• Авторизация


ИСКУССТВО,МИКЭЛАНДЖЕЛО 24-03-2008 15:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
(Michelangelo Buonarroti)

1475, Капрезе — 1564, Рим. Итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Один из величайших мастеров итальянского Возрождения. Работал во Флоренции (кон. 1480-х — 1490-е, 1501—1505, 1520—1533), Болонье (1495, 1506—1508), Риме (1496—1501, 1505—1519, 1534—1564). Микеланджело происходил из знатного, но обедневшего флорентийского рода. Детские годы провел в небольшом имении отца в Сеттиньяно. В 1488, преодолев сопротивление отца, считавшего, что потомку знатного рода негоже заниматься живописью, поступил в мастерскую живописца Доменико Гирландайо. К этому времени относятся его первые работы — зарисовки фигур из фресок флорентийских живописцев XIV — нач. XVI в., поражающие профессионализмом и пластической энергией. В 1489 юный мастер перешел в мастерскую скульптора Бертольдо, ученика Донателло и хранителя собрания античных скульптур в садах Медичи, принадлежавших правителю Флоренции — Лоренцо Медичи, прозванному Великолепным. Микеланджело прожил в доме Лоренцо Великолепного около года. Здесь он выполнил две первые самостоятельные работы — рельефы Битва кентавров (ок. 1492, Флоренция, Музей Каза Буонарроти), который навеян рельефами античных саркофагов, и выполненную в традициях флорентийского плоского рельефа (rilievo schiacciato) Мадонну у лестницы (ок. 1491, Музей Каза Буонаротти).

После смерти в 1492 Лоренцо Великолепного Микеланджело остался во Флоренции без покровителей. В 1495 20-летний мастер отправился в Болонью, где ему удалось получить заказ на статуи св. Прокла и св. Петрония, а также коленопреклоненного ангела с подсвечником для гробницы св. Доминика в церкви Сан Доменико. В Болонье юный мастер познакомился с рельефами на библейские темы Якопо делла Кверча (церковь Сан Петронио), произведшими на него большое впечатление; воспоминания о них проступают позже в некоторых композициях плафона Сикстинской капеллы.

В 1496 Микеланджело направился в Рим, где ему удалось получить два больших заказа: ок. 1496—1498 он выполнил для банкира Якопо Галли статую Вакха (Флоренция, Нац. музей), а в 1497 через посредство того же Галли получил заказ от французского кардинала Жана де Лагрене, поручившего мастеру изваять для базилики Св. Петра скульптурную группу Пьета (1498—1499, Рим, собор Св. Петра). Предназначавшаяся для древней, заложенной в 313 императором Константином базилики Св. Петра, она обрела свое теперешнее место только в нач. XVII в., когда было закончено строительство собора, которое продолжалось более 100 лет.

Эта скульптурная группа — один из самых замечательных памятников итальянского Возрождения. Глубина замысла, одухотворенность и значительность образа Девы Марии сочетаются в ней с безупречностью композиционного решения. Группа смотрится как единое целое; нежность печального лица Девы Марии (которую вопреки традиции мастер изобразил совсем юной) и драматический излом лежащего на ее коленях безжизненного тела Христа подчеркивают крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны. Видимо, молодой скульптор особенно гордился этой работой, недаром Пьета — единственная скульптура, на которой он оставил подпись, начертав свое имя на перевязи, пересекающей грудь Мадонны.

Закончив работу над группой Пьета, Микеланджело вернулся во Флоренцию, где 16 августа 1500 старшина цеха шерстяников, которому принадлежала огромная глыба мрамора, принял решение передать ее Микеланджело для создания статуи Давида. Глыба была трудна для обработки, так как при большой длине и достаточной ширине она имела небольшую глубину. Поэтому было довольно сложно "вписать" в нее гигантскую статую: попытки одного из предшественников Микеланджело — скульптора Агостино ди Дуччо — окончились неудачей. Микеланджело проработал над статуей Давида (1501—1504, Флоренция, галереи Академии) более трех лет, и она вплоть до кон. XIX в. украшала флорентийскую площадь Синьории, затем была перенесена в галереи Академии, а на площади была установлена копия.

