«К нигилизму через музыку»
28-04-2008 16:39
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Нигилизм, как поступь в истории западной философии, есть необходимая часть в ее существовании, подобно кадансовому обороту в гармоническом движении музыкального произведения. Через точку высшего доминантового напряжения, когда все накапливаемые изыскания и учения не представляют больше ничего кроме, как догматичный, противоречащий себе же абсурд, требующий своего разрешения par excellence в чистое тоническое начало, находящееся в абсолютном равновесии. При этом сам оборот – еще не есть сам нигилизм, это логическое противоречие существующих, накопленных и доминирующих ценностей, которые далее по тем же законам логики низводятся до единственной ноты, - тоники. Этот момент и есть нигилизм. И подобно тому, как одна единожды взятая нота – это еще не музыка, нигилизм – не представляет собой ничего, кроме чистого ничто. Но именно из противопоставления к ничто, из стремления к напряжению, из ухода от тонического центра и рождается музыка. «Белая музыка», которую искали многие композиторы, по существу и есть эта единственная нота, не имеющая длительности и окраски, наклонения и своего значения. Нота холодная, в связи с полным отсутствием какого-либо количества теплоты; пустая, ведь категории объема для нее не существует; спокойная, не имеющая напряжения; одним словом – ничто.
Нигилизм – это природа чистого, свободного разума, это переоценка не только ценностей, но и всех знаний. Нигилизм, как акт перерождения, как момент пустоты. Злой, жаждущий, разрушительный, доходящий до крайней степени критичности, взгляд, обращенный назад в себя, чтобы постичь то что, уже лежит в области знаний логики и разума; понять то, что уже известно, чтобы от этого отказаться. Это процесс мировой истории, носителями которого являются исключительно личности, их экзистенция. Внутренний мир каждого – это поле постоянной битвы ничто и нечто. Второе, в данном случае выступает, как порождение сознания. Данное положение хорошо показывает буддистская мудрость: «Жизнь – это страдание, а причина страдания – наши влечения». Бескрайняя пустота, от которой разум вечно бежит, придумывает ценности, рамки, порядки, пытается придать смысл и форму, находит оправдания, но затем теряется в своей лжи и снова остается наедине с ничто.
Не имеющая цели и мотивов, слепая, непостижимая основа и единственно сущая сила, движущая этот мир в вечном круговороте того же самого, воля (названная Шопенгауэром) – вот что остается, если происходит акт перерождения сознания, отказ от веры, догм и всех стереотипов. Покой – это высшая степень развития, как хаоса, так и порядка, это то к чему стремится все по своей природе. Это не воля к власти или к могуществу, это воля к смерти, вот истинная сила, которой слепо подчиненно все сущее по своей природе. Движущее колесо бытия – декаданс. Злая ирония, но именно человек, созданный природой познающим, не способен познать ее истинную сущность, и именно человеческое сознание – это его la trappe. Поражает то количество лжи, которое способен создать разум, чтобы оправдать свое существование и придать ему цель-вектор. Лгать, чтобы жить, и естественный вывод – для жизни необходима ложь. В природе нет обмана, там все подчинено инстинктам, нет выгоды, нет прибыли, нет счастья, нет страдания и нет влечения (исходя из того, что последнее – это целеполагающий атрибут сознания: нет влечения – нет страдания, без страдания нет счастья и так далее). Люди лгут, и это дает им силы жить дальше, вязнут и тонут в болоте обмана, укрываются его уютным теплом, - стоит ли винить за это кого-либо? По своей природе человек слаб, и не стоит от него требовать слишком многого.
Уделить столь большое внимание музыке, при рассуждении о сущности бытия не является новаторством. Самому искусству всегда стремились придать некое особое значение, или какую-то важную роль. Но при этом многие, занимающиеся искусством люди признают, что оно полностью бесполезно и нефункционально по отношению к жизни, и музыка является ложью относительно ее иллюзии. Главная заслуга и величие искусства – это его парадоксальность, заключенная в несоответствии со сложившейся традицией. Оно начинает играть с жизнью и ее устоями, медленно нивелируя все аксиомы и превращая ее в абсурд. Искусство затмевает жизнь, это ее парадокс.
Здесь нет вопроса об истине, попытке создать какой-либо закон, догму, основать религию, но вопрос о жизни и смерти, это подход к человеческой свободе и проблеме одиночества и самоубийства. Данная работа - это приуготовление того, кто рано или поздно столкнется с выводами чистого взгляда, оставшись в пустоте после точки перелома, точки бифуркации. Тогда, когда человек понимает, что «он не есть следствие какого-нибудь замысла, какой-нибудь воли и цели, в нем мы не видим попытки достичь «идеального человека», или «идеального счастья», или же «идеальной нравственности» - было бы нелепо приурочить его существо к какой-нибудь цели. Мы только выдумали понятие о «цели», в действительности нет никакой цели…»(Ф.Ницше «Падение Кумиров», Четыре великих заблуждения, п.8)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote