Как известно, "Лев Толстой - зеркало русской революции", и сама "русская революция являет собой своеобразное торжество толстовства".
Но кто для революции Достоевский? В метафизическом плане можно искать и находить множество параллелей, как это делает тот же Бердяев. Но вполне возможно, что имеет место и более непосредственная связь.
Во-первых, следует отметить репутацию Достоевского как идеолога, как общественного мыслителя, как "пророка", которой он пользовался в конце жизни и на рубеже 19-20 веков. Русское общество того времени было очаровано не только (а может и не столько) метафизическими проблемами, которые поднимал в своих произведениях великий писатель, но его общественно-политическими идеями (часто противоречащими его собственной же метафизике). Подробно излагать их нет особого смысла, они и сейчас достаточно хорошо известны и отражены в его "Пушкинской речи", "Дневнике писателя", личной переписке... Особо отмечу только призывы к радикальному решению "Восточного вопроса", в том числе утверждение, (а по духу, скорее императив), что Константинополь "должен быть нашим, несмотря ни на какие жертвы". Достижение даже не политической, а по сути идеологической цели "несмотря ни на какие жертвы" - в этом вся геополитика Достоевского.
Одним из ретрансляторов идей Достоевского на самом высоком политическом уровне стал его большой приятель К.П Победоносцев. Что-то есть в том, что Победоносцев обрёл наибольшее политическое влияние вскоре после смерти Достоевского - через месяц - как только был убит Александр II и на русский престол взошёл Александр III. Есть и некая ирония в том, что Победоносцев высоко оценил "Легенду о великом инквизиторе", а уже в скором времени самого Победоносцева стали именовать не иначе как "Великий инквизитор", или "Русский Папа".
Четверть века Победоносцев был главным идеологом России. Нужно ли говорить, что, пусть только отчасти, но всё же в немалой степени, в эту идеологию посмертно внёс свой вклад и Фёдор Михайлович?
И уже не так далеко - Первая Мировая Война. Каковы же в ней цели России? "Восточный вопрос", "братья-славяне", Константинополь. Практическая ценность - политическая составляющая их - ничтожна в сравнении с составляющей идеологической. А средства? Война с Германией и Австрией на фронте в тысячи километров, при полном осознании правящей верхушкой того, что страна к войне не готова. Это ли не "несмотря ни на какие жертвы"? Какое дело до недовольства в народе, до уже явной угрозы революции? Ведь должен, "должен быть нашим, несмотря ни на какие жертвы!.." Да и какая революция? По мысли Достоевского, никакая революция в России просто невозможна.
Не заслужил ли "пророк" пары недель в аду?