно изложить на двух страничках, то естественен вывод: следует читать не длинные произведения, а короткие учебники. Это вывод к которому толкают не плохие учителя нерадивых учеников, а вся система школьного изучения литературы, которая, в свою очередь, лишь упрощенно и потому наиболее четко отражает тенденции, ясно дающие себя чувствовать в науке о литературе".

Юрий Лотман. Об искусстве. - СПб: "Искусство-СПб", 1998. - С.23.

комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Мармазеточное литературоведение 24-11-2010 18:43


Тренируйся лбом о стену,
Вырастим крутую смену!
В.Бутусов

 

     У нас что не семинар по теории литературы, то новые открытия. Обсуждали мы понятие автора в тексте. По сути, то, как в художественном произведении может звучать авторский голос, как он может воплощаться в персонаже, маске, быть разлитым в тексте и т.п. В числе прочего наша мармазетка сказала, что биографический автор, то есть реальная конкретная личность, создавшая литературный текст, теряет свою важность. Образно говоря, анализируя текст, биографического автора оставляем за дверью. Я не удержалась и возразила, что полноценный анализ невозможен без подключения контекста (культурного, исторического и т.п.). Некоторые факты биографии писателя могут влиять на характер создаваемого им текста. Пара простейших примеров: прояснить настроение "До мого фортеп'яно" Леси Украинки может тот факт, что она из-за болезни не могла продолжать заниматься музыкой; для лирики Лермонтова очень важен мотив сиротства, потому что сам он воспитывался у бабушки, отца практически не знал, а мать умерла очень рано. Гнат Михайличенко был художником, поэтому у него очень разнообразны зрительные образы и колористика. Это не биография автора? А с автобиографическими произведениями как быть? А с прототипами? Конечно, самое главное в данном случае - чувство меры: где действительно важный для творчества факт, а где - ковыряние в чужом белье. В конце концов, биографический автор является носителем сознания и мировоззрения определенной эпохи. Если мы его оставляем "за дверью", то в некотором мере вырываем из контекста произведение. Соответственно анализ его будет неполным. Лично я это наиболее хорошо ощутила, когда совершенно новые смысловые пласты "Евгения Онегина" открылись благодаря комментариям Юрия Лотмана (см.), который, будучи семиотиком, подчеркивал значимость контекста для понимания. Впрочем, да, "Лотман для нас не авторитет".

     Продолжая обоснование. Мне сегодня уже говорили, что я приводила примеры в основном из литературы модернизма. Просто это самый свежий материал в голове. Чуть позже "всплыл" мой любимый "Дон Кихот Ламанчский" Сервантеса - самая что ни на есть классика. Когда Дон Кихот и Санчо Панса встречают на своем пути бродячих актеров, в тексте появляется очень много рассуждений о драматическом искусстве, о театре в Испании и весьма злобные отзывы о конкретных авторах. Комментарий гласит, что отображены там не только взгляды Сервантеса на театр (это тоже "за дверь"?), но и пародия на Лопе де Вега, с которым Сервантес всегда соперничал. По-моему, вполне иллюстративный пример. Я бы сформулировала следующим образом. Само по себе произведение имеет художественную ценность и вне контекста, как таковое. Эстетическая функция не страдает. "Дон Кихот" остается шедевром вне зависимости от того, знаем мы о соперничестве Сервантеса с де Вега или не знаем. Но для адекватного научного анализа произведения и его оценки знание контекста необходимо. Как раз умение определить важность биограического факта для осмысления текста и говорит о научном подходе.

      Кроме того, в процессе обсуждения мне приписали отстаивание биографического метода, хотя я говорила о контексте, а это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Отрицаем то, чего не слышим. В таких ситуациях у меня появляется ощущение, будто я выковыриваю гвозди из гроба матушки филологии. Ой лишенько нам буде! (с)

комментарии: 12 понравилось! вверх^ к полной версии
Конт-Кант клуб. Нарис історичний 23-11-2010 23:30


 

"Зачинается песня от древних затей..."
А.К.Толстой

     Вот я давно и часто пишу тут о нелегкой жизни Конт-Кант клуба, даже тег такой ввела, а что же это за феномен так и не объяснила. Тем более это актуально сейчас - в ноябре, потому что именно в один холодный пасмурный день в ноябре 2007 года всё и началось.

