Настроение сейчас - Депрессия...Обожаю этот роман...
Одно из моих любимых произведений...
Помню, когда учился в школе, я его три раза перечитывал.
Недавно нашёл свою школьную тетрадь с сочинением по роману.
Почему-то захотелось выставить тут...
Надеюсь, не сочтёте за бред...
"Добро и Зло в романе Мастер и Маргарита."
Проблемы Добра и Зла вечны. Человечество с древнейших времён интересует взаимосвязь этих двух сил. “Что такое Добро, а что такое Зло, и почему они неразделимы?” – этот вопрос всегда волнует людей и заставляет их задумываться. Эти же проблемы вдохновляли писателей с древнейших времён и были отражены во многих произведениях.
Эти вопросы не оставили равнодушным и Михаила Булгакова. В своём романе “Мастер и Маргарита”, в котором соединились миф и реальность, романтический сюжет и сатирическое описание быта, бесстрастное объективное изображение и сарказм, автор с философской точки зрения размышляет о Добре и Зле.
Проблемы Добра и Зла неразрывно связаны с судьбами героев.
Обратимся к роману Мастера о Понтии Пилате. Стиль романа нетороплив и важен, создаётся впечатление, что между действием и читателем автора нет: есть только реальность и ощущение бессмертности бытия.
Одним из героев романа является философ Иешуа Га-Ноцри, который часто сравнивается с Иисусом Христом, однако его образ лишён чудес, таких например, как воскрешение Лазаря или прозрение слепых, он также не воскресает после смерти. На самом деле, Иешуа не имеет ничего общего с сыном Божьим: Иешуа не совершал никаких чудес, у него был только один ученик, его казнили в двадцать семь лет и, кроме того, его казнили в день празднования Пасхи – день воскрешения Иисуса Христа. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри – обыкновенный человек, но при всей своей человеческой обыкновенности, он обладает огромной внутренней силой. Секрет этой силы – в абсолютной независимости его разума, во внутренней свободе духа, которая ставит человека в непосредственной отношение с вечностью. Ему неведомы оковы условности, стереотипов мышления и поведения, которыми “связаны по рукам и ногам” все окружающие, поэтому в первый момент они видят в нём безумца. Иешуа несёт людям добро, его проповеди несут истины, сокрытые от простых людей: “…всякая власть является насилием над людьми и… настанет время, когда не будет власти… Человек перейдёт в царство истины и справедливости…”
Главным героем романа Мастера является Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи. Раньше он был воином, умел ценить мужество и отвагу, и сам никогда не знал страха. Но став прокуратором, он изменился: овладел искусством политической игры, научился маневрировать, хитрить, лицемерить. В силу этой причины ему приходится нести людям Зло, но он – обычный человек, в нём есть и плохое и хорошее. Встретив Га-Ноцри, Понтий Пилат получил шанс оставить тёмные дела и встать на путь Добра, но не воспользовался им, поскольку боялся потерять свою власть. За свою трусость Пилат обречён девятнадцать столетий томится в одиночестве.
[показать]
Прошло девятнадцать столетий, а человечество всё ещё волнуют вечные проблемы Добра и Зла. Зло приобретает огромный размах. Чтобы обличить его, обнажить сущности, высветить пороки людей, нужна сверхъестественная сила. Именно для этого весенним вечером в Москве появляется Воланд со своей свитой. Он говорит о себе: “Я часть той силы, что вечно хочет Зла и вечно совершает благо”. Воланд – Дьявол, но он не сеет Зло, наоборот, он несёт правосудие, восстанавливает равновесие между Добром и Злом, и этим служит Истине. Он высмеивает и уничтожает всё то, что отступилось от Добра, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал. Он наказывает бюрократов и разгильдяев, взяточников и проходимцев, но самое жестокое наказание получает человек, не верящий ни в Бога ни в Дьявола и стремящийся уничтожить даже память о Христе – Михаил Берлиоз.
Но Воланд также совершает Добро – освобождает от страданий Фриду, соединяет Мастера и Маргариту, возвращает сгоревший роман автору, утверждая: “Рукописи не горят”. Именно поэтому Воланд – символ правосудия и справедливости.
Мастер, создавший роман о Понтии Пилате, является настоящим гением, но в современном мире, полном атеизма, лжи и недоверия, находит лишь непонимание, отчуждение и одиночество. Не выдержав стольких невзгод, он сжигает свой роман. Поэтому “он не заслуживает Света, он заслуживает Покой”. А Покоя заслуживает тот. Кто честно прожил свою жизнь, кто не отягощен муками совести.
В одной из последних глав романа к Воланду, по поручению Иешуа Га-Ноцри, является Левий Матвей – просить за Мастера:
“ – Я к тебе, дух Зла и повелитель теней…
- Ты произнёс свои слова так, - замечает Воланд, - как будто ты не признаёшь теней, а также Зла… что бы делало твоё Добро, если бы не существовало Зла, и как бы выглядела Земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии насладиться голым Светом? ”
Без игры света и тени, без загадок и неожиданностей жизнь не может быть полна. А всё это уже проходит через “царство” Воланда. Он не сеет Зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая явным. Стараниями Воланда каждое человеческое деяние отбрасывает свою тень – привлекательную или уродливую, а порой и зловещую.
И как вечно противостояние Добра и Зла, так и произведения, изображающие эту борьбу, созданные талантливым писателями, становятся бессмертными. Они должны быть вечными спутниками людей.
[показать]