Оригинал статьи находится по адресу velokrivbass.com/content/view/551/16/
Как известно, современный велосипед имеет два тормоза по одному для каждой из рук. Если вы хотите остановиться максимально быстро, нужно знать, как правильно ими пользоваться. Велосипедная житейская мудрость гласит, что нужно использовать оба тормоза одновременно. Это, конечно, хороший совет для новичков веломира, которые еще не научились мастерски пользоваться тормозами велосипеда. Скажем по-секрету, если вы научитесь пользоваться одним лишь передним тормозом, то сможете останавливать велосипед почти мгновенно.
Самый быстрый способ остановки на велосипеде – это выжать передний тормоз так сильно, что заднее колесо будет готово оторваться от земли. В этом случае задний тормоз не сможет эффективно работать из-за отсутствия сцепления.
Задний тормоз отлично подходит для ситуации, когда сцепление колес плохое или переднее колесо пробито. Для остановки на сухом асфальте передний тормоз велосипеда обеспечивает максимальное замедление, как в теории, так и на практике. Если Вы потратите немного времени на изучение работы переднего тормоза, ваше катание на велосипеде станет намного безопаснее. Многие велосипедисты стесняются использовать передний тормоз из-за страха перелететь через руль. Это случается, но в основном с теми, кто не знает о модуляции (изменении) интенсивности торможения велосипеда. Велосипедист, который полагается исключительно на задний тормоз для остановки, находится в безопасности до той поры, пока не произойдет неожиданное изменение дорожной обстановки. В этом случае есть шанс, что велосипедист в панике схватит передний тормоз и перелетит через руль. Такой пируэт как перелет через руль велосипеда вызван, прежде всего, неспособностью использовать силу рук для того, чтобы противостоять замедлению и инерции, которая тянет тело велосипедиста вперед, а не слишком сильным торможением. Этого не произойдет, когда вы используете только задний тормоз, потому что как только заднее колесо велосипеда начинает отрываться от земли, оно теряет все свои тормозящие свойства. К сожалению, требуется в два раза большее расстояние, для остановки с использованием одного лишь заднего тормоза велосипеда, чем одного переднего. Не стоит полагаться только на задний тормоз велосипеда, если вы планируете кататься на велосипеде достаточно быстро. Очень важно использовать руки, чтобы крепко держаться ими за руль во время сильного торможения. Правильная техника, а также небольшой подъем с седла или движение в седле назад, чтобы держать центр масс максимально позади, помогут значительно увеличить эффективность торможения. Причем эти приемы должны активно применяться не зависимо от того применяете ли вы передний, задний или оба тормоза велосипеда. Использование обоих тормозов одновременно может привести к эффекту “рыбьего хвоста”. Если заднее колесо проскальзывает, пока переднее продолжает тормозить, то заднее колесо может проскочить вперед. Это происходит потому, что передняя часть велосипеда замедляется быстрее, чем задняя. Следует понимать, что колесо потерявшее сцепление может двигаться в сторону, также легко, как и вбок.
Максимальное замедление происходит, когда передний тормоз выжат так сильно, что заднее колесо практически отрывается от земли. В этом случае даже небольшое нажатие на задний тормоз приводит к заносу. Попробуйте попрактиковаться в использовании переднего тормоза на парковке или другой достаточно большой и ровной площадке. Продолжайте крутить педали велосипеда во время торможения, так вы почувствуете, когда заднее колесо решит сорваться в юз. Старайтесь делать остановки все более резкими и вскоре вы научитесь останавливаться на грани отрыва заднего колеса велосипеда. Некоторые велосипедисты любят кататься на велосипедах с фиксированной передачей без свободного хода, т.н. “глухарях”. Когда вы тормозите на таком велосипеде, педали выдают полную информацию о сцеплении заднего колеса и это является одной из причин, почему велосипеды без свободного хода рекомендуются для катания зимой. Если вы катаетесь на велосипеде с фиксированной передачей с применением только переднего тормоза, ноги точно скажут, когда наступает предел возможностей тормоза. Почувствовав этот момент, вы сможете лучше останавливаться на любом другом велосипеде.
Опытные велосипедисты используют один лишь передний тормоз 95% времени, но бывают ситуации, в которых рекомендуется пользоваться задним тормозом:
Скользкие поверхности. На хорошем, сухом асфальте достаточно сложно пустить юзом переднее колесо велосипеда. На скользких поверхностях это гораздо проще сделать. Практически невозможно удержать равновесие, если переднее колесо потеряло сцепление, поэтому лучше контролировать заносы, используя задний тормоз велосипеда.
Неровные поверхности. На неровных поверхностях и при хороших скоростях колеса могут подлетать в воздух. Если это происходит, старайтесь очень аккуратно использовать передний тормоз. Если вы нажмете передний тормоз, пока колесо находится в воздухе, оно остановится. Думаю, вы согласитесь, что приземление на заблокированное переднее колесо практически неминуемо ведет к кувырку вперед. Прокол переднего колеса велосипеда. Если переднее колесо неожиданно оказалось пробитым, лучше использовать только задний тормоз для безопасной остановки. Торможение колесом, которое имеет пробой, может привести к тому, что покрышка слезет и вам придется тормозить голым ободом. Это особенно актуально при движении на спусках, когда скорости и инерция возрастают. Разрыв тросика или другая неисправность переднего тормоза. На долгих горных спусках, когда есть риск проколоться или перегреть обода стоит чередовать использование переднего и заднего тормозов велосипеда, но не стоит ими пользоваться одновременно.
Обычно мы не советуем использовать оба тормоза одновременно. Однако следует помнить, что передний тормоз может быть недостаточно мощным, чтобы поднять заднее колесо. Задний тормоз здесь будет актуален, но все-таки поставьте передний тормоз помощнее. Также стоит помнить, что обычные ободные тормоза велосипеда значительно теряют эффективность в условиях дождя, так что использование обоих тормозов поможет сократить тормозной путь велосипеда.
Онлайн велоклуб BikeTime по материалам Sheldon Brown.
================