• Авторизация


Младосимволизм 02-08-2008 17:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 Вдохновитель младосимволистского крыла движения - москвич А. Белый, организовавший поэтическое сообщество «аргонавтов». В 1903 А. Белый опубликовал статью «О религиозных переживаниях», в которой вслед за Д. Мережковским - настаивал на необходимости соединить искусство и религию, но задачи выдвигал иные, более субъективные и отвлеченные – «приблизиться к Мировой душе», «передавать в лирических изменениях Ее голос». Мистические и религиозные настроения А.Белого сочетались с размышлениями о судьбах России: позицию 'младосимволистов' отличала нравственная связь с родиной (романы А. Белого «Петербург», цикл «на Поле

Куликовом» А. Блока). А. Белому, А. Блоку, Вяч. Иванову оказались чужды индивидуалистические признания старших символистов.


Александр Блок.


Неслучайно один из своих ранних циклов А. Блок назовет 'Пузыри земли', заимствовав этот образ, из трагедии Шекспира «Макбет»: соприкосновение с земной стихией драматично, но неизбежно, порождения земли, ее 'пузыри' отвратительны, но задача поэта, его жертвенное назначение - соприкоснуться с этими порождениями, низойти к темным и губительным началам жизни. Из среды 'младосимволистов' вышел крупнейший русский поэт А. Блок, ставший по определению А.Ахматовой, «трагическим тенором эпохи». Свое творчество А. Блок рассматривал как «трилогию вочеловечивания» - движение от музыки запредельного (в «Стихах о Прекрасной Даме»), через преисподнюю материального мира и круговерть стихий (в «Пузырях земли», «Городе», «Снежной маске», «Страшном мире») к 'элементарной простоте' человеческих переживаний («Соловьиный сад», «Родина», «Возмездие»). В 1912 Блок, подводя черту под своим символизмом, записал: 'Никаких символизмов больше'. По мнению исследователей, 'сила и ценность отрыва Блока от символизма прямо пропорциональна силам, связавшим его в юности с 'новым искусством'. Вечные символы, запечатленные в лирике Блока (Прекрасная Дама, Незнакомка, соловьиный сад, Снежная маска, союз Розы и Креста и др.), получили особое, пронзительное звучание благодаря жертвенной человечности поэта. В своей поэзии А. Блок создал всеобъемлющую систему символов. Цвета, предметы, звучания, действия - все символично в поэзии Блока. Так, 'желтые окна', 'желтые фонари', 'желтая заря' символизируют пошлость повседневности; синие, лиловые тона ('синий плащ', 'синий, синий, синий взор') - крушение идеала, измену; Незнакомка - неведомую, незнакомую людям сущность, явившуюся в облике женщины; аптека - последний приют самоубийц (в прошлом веке первая помощь утопленникам, пострадавшим оказывалась в аптеках - кареты 'Скорой помощи' появились позднее). Истоки символики Блока уходят корнями в мистицизм Средневековья. Так желтый цвет в языке культуры Средневековья обозначал врага, синий - предательство. Но, в отличие от средневековых символов, символы поэзии Блока многозначны, парадоксальны. Незнакомка может быть истолкована и как явление Музы поэту, и как падение Прекрасной Дамы, превращение ее в 'Беатриче у кабацкой стойки', и как галлюцинация, греза, 'кабацкий угар' - все эти значения перекликаются друг с другом, 'мерцают, как глаза красавицы за вуалью'. Однако рядовыми читателями подобные 'неясности' воспринимались с большой настороженностью и неприятием. Популярная газета 'Биржевые ведомости' поместила письмо проф.П.И.Дьякова, предложившего сто рублей всякому, кто 'переведет' на общепонятный русский язык стихотворение Блока «Ты так светла».


Андрей Белый.

Разрыв современного сознания в символических формах изображен в романе Белого «Петербург» - первом русском романе 'потока сознания'. Бомба, которую готовит главный

герой романа Ник. Аблеухов, разорванные диалоги, распавшееся родство внутри 'случайного семейства' Аблеуховых, обрывки известных сюжетов, внезапное рождение среди болот 'города-экспромта', 'города-взрыва' на символическом языке выражали ключевую идею романа - идею распада, разъединения, подрыва всех связей. Символизм Белого - особая экстатическая форма переживания действительности, 'ежесекундные отправления в бесконечность' от каждого слова, образа. Как и для Блока, для

Белого важнейшая нота творчества - любовь к России.


Вяч. Иванов наиболее полно воплотил в своем творчестве символистскую мечту о синтезе культур, пытаясь соединить «соловьевство», обновленное христианство и эллинское мировосприятие. Художественные искания 'младосимволистов' были отмечены просветленной мистичностью, стремлением идти к 'отверженным селеньям', следовать жертвенным путем пророка, не отворачиваясь от грубой земной действительности. Расцвет русского символизма пришелся на девятисотые годы, после чего движение пошло на убыль: в рамках школы больше не появляются значительные произведения, возникают

новые направления - акмеизм и футуризм, символистское мироощущение перестает соответствовать драматическим реалиям 'настоящего, некалендарного ХХ века'. Анна Ахматова так охарактеризовала ситуацию начала десятых годов: «В 1910 году явно

обозначился кризис символизма, и начинающие поэты больше уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие – в акмеизм. <:> Несомненно, символизм был явлением ХIХ века. Наш бунт против символизма совершенно правомерен, потому что мы чувствовали себя людьми ХХ века и не хотели жить в предыдущее».. На русской почве проявились такие особенности символизма, как: многоплановость художественного мышления, восприятие искусства как способа познания, заострение религиозно-философской проблематики, неоромантические и неоклассические тенденции,

интенсивность мироощущения, неомифологизм, мечта о синтезе искусств, переосмысление наследия русской и западноевропейской культуры, установка на предельную цену творческого акта и жизнетворчество, углубление в сферу бессознательного и др.

Многочисленны переклички литературы русского символизма с живописью и музыкой. Поэтические грезы символистов находят соответствия в 'галантной' живописи К. Сомова, 'творимых легендах' М.Врубеля, В 'поэмах' А.Скрябина. Символизм положил начало модернистским течениям в культуре 20 в., стал обновляющим ферментом, давшим новое качество литературы, новые формы художественности




вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Младосимволизм | Серебрянный_век - Дневник Серебрянный_век | Лента друзей Серебрянный_век / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»