• Авторизация


О религии. 19-11-2010 17:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Что-то я задумался о перспективах религиоведения и даже решил записать свои размышления. Но прежде чем писать о религиоведении, будет вполне разумно написать пару слов собственно о религии))).
Как это ни смешно, ни один религиовед ТОЧНО не знает, что такое религия. Не знаю и я, но думаю, что смогу очертить некую черту вокруг этого понятия. Несколько дней назад мне пришла в голову интересная интуиция: "Бытие человека - это религия." Звучит бредово), но я попробую изложить смысл того, что пришло мне в голову. Под бытием здесь понимается ВОСПРИЯТИЕ человеком бытия, то, как человек видит себя и мир. Видит же он их через образы, некие имеющиеся в его сознании стереотипы, (может этот термин не самый удачный, но я использую его). Стереотипы являются неотъемлемой частью всех форм общественного сознания. (Термин "формы общественного сознания" здесь следует понимать не в его точном марксистском значении, а в значении, хотя близком к марксистскому по сути, но более широком). Религия, в этом смысле, также одна из форм общественного сознания.
Известнейший религиовед М.Элиаде при исследовании религии ввёл в широкий обиход термин "архетип", (термин был заимствован из психологической школы К.Юнга, но трактовался несколько иначе). Именно архетипы лежат в основе религиозного сознания. Вульгаризируя, я хочу отметить близкую связь архетипов религиозного сознания со стереотипами, лежащими в основе сознания вообще, в основе любого сознания.
Многие считают, что сознание древнего человека было цельным, религиозным, что религия включала в себя все формы сознания: науку, этику, искусство и др. Т.е., мы имеем формулу: первобытная религия = первобытная культура. На мой взгляд, это не более разумно, чем считать, что в древности наука включала в себя искусство и религию, или что искусство включало религию и науку. Всеохватывающая древняя "религия" едва ли похожа на "современную религию" больше, чем на современную науку или искусство. Религия, наука, искусство и другие формы сознания со временем дифференцировали различные стороны единой первобытной культуры и уникальным образом "заострили" их. Сильно сомневаюсь, что мы можем представить себе ту первобытную, холистическую культуру... да и не в этом дело).
А дело в том, что стереотипичность, (архитипичность), не является свойством одного только религиозного сознания, но является фундаментальным свойством человеческого сознания вообще, не важно, первобытного или современного, религиозного или научного. В собственно же религии, это свойство сознания сильно акцентировано. И в этом смысле, восприятие любым человеком бытия-в-мире носит религиозный характер.
Посему изучение религии имеет большое значение для понимания искусства, науки, права, или любой другой нематериальной сферы человеческого бытия.
О практических перспективах изучения религии думаю написать в следующем посте.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О религии. | Decadente - Fiam | Лента друзей Decadente / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»