Предшественники Микеланджело — Донателло и Верроккио, также обращавшиеся к образу Давида, представили его, согласно библейской легенде, мальчиком-подростком, попирающим отрубленную голову великана Голиафа. Давид Микеланджело — молодой, полный физической мощи гигант, изображенный в момент перед сражением, медленно стягивающий с плеча ремень пращи и обративший к противнику гневное лицо, излучающее духовную силу, которую современники Микеланджело обозначили термином terribilita (устрашающая). Работая над неудобной узкой глыбой, мастер сумел развернуть колоссальную фигуру в пространстве так, что при обходе статуи в ней как бы нарастает напряжение, а прекрасное лицо, которое в профиль кажется спокойным, поражает, если его видишь в фас, своей грозной духовной силой.

Одновременно с работой над статуей Давида Микеланджело вернулся к теме Мадонны, изваяв статую Мадонна с Младенцем (т. н. Мадонна Брюгге, ок. 1501, Брюгге, собор Нотр Дам) и два круглых рельефа (тондо) — Мадонна Питти (ок. 1504—1505, Флоренция, Нац. музей) и Мадонна Таддеи (ок. 1505—1506, Лондон, Королевская академия).

Весной 1505, вскоре после завершения статуи Давида, Микеланджело был вызван в Рим папой Юлием II. Последний поручил скульптору создать проект папской гробницы. Представленный Микеланджело проект понравился папе. Надгробие должно было представлять собой колоссальное прямоугольное сооружение, стены которого украшали стоящие в нишах статуи пленников (рабов), символизирующие провинции Италии, оплакивающие папу. Это сооружение должно было стать постаментом для надгробия понтифика, окруженного сидящими на углах статуями библейских пророков. Папа утвердил проект, и Микеланджело отправился в каменоломни Каррары, чтобы лично руководить добычей мрамора для гробницы. Проведя в Карраре около восьми месяцев, он на свои деньги нанял возчиков и привез мрамор в Рим. Однако Юлий II уже охладел к собственному замыслу (кто-то внушил ему, что сооружать себе гробницу при жизни — плохая примета). Папа отказался принять мастера, и последний, хотя и находился на службе у папы и не мог покидать Рим без его разрешения, уехал во Флоренцию, где пробыл несколько месяцев и, опасаясь гнева Юлия II, даже собирался отправиться в Турцию. Между тем Юлий II требовал возвращения Микеланджело в Рим не только у скульптора, но и у правительства Флоренции. Микеланджело был вынужден смириться, но, вернувшись в Рим, узнал, что папа окончательно потерял интерес к гробнице и хочет поручить мастеру роспись плафона Сикстинской капеллы.

Сикстинская капелла, напоминающая своими размерами большую однонефную церковь, была построена в Ватикане при папе Сиксте IV (1476—1484). В 1480-х ее стены были расписаны Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и другими мастерами большими многофигурными композициями на евангельские темы. Капелла перекрыта почти плоским зеркальным сводом, опирающимся на распалубки. Предложенный мастером проект восхитил папу своей грандиозностью и получил одобрение. Микеланджело были даны помощники, но вскоре он отказался от их услуг, оставив лишь несколько молодых людей, которые растирали и размешивали краски, мыли кисти, приносили мастеру еду и питье. Микеланджело предстояло расписать сам свод, его распалубки и четыре больших угловых паруса, на которые этот свод опирается. Художник сам составил сложную, многогранную и в то же время стройную программу росписи.

