• Авторизация


ИМАЖЕНИЗМ 19-09-2007 22:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В колонках играет - Романсы
Настроение сейчас - чудесное

ИМАЖИНИЗМ (от фр. и англ. image - образ) -литературно-художественное течение, возникшее в России в первыепослереволюционные годы на основе литературной практикифутуризма. 29 января 1919 в Московском отделении Всероссийскогосоюза поэтов прошел первый поэтический вечер имажинистов. Наследующий день вышла Декларация в воронежском журнале "Сирена" (N4) и позже в газете "Советская страна" (М., 1919, 10 февр.), вкоторой были провозглашены принципы творчества "передовой линииимажинистов". Под ней подписались поэты С.А.Есенин, Р.Ивнев,А.Б.Мариенгоф и В.Г.Шершеневич, художники Б.Эрдман, Г.Якулов.Термин имажинизм заимствован у авангардистcкой школы англоязычнойпоэзии - имажизма. О нем в России узнали из статьи З.А.ВенгеровойАнглийские футуристы (сб. "Стрелец". Пг., 1915): "Мы нефутуристы, - писал Э.Паунд, - в поэзии мы "имажисты". Наша задачасосредоточиться на образах, составляющих первозданную стихиюпоэзии:". Однако русских имажинистов нельзя назвать преемникамиимажистов. Представители имажинизма никогда не называлианглийских поэтов своими предшественниками. Теоретическаяпрограмма имажинистов во многом перекликалась с содержаниемдеклараций кубофутуристов, - несмотря на взаимное отрицание этимигруппами друг друга. Некоторые имажинисты (Шершеневич, Ивнев)ранее участвовали в объединениях футуристов. Очевидно, именнотакая генетическая близость течений была причиной того, что впервой декларации имажинистов появляется выпад против ихлитературных предшественников: "Скончался младенец, горластыйпарень десяти лет от роду (родился 1909 - умер 1919). Издохфутуризм".Сами представители течения имажинизма справедливо находили егокорни в собственном творчестве середины 1910-х. Уже в книгеЗеленая улица (1916) Шершеневич, один из лидеров, наиболеедеятельных участников объединения, филологически образованный,склонный к теоретическим рефлексиям, писал: "Я по преимуществуимажионист, т.е. образы прежде всего". Знаменитое определениестихотворения - "толпа образов" - возникает в его статье Пунктирфутуризма (1914) и уже оттуда перешла в теоретическую работу2×2=5: Листы имажиниста (1920). Шершеневич доказываетпреимущество образа перед содержанием, опираясь на размышления обискусстве, революции, литературных направлениях. Краткоеизложение теории имажинизма обнаруживает знакомство автора стеорией А.Потебни, стиховедческими работами В.Брюсова и А.Белого.Мариенгоф первым имажинистским изданием считал пензенскийальманах "Исход": "Имажинизм родился в городе Пензе на Казанскойулице. "Исход" - первый имажинистский сборник - был отпечатан впензенской губернской типографии осенью восемнадцатого года". Втом же году в Пензе выходит первый сборник Мариенгофа. В них ужепроглядывает смелая имажинистская образность: И опять на ресницахиндевел / У проходящих вечерний блуд, / И опять на моераспластанное тело / Город наступил, как верблюд, / И опять небосинело, / Как эмалированное блюдо (1917). Имажинисты вели борьбупротив тематически-содержательного определения искусства:"Искусство, построенное на содержании, искусство, опирающееся наинтуицию:, искусство, обрамленное привычкой, должно былопогибнуть от истерики". Как и футуристы, имажинисты претендуют название подлинных мастеров формы, освобождающих ее "от пылисодержания". "Аритмичность, аграмматичность и бессодержательность- вот три кита поэзии грядущего завтра", - прорицает Шершеневич вКому я жму руку (1920).В 1923 в теоретических взглядах имажинистов происходит важноеизменение: "Малый образ теряет федеративную свободу, входя ворганическое подчинение образу целого", - гласит Почти декларация(1923). В ней звучит призыв творить человека и эпоху, в качествеканонических вводятся принципы психологизма и строго логическогомышления.