• Авторизация


Мармазеточное литературоведение 24-11-2010 18:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Тренируйся лбом о стену,
Вырастим крутую смену!
В.Бутусов

 

     У нас что не семинар по теории литературы, то новые открытия. Обсуждали мы понятие автора в тексте. По сути, то, как в художественном произведении может звучать авторский голос, как он может воплощаться в персонаже, маске, быть разлитым в тексте и т.п. В числе прочего наша мармазетка сказала, что биографический автор, то есть реальная конкретная личность, создавшая литературный текст, теряет свою важность. Образно говоря, анализируя текст, биографического автора оставляем за дверью. Я не удержалась и возразила, что полноценный анализ невозможен без подключения контекста (культурного, исторического и т.п.). Некоторые факты биографии писателя могут влиять на характер создаваемого им текста. Пара простейших примеров: прояснить настроение "До мого фортеп'яно" Леси Украинки может тот факт, что она из-за болезни не могла продолжать заниматься музыкой; для лирики Лермонтова очень важен мотив сиротства, потому что сам он воспитывался у бабушки, отца практически не знал, а мать умерла очень рано. Гнат Михайличенко был художником, поэтому у него очень разнообразны зрительные образы и колористика. Это не биография автора? А с автобиографическими произведениями как быть? А с прототипами? Конечно, самое главное в данном случае - чувство меры: где действительно важный для творчества факт, а где - ковыряние в чужом белье. В конце концов, биографический автор является носителем сознания и мировоззрения определенной эпохи. Если мы его оставляем "за дверью", то в некотором мере вырываем из контекста произведение. Соответственно анализ его будет неполным. Лично я это наиболее хорошо ощутила, когда совершенно новые смысловые пласты "Евгения Онегина" открылись благодаря комментариям Юрия Лотмана (см.), который, будучи семиотиком, подчеркивал значимость контекста для понимания. Впрочем, да, "Лотман для нас не авторитет".

     Продолжая обоснование. Мне сегодня уже говорили, что я приводила примеры в основном из литературы модернизма. Просто это самый свежий материал в голове. Чуть позже "всплыл" мой любимый "Дон Кихот Ламанчский" Сервантеса - самая что ни на есть классика. Когда Дон Кихот и Санчо Панса встречают на своем пути бродячих актеров, в тексте появляется очень много рассуждений о драматическом искусстве, о театре в Испании и весьма злобные отзывы о конкретных авторах. Комментарий гласит, что отображены там не только взгляды Сервантеса на театр (это тоже "за дверь"?), но и пародия на Лопе де Вега, с которым Сервантес всегда соперничал. По-моему, вполне иллюстративный пример. Я бы сформулировала следующим образом. Само по себе произведение имеет художественную ценность и вне контекста, как таковое. Эстетическая функция не страдает. "Дон Кихот" остается шедевром вне зависимости от того, знаем мы о соперничестве Сервантеса с де Вега или не знаем. Но для адекватного научного анализа произведения и его оценки знание контекста необходимо. Как раз умение определить важность биограического факта для осмысления текста и говорит о научном подходе.