     Была это пятница, потому что мы с Николаенко получили наряд на все пятнадцать суток эстетику и готовились к личному докладу товарищу Майору о категориях эстетики. Посему на лекции по пАлитологии (транскрипция авторская) мы воссели в конце излюбленной 118ой аудитории и погрузились в эстетические пучины под ритмические напевы Брэда Светлоликого. Речь шла о политичекой элите и политических клубах. Сашкин удивленный возглас: "Конт-Кант клуб?!". Я, давясь хохотом: "По-моему, Конкор. Та тебе везде Кант чудится. От глухман!". Но название уже прижилось, освященное пАлитологической (не путать с патологической) благодатью.

     Сашка стала Президентом (альбо Государь-Матушкой) нашей интеллектуальной формации по причине неиссякаемости юмористического заряда. А я - за страсть к фиксированию прелестных цитат - самоопределилась как Волостной Писарь. Влияние драматической дилогии Квитки-Основьяненко очевидна. Немного позже к нам присоединилась Марина, тем самым оформив окончательный неразлучный состав нашего трио.

     Среди царства желтодомского абсурда деятельность Конт-Кант клуба стала спасительной отдушиной. Как карнавальная смеховая культура в западноевропейском Средневековье. Мы начинали собиранием преподавательских перлов (хороший стимул не заснуть на скучной лекции) и активным их использованием в повседневной речи. По-вчОному это называется орнаментальный стиль, ибо главенствующее место занимала техника "плетения словес" (тяжелое наследие концепции культурно-исторических эпох Чижевского). А на неё накладывалось переживание сложнейшего, но безумно интересного, курса истории украинского языка. Так что языком Х или XII века мы иногда владели лучше, нежели современным. Если нормальные люди благодарят словом "Спасибо", то в Конт-Кант клубе - "Благодарствую, кненг" в лучшем случае (иногда заедала и реконструкция праславянского *knęgъ). Чем больше разных предметов мы изучали, тем больше элементов включалллось в наше бытийствование. Да, Сашкины мытарства на философской факультете тоже прошли вельми не даром. Про цитации и похождения даже говорить нечего.

     Отдельная яркая страница - это придумывание прозвищ и кличек. Однажды мы с Сашкой обсуждали одну концепцию, касавшуюся нашего философа, а он шел в метре от нас. Вот мы и начали шифроваться. Сначала имена преподов и однокурсников, а потом пошли понятия и целые ситуации. Так что Конт-Кант клуб создал свое арго. Лет через 10-15 продадим какому-нибудь лигвисту-оригиналу как материал для докторской диссертации. Впрочем, о наших языковых практиках разговор особый, для ценителей сего дела:)

     Напрямую с вторичными номинациями связан пародийный дискурс. Тут и утрировать ничего не надо, некоторые люди сами на себя пародия (с). Мы и голосом тети Хе людей пугаем, и откаем как Ковалив, и ляментуем как Прохана. Кстати, пародируем мы исключительно два типа людей: которых глубоко уважаем и любим и которых пламенно не терпим. Тут одной иронией не обойдешься, переключаемся на гротеск.