Источником вдохновения Микеланджело явился начальный раздел Ветхого Завета — Первая книга Моисея Бытие (Генезис), охватывающая начальный период истории Вселенной и человечества — от Сотворения мира, суши и вод, растений и животных, повествования о создании первых людей — Адама и Евы, их грехопадении и изгнании из земного рая до Всемирного потопа и истории праведника Ноя. На центральной части плафона, его "зеркале" эти истории предстают в 9 прямоугольных композициях: Отделение света от тьмы, Создание тверди и светил, Сотворение растений и животных, Сотворение Адама, Сотворение Евы, Грехопадение и изгнание из рая, Построение Ноева ковчега, Всемирный потоп и Опьянение Ноя. Из них четыре (Создание светил и планет, Сотворение Адама, Грехопадение и изгнание из рая, Всемирный потоп) заполняют всю ширину зеркала свода; остальные 5 композиций — меньшего размера; каждую из них окружают 4 прекрасных юношей, сидящих в сложных, динамических позах (т. н. "рабы"). В боковых частях свода в неглубоких иллюзорных нишах предстают 5 сивилл и 7 пророков, предсказавших явление Христа на земле — молодых и старых, полных вдохновения, погруженных в задумчивость или вглядывающихся в страницы древних книг. Ниже, в треугольных распалубках, предстает череда погруженных в задумчивость предков Христа. Наконец, в поддерживающих свод 4 больших угловых парусах — композиции на библейские темы, посвященные чудесному избавлению от недругов народа Иудеи и Израиля — Давид и Голиаф, Наказание Амана, Юдифь и Олоферн и Медный змий. В своей совокупности композиции Сикстинского плафона являют нам образ целого мироздания, по своему величию и многообразию не имеющего никаких аналогов в истории европейского искусства. Подобно Данте в Божественной комедии Микеланджело в росписях свода Сикстинской капеллы уподобляется Демиургу, создающему целую Вселенную.

После окончания работ в Сикстинской капелле Микеланджело вернулся в 1513 к работе над надгробием незадолго до этого скончавшегося Юлия II. Из задуманной им первоначально серии Пленников (Рабов) он выполнил лишь статуи Восставший раб и Умирающий раб (обе — 1513, Париж, Лувр). В новом проекте надгробия они не нашли места и были подарены мастером его другу Роберто Строцци. Несколько позже была создана статуя Моисея (ок. 1515—1516, Рим, церковь Сан Пьетро ин Винколи), которая по первоначальному замыслу должна была украсить один из четырех углов колоссального надгробия, наряду с фигурами еще 3 пророков, но наследники Юлия II постоянно переписывали контракт с мастером и заставляли его упрощать проект, делая его все более скромным. Работа над надгробием была завершена только в 1545. Центральное место в нем заняла статуя Моисея; фланкирующие ее фигуры Лии и Рахили были выполнены помощниками Микеланджело.

Статуя Моисея как бы аккумулирует в себе тот же грандиозный мир, который Микеланджело воплотил в росписях Сикстинской капеллы. В статуе Моисея пластический язык скульптора поражает мощью и богатством, а титанический облик пророка — колоссальной духовной силой.