      Кроме того, в процессе обсуждения мне приписали отстаивание биографического метода, хотя я говорила о контексте, а это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Отрицаем то, чего не слышим. В таких ситуациях у меня появляется ощущение, будто я выковыриваю гвозди из гроба матушки филологии. Ой лишенько нам буде! (с)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
EGF 24-11-2010-21:09 удалить
У нас тоже был такой семинар. Нам очень хорошо объяснили, что это вопрос спорный, и на него есть несколько правильных ответов. Есть произведения, для понимания которых надо знать биографию автора, а есть те, которые можно рассматривать без знаний об авторе. У меня был интересный случай. Сестра побывала на одном открытом уроке. Обсуждалось произведение. Все было разобрано, все понятно, а имя автора не названо. Учитель не знала автора. В журнале на месте фамилии была клякса, или что-то другое было на этом месте, но как она ни пыталась, имя автора узнать не могла. А разбирала хорошо, глубоко. Сестра пришла домой, поискала и нашла автора. Его биография интересна, но она не нужна для разбора произведения. У того же Акунина в произведениях образ автора размыт и для их восприятия не надо знать его биографию. Абсолютно. Мы даже его позицию по некоторым моментам не можем уловить. Это действительно так.
EGF 24-11-2010-21:19 удалить
Я тоже упрямая и тоже упрусь во что-то, никак не переубедить меня. Но ты вначале написала про биографического автора, причем же здесь контекст? Мне показалось, что контекст не отбрасывался, только личность автора. Только факты его биографии. Нам в пример приводилась последняя фраза из поэмы "Двенадцать". Что хотел сказать автор, он сам не знал. Это было для него загадкой. Как она связана с контекстом? А образ времени никто не отменял.
Vika_Garna 24-11-2010-21:21 удалить
EGF, о том и речь, что только НЕКОТОРЫЕ факты биографии важны для ОПРЕДЕЛЕННЫХ произведений. Повторюсь, ценность произведения не теряется от знания/незнания автора, подтверждение тому - "Слово о полку Игореве". Биографию я рассматриваю как составляющую культурно-исторического контекста.
Vika_Garna 24-11-2010-21:37 удалить
EGF, почему же биография автора не может включаться в контекст? Ведь автор - реальная личность, опять повторюсь, - носитель сознания своей эпохи, он может интересоваться определенными вопросами, актуальными для его времени, отзываться на важные для него проблемы или события. Это может воплощаться в произведениях. В таком случае биография важна. А может и быть иначе - как в приведенных тобою примерах. Я против абсолютизации как одного взгляда (биография решает все), так и другого (биографию "за дверь"), поскольку это определяется это спецификой произведения.
EGF 25-11-2010-06:31 удалить
Ответ на комментарий Vika_Garna # Ты сама пишешь, что он отзывается на реальную действительность. Я всегда так детям объясняю. Художественное произведение - отражение реальной действительности под углом зрения автора. Но мы ведь эту действительность и так видим, мы о ней и так знаем, может, из уроков истории. Все дети, за исключением самых глупых, правильно определяют время, некоторые правильно определяют отношение автора к описываемому, но никто из них не знает биографии автора. Я скажу про литературу в школе. Она может очень многое дать ребенку, но ведь биографии мы на уроках отводим мало времени. И даем ее только с целью познакомить с личностью писателя и в том случае, если факт биографии влияет на жизнь и сознание автора. Как например, казнь Достоевского, а потом помилование, а потом ссылка, а потом болезнь... Как результат перелом сознания и романы... Но всю в подробностях биографию нам не надо знать? А потом, даже зная биографию, некоторые писатели остаются загадками. Блок с поэмой "Двенадцать", например. Мы про Блока знаем много, но конец поэмы не мог понять ни он,ни мы.
ИМХО. Контекст - это то, без чего невозможно воспринимать произведение. Но биография автора входит в него не всегда. Что касается лирики - бесспорно, на неё биография оказывает огромное давление. Так же, как на весь реализм, частично и на другие.. Но многие приключенческие романы, фэнези и фантастика прекрасно воспринимаются и без знания биографии, даже без знания авторства. Как раз оттого, что автор стремится создать что-то совершенно новое, без привязки к современности. ДАлеко не во всех случаях, конечно, здесь надо исключать параллели, аллегоричность повествования и т.д. Но тем не менее.
Vika_Garna 25-11-2010-19:41 удалить
Серебряная_осень, еще раз повторяю - о том и речь, что биография нам важна только в некоторых случаях. Иногда - необходима, иногда - можно и "за дверь". Но не абсолютизировать ни тот, ни другой подход. Что касается Толкина, то его биография необходима для осмысления идейного пласта "Властелина Колец". Как минимум - христианского подтекста. Не говоря уже об истории создания текста.
Vika_Garna 26-11-2010-15:14 удалить
EGF, во-первых, кто имеется ввиду под "мы"? Читатели? Исследователи? Ибо восприятие текста разное. Во-вторых, далеко не всегда автор освещает факты известные широкой аудитории (исторические, политические etc.), особенно, если речь идет о переживаниях личного характера. В-третьих, в том-то и дело, что школа не ставит своей целью воспитание ученых, профессиональных литературоведов. Для ученого это нужно. Опять же, подключение биографического анализа к анализу произведения оправдано только в том случае ЕСЛИ ФАКТ БИОГРАФИИ ВАЖЕН ДЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Об этом я и говорю. Для профессионального исследователя литературы необходимо знакомство с биографией, чтобы определить, насколько тот или иной факт может прояснить аспекты произведения. Ярчайший пример - автокомментирование в "Евгении Онегине", когда возле строки "но вреден север для меня" Пушкин ставит примечание "Писано в Бессарабии". Отсылка к конкретному факту из жизни Пушкина - южной ссылке. В-четвертых, "загадка" - каждый писатель. Каждый человек, ибо, как говорится, чужая душа - потемки. Банально, но точно. И, наконец, о Блоке. В его творчестве, как и вообще в русском символизме, я не специалист. Но, к счастью, с настоящими профессионалами работать приходилось и кой-чего полезного узнать. Какое значение вкладывал Блок в последние строки поэмы понять можно именно в свете его высказываний, о чем в частности повествует книга Долгополова "Александр Блок. Личность и творчество" (издание 1980г.), одна из глав которой называется "Двенадцать": герои поэмы и позиция автора".
EGF 26-11-2010-19:10 удалить
Ответ на комментарий Vika_Garna # Vika_Garna, ты так пишешь, как будто я против изучения биографии автора. Я вовсе не против. Я считаю, что она нужна. Но не надо так болезненно все воспринимать. "Е.О." - это вообще отдельный разговор. Там все нуждается в комментариях и уточнениях. особенно значение котильона в то время. И эпизод дуэли, да все, там и говорить и спорить не о чем. А насчет Блока скажу. Не буду говорить о Долгополове, но есть отрывки из дневника Блока, в которых сказано, что он сам не знает, что означает фраза "В белом венчике из роз впереди Исус Христос" Профессиональный литературовед - это хорошо. Это важно. Но есть и просто подготовленный читатель. Умный читатель. И тогда не надо так углубляться в биографию. Достаточно того, что каждый читатель для себя вынесет, почему вернется к этой или другой книге. И любим мы, читатели, обычные читатели, книги за то, что они для нас, а не за то, что они для авторов, которые их создавали...
Vika_Garna 26-11-2010-19:48 удалить
EGF, "болезненно"? Это моя профессия. Всего лишь. "Отдельный разговор" можно - и нужно! - сказать о любом произведении. Я писала именно о научном анализе, по сути, о проблемах научной методологии (соответствующие курсивы в тексте поста). Это так, уточняю. Также прозвучало слово "упрусь". Я пытаюсь упираться обоснованно.


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мармазеточное литературоведение | Vika_Garna - Писала я на аспидной доске... | Лента друзей Vika_Garna / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»