• Авторизация


Пост перед Пасхой. Суть Великого поста 25-03-2012 11:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Продолжается Великий пост (или же Пасхальный пост), который в общей сложности продолжается 40 дней. Зачем нужен этот пост и почему он такой длинный? Далеко не все "верующие", посещающие церковь, понимают суть Великого поста. А уж тем более далеки от понимания его сути люди, которые считают себя верующими, но верующими, как они выражаются, "по-своему".

Здесь же хочу привести слова протоирея Сергия Четверикова о сути Великого поста, о том, откуда берет свое начало пост и для чего он вообще нужен верующему человеку.

Пост - это самое древнее церковное установление. Первая заповедь, данная первым людям в раю, была заповедь о посте. Постились ветхозаветные праведники, постился Святой Иоанн Предтеча, и, наконец, Господь наш Иисус Христос постился 40 дней пред выступлением на проповедь, по примеру чего установлен и нам сорокадневный Великий пост.

Не смотря на все эти примеры, не смотря на то, что пост всегда существовал в Православной Церкви, многие не соблюдают его. Они напоминают больного, которому предлагают лекарство, а он отвечает:"Зачем мне лекарство? Мне нужно выздороветь". Этот больной забывает, что лекарство для того именно и дается, чтобы он выздоровел.

В этом же заключается и суть Великого поста - он имеет значение не сам по себе, а только как средство к приобретению душевного здоровья.

Какое же значение имеет пост для здоровья души?

Как известно, пост подразумевает под собой переход от более питательной мясной пищи на менее питательную рыбную, а иногда еще на менее питательную - растительную, и, наконец, даже на сухоедение. Этим переходом с одного рода пищи на другой Церковь хочет ослабить чувственность и дать перевес нашему духу над нашей плотью.

Переходя с более питательной на менее питательную пищу, мы делаем себя более легкими, подвижными, более способными к духовной жизни.

Насколько большое влияние имеет пища на нашу духовную жизнь и работу, это легко можно увидеть по собственному опыту. Попробуйте после сытного обеда заняться серьезной умственной работой и вы увидите, как это трудно! А молиться в это время - и того труднее!

Говорят, что можно злоупотреблять и постной пищей. Это верно. Но мы должны иметь в виду не злоупотребления, а то, что предписывает нам Церковь. Церковь же предписывает и в постной пище соблюдать воздеражание и умеренность.

Говорят некоторые, что постная пища вредна для здоровья. Это не верно. Для здоровых она не вредна. Кому же по слабости здоровья необходимо усиленное питание, тому и Церковь разрешает облегчение от поста.

Что пост нисколько не вреден для здоровья, это видно, во-первых, из того, что постящиеся меньше болеют, чем непостящиеся, а во-вторых, из того, что они и живут не меньше. Многие великие постники доживали, как это видно из житий святых, до 80, 90, 100 и более лет.

Перемена пищи, предписываемая Церковью в пост, имеет для нас еще и то значение, что дает нам возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями и привычками и победу над ними. Переход со скоромной пищи на постную нам неприятен. Но, побеждая это неприятное чувство и подчиняя себя уставу Церкви, мы себя дисциплинируем, проявляем власть свою над своими привычками и вкусами, а это очень полезно.

Это нас закаляет, делает мужественнее, выносливее, крепче, помогает нам становиться выше своих привычек и не быть их рабами. В этом и заключается главная суть Великого поста.

Мы еще более оценим значение поста, если вспомним, что суть Великого поста состоит не только в том, чтобы заменить скоромную пищу постной, но и в том, чтобы ограничивать себя в излишествах и развлечениях, например, меньше спать, удерживаться от лакомств, от смотрения телевизора, чтения развлекательных книг и журналов.

Наконец, Церковь требует от нас и духовного поста. Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний.

По этому поводу Святитель Иоанн Златоуст говорил так: "Ты не можешь поститься? Но почему ты не можешь простить обиду твоему врагу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать, воздержись и т. д. Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотнее помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее и т. п. Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою - только имей охоту трудиться!"

Итак, Церковь не напрасно приняла и хранит святые посты. Научимся уважать пост, оценим его пользу, не будем нарушать его легкомысленно и относиться к нему высокомерно!

Протоиерей Сергий Четвериков
Общедоступная религиозная
библиотека. Париж, 1938 г

По материалам сайта ierey.in.ua

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пост перед Пасхой. Суть Великого поста | AlexMann - Из жизни успешного человека | Лента друзей AlexMann / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»