Теория и поэтическая практика обычно расходились в группе, и -более того - у отдельных авторов. В частности, В.Брюсов писал:"По какому-то недоразумению, в списках имажинистов значится РюрикИвнев <:>, стоящий на полпути от акмеизма к футуризму". СтихиИвнева мало отвечали требованиям имажинистской теории, и этонеоднократно отмечали критики. Однако товарищи по "Ордену" высокоценили стихи Ивнева, считали его "своим". Действительно,имажинистские объединения составляли поэты довольно (а иногда исовершенно) разные и непохожие. Большое значение для группы имелине только эстетическая позиция соратника и воплощавшая еетворческая деятельность, но и внелитературное поведение, бытовоеобщение и дружеские связи.С другой стороны, в борьбе с бытописательством имажинистыутверждали, что "искусству быт нужен только как отправная точка".Понятия "быта" и "мироощущения" были в их представлениитесносвязаны. Имажинисты выдвигают требование: "Быт надоидеализировать и романтизировать:". Эстетизация быта в поэзииповлекла за собой эстетическое осмысление внелитературного быта.Слияние искусства и жизни занимало важное место в практикетечения. Критика негодовала, когда Мариенгоф и Есенин сталипубликовать в печати свою переписку. Ивнев выпустил в 1921 книжкуЧетыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа и Шершеневича,которая явилась своего рода ответом на предложение Шершеневичаобмениваться "открытыми письмами", в которых говорить друг одруге "без обиняков". Личные отношения имажинистов нередкостановились литературным фактом.К имажинистскому движению наряду с подписавшими Декларациюприсоединились И.В.Грузинов, А.Б.Кусиков (Кусикян), Н.Р.Эрдман(брат художника Б.Эрдмана), М.Ройзман. Возник "Орденимажинистов". В Петрограде был основан "Орден воинствующихимажинистов" (1923), который, однако, широкой известности неприобрел. Наиболее активные участники петроградского "Ордена" -В.В.Ричиотти, И.И.Афанасьев-Соловьев, Г.Б.Шмерельсон...На творчество "левого" крыла имажинизма (Шершеневич, Мариенгоф; к"правому" крылу критики относили Есенина, Кусикова, Грузинова иРойзмана), очевидно, повлияла поэтика раннего Маяковского, хотявысказывания имажинистов на этот счет весьма разноречивы.И.Грузинов в брошюре Имажинизма основное (М., 1921)противопоставляет имажинизм классической, символической икубофутуристической поэтике как "новую, оригинальную поэтику".Автор указывает на бессюжетную, алогическую структуруимажинистских текстов (в качестве параллели он приводит русские итатарские частушки).Во многом продолжая кубофутуристические опыты над формой,имажинисты выдвигают требование аграмматической поэтики,разворачивают борьбу против приставок, прилагательных, глаголов,выступают за динамизацию существительных (напр., вместо "голубоенебо" - "голубь неба").Преемники футуристов, имажинисты всегда шли дальше в поэтическойреализации их тематики. Дифирамбы революции у футуристовсменяются воспеванием красного террора. Это одна из любимых темМариенгофа: Кровью плюем зазорно / Богу в юродивый взор. / Вот накрасном черным: / - Массовый террор!". На смену богоборчествубудетлян приходит кощунство стихов Мариенгофа: Что же, что же,прощай нам грешным / Спасай, как на Голгофе разбойника, - / КровьТвою, кровь бешено / Выплескиваем, как воду из рукомойника.Формальные эксперименты имажинистов продолжают авангардныеискания.В книге Лошадь как лошадь Шершеневич реализует композиционныеэксперименты (Принцип краткого политематизма, Композиционноесоподчинение и другие стихотворения с авторефлексивныминазваниями) и прочие приемы построения стихотворного текста. Ониносят общеавангардный характер: выравнивание строк по правомукраю листа, игра со скобками, разнообразие ритмов и рифм, ломканормативных правил грамматики, фонетическое письмо: Не пойметдаже та, которой губ тяну я руки, / Мое простое:лэ-сэ-сэ-фиоррр-эй-ва! (Принцип звука минус образ).Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы ипоэтическое творчество С.