(По мотивам разговора с другом, что имел место быть весной сего года).
Развитие гуманитарных наук - верный признак decadence. Уже сама постановка вопроса о человеке как о самостоятельной ценности свидетельствует о том, что полдень цивилизации или этно-культурной общности, где этот вопрос был поставлен, уже миновал.
Обращение к самому себе - это всегда саморазрушение. Совсем не случайно, что покровителем йогов и аскетов, (т.е. людей, деятельность которых направлена на самое себя), в Индии принято считать Шиву - бога, олицетворяющего вселенский принцип разрушения, а также и принцип саморазрушения человека как личности.
Если нация, вместо того чтобы действовать, начинает думать, искать оправдания своим поступкам, пытается создать идеологию, "национальную идею", значит она уже внутренне чувствует свою слабость перед другими, чувствует, что не в силах повелительно провозгласить им: "Vae victis!" Неспособность действовать непосредственно, без оглядки, выдаёт слабость инстинктов, слабость самой жизни, знаменует собой старость и одряхление.
Человечество как совокупность социальных общностей, в основной своей массе, уже слишком старо, чтобы обходиться вообще без идеологии. Но примечательный факт: чем примитивнее идеология, тем большим успехом пользуется нация, которая её исповедует. Именно простые системы, работающие по принципу чёрно-белого мышления, разделения всех на своих и чужих более всего использовались и используются в политических целях. Это и американская концепция "демократии", и советский ленинизм, и германский национал-социализм, и деление людей на цивилизованных и варваров, и расизм, и все формы религиозного фанатизма и проч. и проч. Эти системы взглядов просты и потому понятны даже необразованному народу. Но только ли поэтому они оставили след в политической истории?
Мне представляется, что дело здесь не только и не столько в самой идеологии, сколько в её носителе - этно-культурной общности. Простота идеологии свидетельствует о невысоком уровне рефлексии в данном обществе, о направленности деятельности общества не на себя, а вовне - о его "экстравертивности", экспансионизме, в конечном итоге, об относительной молодости общества.
По большому счёту, в России гуманитарные науки мало кому нужны. Да что уж там: даже вменяемую "национальную идею", как ни бились, так и не смогли придумать. (Ну не воспринимать же всерьёз всю эту ерунду о "суверенной демократии"? Кажется, что американская идеология - и то лучше будет.) Но это может свидетельствовать не только об интеллектуальной импотенции российских идеологов, но и о том, что идеология не очень-то и нужна, и, кто знает?.. Может у нации ещё есть будущее, есть ещё время до сумерек...
Личность же, обратившаяся к самой себе, к самопознанию, обречена. Обречена на самоотрицание и самоуничтожение, на decadence и нигилизм. Обречена на то, чтобы со временем стать "лишней" и "оставленной" в обществе. И нет пути назад, также как не может старая нация стать молодой, также как не может по своему желанию старик стать юношей. Можно как Лев Толстой пытаться "опроститься", пахать землю, устраивать свою жизнь - попробовать забыть себя. Или попытаться сбежать от всего, что было когда-то дорого, в первую очередь от себя самого. Но нет. Нигде не спрячешься, никак не забудешь. Fiat decadence!