Это цитата сообщения
МыслЯтель Оригинальное сообщениеМожно ли умный народ превратить в стадо баранов?
Борис Коваль, доктор исторических наук, профессор
На этот циничный вопрос я, увы, отвечаю утвердительно: да, можно. Примером тому служат всем прекрасно известные тоталитарные режимы XX века, да и предыдущих эпох. Для осуществления такой метаморфозы лучше всего годится одно средство – суггестия, то есть внушение. В отличие от медицинского гипноза, который воздействует при вызывании искусственного сна, суггестия (англ. Suggestion) представляет собой систематическое и повторяющее внедрение в сознание и психику «нужных» идей и ориентиров при бодрствующем состоянии. Люди воспринимают такое внешнее влияние почти незаметно для себя, вроде кислорода, которым мы дышим. При этом под гипнотическое воздействие попадают не отдельные индивидуумы, а тысячи, а даже миллионы людей. Речь идет не о мистической силе всякого рода магов и колдунов, а о придуманной и хорошо структурированной системе суггестии по телевидению, радио, в газетах и журналах, на концертах и прочее.
Обычно власть либо прямо, либо косвенно заинтересована в таком оболванивании масс, опускающем даже умных людей до уровня хихикающих обывателей. В итоге, как писал великий Данте в «Божественной комедии» 700 лет назад, размножаются «никчемные люди».
Поэт говорит:
«…теперь уже никто
Добра не носит даже и личину:
Зло и внутри, и сверху разлито.
Но укажи мне, где искать причину:
Внизу иль в небесах?...
<…>
Ты видишь, что дурное управленье
Виной тому, что мир такой плохой,
А не природы вашей извращенье».
Я думаю, что как и «дурное управление», так и извращенье человеческой «природы» путем целенаправленной суггестии на пару ответственны за ущербное состояние в общественной жизни. Так было во времена Данте, так оно есть и в наши дни: под бременем новых мирских забот и навязчивым давлением СМИ проще превратиться в послушного барана, нежели сохранить силу воли и разума, сберечь душу и совесть, то есть остаться свободной и благородной личностью.
В одиночку устоять в борьбе со злом трудно: нужна постоянная поддержка со стороны семьи, друзей, близких по духу людей. Поэтому-то и развиваются чувство солидаризма. Против злой суггестии призвана выступить контр-суггестия, то есть не только внутреннее сопротивление, но активное восстановление и укрепление нравственного здоровья. Кто уже погряз в болоте «никчемности», того спасти трудно, но удержать многих растерявшихся в социальном пространстве людей на берегу, не дать им опустится до стадного отупения возможно и необходимо. Начинать надо каждому с самого себя.
Нельзя конечно насилием ни побороть зло, ни осуществить добро, но важно чтобы, само добро в борьбе не стало пользоваться злыми средствами. Уж сколько было в истории попыток при помощи насилия «осчастливить человечество», да ничего из этого не вышло. Правда, и мирные средства не дали ожидаемого блага. Предпочтительнее все же не насилие, даже не компромисс. Поэтому против «черной» суггестии, необходима «белая» контр-суггестия.
Как писал Лев Толстой, есть четыре выхода из душевного надлома:
Первый − это «выход неведения», не знать и не пытаться понять, что происходит в жизни, укрыться, как моллюск, в своей раковине;
Второй – это «выход эпикурейства», пользоваться всеми благами, какие есть гулять, и веселится, наслаждаясь сегодняшним днем;
Третий – «выход силы и энергии», активная трудовая и психо-ментальная работа, так поступают редкие сильные, последовательные люди;
Четвертый – «есть выход слабости», продолжать тянуть лямку и отдаться на волю судьбы.
(Толстой Л.Н. Избранное. Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1998, с. 34−36).
Я не во всем согласен с мудрым графом, но главное он схватил верно. Во всяком случае, нам следует подумать над сказанным, чтобы самостоятельно и честно научиться думать и вести себя так, чтобы не превратиться в «никчемных» и глупых баранов.