     Психологи утверждают, что именно юмор позволяет с наименьшими убытками пережить тяжелые стрессовые ситуации и конфликты. Довженко сказал лучше: "Тільки сміхом можна беззлобно знищити зло". А Гоголь под влиянием гностических учений считал зло ничтожеством, преодолеть которое может смех. Конт-Кант клуб своим существованием и бурной деятельностью служит отличным тому доказательством. Ура!:)

 

комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Музыкальный ноябрь 22-11-2010 23:51


     "...под его ногой танцуют камни или бубен у меня в груди"
     Хелависа

     Каждый концерт "Мельницы" (или Хелависы) сопровождается всплеском позитивной энергии. "Красивая" - это первый эпитет, который приходит на ум, когда речь идет об этой группе. Красивая Хелависа с изящной арфой на плече, в самом деле, "неважно, крыло ли из арфы, арфа ли из крыла". Красиво поблескивала флейта Заславского в мягком свете софитов. Красиво дрожал смычок электровиолончели Орлова. Красивые песни, красивые голоса, красивая Музыка.

     Программа по наполнению была очень близка к прошлогоднему концерту, поскольку группа заканчивает тур "Дикие травы". Прозвучали почти все композиции этого альбома, за исключением разве "Ушбы" (понятно, тяжко Заславскому еще и аккордеон тащить) и "А если бы он". Были хитовые "Чужой", "Травушка", "Дорога сна", "Зов крови", "Прялка", даже "Воин вереска". В звенящей тишине прозвучал "Господин горных дорог", хотя сердце норовило спокнуться под конец. Во время исполнения "Корлевны" мне снова показалось, что мерцает воздух. Припев "Невесты полоза" честно вопила в нескладном, но душевном, хоре поклонников. Так же, как и "Один!" - в песне "На север". Блестящее фроловское соло на барабанах в перерыве порадовало не меньше, чем гитарное соло Кожанова в проигрыше "Ночной кобылы". А вот Чусовской шевелюры в правом углу сцены не наблюдалось, но Сергей Вишняков замечательный гитарист. Да и гривастый тоже))

     Впервые на киевской сцене порзвучал романс "Окрасился месяц багрянцем", который "Мельница" записала для проекта "Соль" на "Нашем радио". Это моя новая музыкальная любовь. Завораживает с первых нот, и сразу перед глазами оживают картини из далеких полузабытых преданий. Была и премьера - куда ж без этого? - песня "Река" из нового альбома, с которым "Мельница" приедет в Киев в следующем году (!). На мой (глубоко дилетантский) взгляд, от пластинки к пластинке звучание становится всё... глубже, гортанее, плотнее, даже слова подобрать не могу. Но остается и какой-то дух волшебства, что-то таинственное и удивительно светлое. Музыка, которую чувствуешь всей глубиной души.

     После "Волкодава" группа уже ушла за кулисы, но от киевской публики хорошие музыканты так просто не уходят)) На бис прозвучала "Мора". Ах, как чудный хоровод водили Орлов, Кожанов и Вишняков, огоньков купальских не хватало. И, конечно же, "Далеко". Зал приветствовал стоя. Потрясающий концерт. Ритм в голове еще полночи звучал, и проносились строки из песен. "Мельница" каждый раз дарит замечательный волшебный мир, из которого так не хочется выходить в пронзительную ноябрьскую ночь. Но стоит закрыть глаза - яркий блеск оживает... "Вечна погоня, вечно над морем лететь нашей вере..."

комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Сапек! Сапек! Сапек! 13-11-2010 23:06


     Несмотря на больное горло и насморк, мы с госпожой Максимовой отправились культурно развиваться. Сегодня в рамках Дней фантастики и книжной выставки "Мэдвин" проходила встреча с читателями польского фантаста Анджея Сапковского. Было вельми интересно и не менее потешно. Итак, факты о пане Анджее: знает 25 языков (встреча проводилась на русском, но вопросы, заданные на украинском не нуждались в переводе); любимый писатель Эрнест Хемингуэй, из славянских - Булгаков; любимый литературный герой - Робинзон Крузо; в роли ведьмака Геральта видит Кевина Костнера; за "Сагу о Рейневане" заслужил бурное негодование некоторых представителей католической церкви; считает рассказ высочайшим мастерством; в прошлой жизни был котом.