А.Есенина, который входил в костякобъединения. В теоретическом сочинении Ключи Марии (1920) Есенинвыстраивает свою поэтику образа: "Образ от плоти можно назватьзаставочным, образ от духа корабельным, и третий образ от разума- ангелическим". Как и другие имажинистские декларации КлючиМарии полемичны: "Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатыйфутуризм". Народная мифология была одним из главных источниковобразности Есенина, а мифологическая параллель "природа -человек" стала основополагающей для его поэтическогомироощущения. В издательстве "Имажинисты" вышли его сборникиТрерядица, Радуница, Преображение (все - 1921) и драматическаяпоэма Пугачев (1922).Имажинизм унаследовал от футуризма стремление к скандальным,эпатирующим выступлениям и программным акциям. Так, 4 ноября 1920состоялся "суд над имажинистами", на котором "обвинителем"выступал Валерий Брюсов. ": "Присяжные" оправдали имажинистов, итечение было признано существующим. В ответ имажинисты объявили"суд над современной поэзией". Обвинителем выступил В.Шершеневич,защитником В.Брюсов. <:> : "присяжные" и публика вынеслисовременной поэзии : обвинительный приговор".В числе акций имажинистов были роспись стен Страстного монастырябогохульными надписями, "переименование" московских улиц(табличка "Тверская" менялась на "Есенинская") и проч. Помнениюимажинистов, культурная революция не совпадает с революциейсоциальной. Пафос их манифестов - революционный, ведь "творческоесознание не перешагнуло 61-ый год". "Имажинизм борется за отменукрепостного права сознания и чувства", - заявляется в Восьмипунктах (1924). Имажинизм объявлялся "первым раскатом всемирнойдуховной революции"."Скандал в дореволюционной России был одним из легальных способов"протеста", - размышляет позже Шершеневич. - Скандал тогда был испособом саморекламы. После революции мы, имажинисты, попробовали"по традиции" пойти по этому пути. Но в изменившейся обстановкефакт скандала стал давать уже другой резонанс. Реклама получиласьпечальная, протеста не получалось совсем. Мы пробовали идти в бойс картонными мечами".Более успешны были имажинисты в таких важных сферах литературногобыта, как книгоиздательство и книготорговля. В разное время у нихимелось несколько собственных издательств: "Имажинисты","Чихи-Пихи", "Сандро". В начале 1920-х, в разгар бумажногоголода, имажинисты ведут чрезвычайно активную издательскуюдеятельность. В журнале Жизнь искусства от 16-18 марта 1921читаем: "Интенсивно работает "Книгоиздательство имажинистов",выпустившее с ноября прошлого года более десяти книгпоэтов-имажинистов:". В 1920-1921 один за другим выходятпоэтические сборники Кусикова (В никуда, Коевангелиеран, Поэмапоэм), Мариенгофа (Руки галстуком), В.Шершеневича (Лошадь каклошадь) и другие. Оформление (рисунки и обложка) львиной доликниг выполнял Б.Эрдман. Его метод - это вольные ассоциации,намеки, расплывчатые ускользающие видения. Критик А.Кауфманутверждает, что издания имажинистов поглотили "бумажнуювыработку, по крайней мере, одной бумагоделательной фабрики загод". В 1922 имажинисты начали издавать журнал "Гостиница дляпутешествующих в прекрасном" (закрыт в 1924; вышло 4 номера).Имажинистам принадлежали два книжных магазина. Книжная лавка"Московской трудовой артели художников слова", в котором велиторговлю Есенин и Мариенгоф, конкурировала с лавкой Шершеневича иКусикова. Кроме того, имажинисты владели кинотеатром "Лилипут", атакже знаменитым в Москве имажинистским кафе "Стойло Пегаса"(закрыто в 1922).После введения Главлита летом 1922 печататься имажинистам сталосложнее. Последний коллективный сборник "Имажинисты" (1925)вызвал такой отклик прессы: "Агония идеологического вырожденияимажинизма закончилась очень быстро, и первые же годы НЭПапохоронили почти окончательно имажинизм как литературную школу:"моль времени" оказалась сильнее "нафталина образов"".