     Из потешных моментов и цитат. Во-первых, опоздавшие традиционно вопрошали каково мнение Сапковского об экранизации "Ведьмака". Ответ был хороший: "Я не хочу отвечать на ваш вопрос словом из четырех букв, тем более - словом из трех". Вопрос: "В каком облике явилась вам муза впервые?", крик из зала: "С косой!". По поводу выбора исторической тематики в "Саге о Рейневане": "Если бы не было гуситских войн, не было бы Мартина Лютера, не было бы Реформации, Европа бы осталась в темноте. Ян Гус открыл дорогу Лютеру, а это вывело Европу из средневековья". На вопрос о романе Владимира Васильева "Ведьмак из большого Киева": "Скажу вам как на духу, не читал. Ну, читатели же его не убили...". Кстати, хороший критерий определения качества фанфиков и всяческих продолжений. Еще хороша фраза: "Своих героев я создаю из букв. Это буквы, как их можно любить?".

     А еще Сапковский работает над продолжением "Саги о Ведьмаке" и обещал "не обидеть своих читателей". Много шутил и каламбурил, давал автографы и даже немного помурлыкал - "Я сам кот!". Так что на полочке теперь стоит самая первая в моей личной библиотеке фэнтезийная книга (издания 2002 года) с подписью автора. Вот этого: [700x525]

Пан Анджей Сапковский, писатель и кот))

 

 

комментарии: 8 понравилось! вверх^ к полной версии
Слово в защиту 12-11-2010 21:51


     В последнее время чувствую себя каким-то представителем фэнтези в среде ученых ортодоксов. К сожалению, всех не заставишь слушать дорогого МН как одного из лучших у нас специалистов по этому вопросу. Так что приходится мне своими силами доказывать, что фэнтези это никак не второстпенная литература, цель которой поразвлекать чем-то необычным. Вот сегодня на лекции преподавательница говорила об автобиографизме в женской прозе в частности и в литературе вообще. Суть в том, что как бы писатель не отстранялся от изображаемого в произведении, он все равно исходит из личного опыта. То есть в широком смысле вся литература автобиографична. А вот если в основу текста положен личный жизненный опыт автора, им самим пережитое, а главный герой, как правило, соотносится с личностью автора, то мы имеем дело с автобиографическим произведением. То есть таким, где автобиографизм есть принцип организации текста, его подачи и т.п. Итак, приходим мы к выводу, человек в системе отношений (с собой, с миром, с социумом, с Богом и т.д.) всегда будет в центре тематики и проблематики любой литературы, разным будет ракурс изображения и манера. Исключение - фэнтези. Потому что фэнтези про выдуманные миры, в которых живут выдуманные существа. Картина маслом! (с) Мне сразу вспомнился Сапковский, чей Геральт настолько реальный, настолько живой, что для меня (и дерзну заявить, что и для многих других читателей) "Геральт" - это уже характеристика человека. Если не тип. То же касается Йенифэр, Лютика и еще ряда героев. Умолчу о довольно броских исторических параллелях (текст давно читала, конкретные примеры не смогу привести). Выходит, некоторым преподавателям литературы надо объяснять, что искусство это всегда... нет, ВСЕГДА  условность? Надо объяснять, что фэнтези касается того же круга проблем, что и вся остальная литература, только посредством создания "выдуманного" мира? Не говорить же о том, что свое Средиземье Толкин создавал, базируяясь на огромном фольклорном материале, "Беовульфе" (история с драконом в "Хоббите"), "Калевале", "Старшей Эдде" и т.д., а на образ Лютиэн Тинувиэль очень повлияла жена Толкина Эдит и т.д. Цитируя Андруховича, "Стверджувати про літературу можна будь-що. Вона стерпить. І храм стерпить, і нужник". Все мои требования к критической оценке литературы сводятся к одному прнципу - адекватности. Даже так - АДЕКВАТНОСТИ!

     P.S.: что-то я увлеклась абстрактным теоретизированием. А нужны конкретные литературные факты. Эх, давно я фэнтезятины не читала, ой, давно...

комментарии: 6 понравилось! вверх^ к полной версии