Политизация общественной жизни в послереволюционной Россиисказалась и на особенностях культурного мира того времени. В 1919создается анархистского толка "Ассоциация вольнодумцев", подкрылом которой до 1924 находилась литературная группаимажинистов. Основателями и членами правления "Ассоциации" былиЕсенин и Мариенгоф; они написали устав, официально утвержденныйА.В.Луначарским.Отношения имажинистов с властями - в силу особенностей ихтворческой позиции, внелитературных связей и историческогомомента - требуют особого внимания.В одной из своих акций в 1919 имажинисты выдвинули требование"отделения государства от искусства": ":государству нужно длясвоих целей искусство совершенно определенного порядка, и оноподдерживает только то искусство, которое служит ему хорошейширмой. Все остальные течения искусства затираются. Государствунужно не искусство исканий, а искусство пропаганды. <:> Мы -имажинисты - :с самого начала: не становились на задние лапкиперед государством. Государство нас не признает - и слава Богу!Мы открыто кидаем свой лозунг: Долой государство! Да здравствуетотделение государства от искусства!" (Шершеневич В., Искусство игосударство (1919) // Шершеневич В. Листы:).Имажинисты в силу своего скандального, богемного образа жизничасто попадали в руки милиции и работников ЧК. Выручали их толькомногочисленные связи с теми же чекистами. Помимо этого, РюрикИвнев был личным секретарем наркома просвещения Луначарского,состоял во Всероссийской коллегии по организации РККА, занималсяорганизацией агитпоезда им. А.В.Луначарского, публиковал в"Известиях ВЦИК" политические статьи, призывавшие интеллигенциюработать на новую власть. Имажинисты поддерживали отношения сэсером Я.Блюмкиным, с Л.Д.Троцким, Л.Б.Каменевым:В 1920 имажинист Шершеневич удостаивается особой и редкой чести:его читает Ленин. Дело в том, что весь тираж поэтическогосборника Шершеневича Лошадь как лошадь по ошибке отправляется насклад Наркомзема, по-своему связавшего название и содержаниекниги. Оттуда книгу предполагалось распространять среди трудовогокрестьянства. О казусе прослышал В.И.Ленин:31 августа 1924 Есенин и Грузинов напечатали открытое письмо вгазете "Правда", где заявляли, что распускают группу, несмотря нато, что это была их личная инициатива, не согласованная с другимичленами группы. Действительно, с середины 1920-х течениепостепенно ослабевает. С 1924 до самороспуска в 1927 существовалосамостоятельное Общество имажинистов под председательствомИвнева.Пик шумной, скандальной, всероссийской известности имажинизмаприходится на 1920-1922 годы. Далее в среде участников теченияпроисходит разобщение, сохранялись (да и то далеко не всегда)лишь бытовые связи. "С имажинизмом давно все кончил, - пишетА.Б.Кусиков Брюсову 29 декабря 1923, - вырос, взрослею. Да ифкус: Мне с ними не по дороге".С конца 1927, когда Сталин провозгласил "культурную революцию" ипервый пятилетний план, литературный мир начал резко меняться."Пролетаризация" культуры стала официально политикой,существование широкого спектра литературных направлений сталоневозможным.В статье Существуют ли имажинисты (1928) Шершеневич утверждал:"Имажинизма сейчас нет ни как течения, ни как школы". 1930-е длямногих участников объединения ознаменовались работой для театра икино, написанием воспоминаний. Шершеневич в середине 1930-хработал над мемуарами Великолепный очевидец. Поэтическиевоспоминания 1910-1925 гг. Во второй половине 1920-х-30-е годыМариенгоф пишет стихи для детей, пьесы, сценарии. Постепенно вего творчестве начинает доминировать проза. Большую известностьполучили его Роман без вранья (1927), изданный в Берлине романЦиники (1928). С 1953 он работает над автобиографической книгойМой век, моя молодость, мои друзья и подруги (опубликованапосмертно).

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ИМАЖЕНИЗМ | Серебрянный_век - Дневник Серебрянный_век | Лента друзей Серебрянный_век / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»