В 1516 Микеланджело получил от нового папы Льва X (Джованни Медичи), сына первого покровителя мастера — Лоренцо Великолепного, поручение отправиться во Флоренцию и создать архитектурное оформление фасада родовой церкви Медичи — Сан Лоренцо. Микеланджело разработал проект фасада и сделал его деревянную модель. Однако дальше этого работа не пошла, т. к. в 1521, незадолго до своей смерти, папа Лев X поручил Микеланджело пристроить к церкви Сан Лоренцо новую сакристию (капеллу) и перезахоронить здесь прах некоторых своих родственников. В окончательном проекте, утвержденном преемником Льва X папой Климентом VII Медичи, было решено воздвигнуть надгробия Лоренцо, герцога Урбинского — скончавшегося в 27-летнем возрасте внука Лоренцо Великолепного — и младшего сына последнего — Джулиано, герцога Немурского, умершего в возрасте 37 лет. Приступив к строительству капеллы, Микеланджело уже в 1524 начал возводить купол и перешел к работе над статуями. Однако в 1527 во Флоренции вспыхнуло восстание, Медичи были изгнаны из города. Папа Климент VII тотчас помирился с Карлом V, и оба правителя двинули свои войска на Флоренцию. Микеланджело принял деятельное участие в обороне, руководя строительством фортификаций. Осада города продолжалась около года, но в 1530 Флоренция пала. В 1531 ее правителем стал герцог Алессандро, незаконнорожденный отпрыск дома Медичи, приспешники которого разыскивали и убивали участников восстания. Микеланджело был вынужден скрываться; одно время он прятался в колокольне одной из церквей, но вскоре был прощен папой Климентом VII. Некоторое время он продолжал работать над статуями капеллы Медичи, но 24 сентября 1534 вышел из городских ворот, где его ждал преданный слуга Урбино с лошадьми, и направился в Рим. Статуи капеллы Медичи устанавливались его помощниками, которым он посылал из Рима письменные инструкции.

Капелла Медичи, пристроенная Микеланджело к церкви Сан Лоренцо, несколько углублена по сравнению с ней — из церковного интерьера в нее надо спускаться по широкой лестнице. Сравнительно небольшая, она имеет значительную высоту. Свет проникает сверху через окна в люнетах и в верхней части стен и падает вертикально, скульптуры почти не отбрасывают теней, что создает атмосферу пространства, как бы неподвластного земным законам. В строгом архитектурном оформлении капеллы белый мрамор стен сочетается с темно-серым, почти черным мрамором архитектурных членений — пилястр, карнизов, обводок арок. В этом строгом, почти траурном обрамлении предстают два находящихся друг напротив друга надгробия Лоренцо и Джулиано Медичи (1524—1534). Каждый из саркофагов установлен на невысоком постаменте; на скатах дугообразных крышек саркофагов в сложных позах возлежат фигуры, символизирующие времена суток: День и Ночь (надгробие Джулиано Медичи), Утро и Вечер (надгробие Лоренцо Медичи), а выше, в неглубоких нишах — статуи самих умерших в воинских доспехах, символизирующие жизнь деятельную и жизнь созерцательную.

Статуи капеллы Медичи принадлежат к числу самых значительных работ Микеланджело. Особенно замечательны скульптуры, олицетворяющие времена суток: Аврора (Утро), могучая женщина, как бы с трудом освобождающаяся от ночных кошмаров, погружающийся в сон старик — Вечер, почти угрожающе глядящий из-за плеча День и спящая в неудобной позе прекрасная Ночь. Последняя статуя вызвала восторг у современников мастера; поэт Джованни Строцци написал четверостишие, в котором уверял, что если ее разбудить, она заговорит, на что Микеланджело ответил:

Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать — удел завидный,
Прошу, молчи, не смей меня будить!

(Перевод Ф. И. Тютчева)

Микеланджело вернулся в Рим незадолго до смерти Климента VII. Новый папа Павел III (Алессандро Фарнезе) сразу же дал мастеру ряд важных заказов — ему было поручено написать в Сикстинской капелле фреску Страшный Суд (1534—1541) и расписать небольшую капеллу Паолина в Ватикане (1542—1550).

Страшный Суд — самая грандиозная и патетическая композиция Микеланджело. Она занимает всю огромную западную стену Сикстинской капеллы и отчасти вдохновлена текстом Евангелия от Матфея: "...солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласной, и соберут избранные Его от четырех ветров, от края небес до края их". Композиция являет нам грандиозную, полную драматизма картину Dies inac (Божьего гнева) — жест поднятой руки Христа скорее карающий, чем благословляющий, в жестах толпящихся вокруг него праведников не столько мольба, сколько угроза, охваченные ужасом грешники целыми гроздьями падают вниз, где их ждет в своей лодке перевозчик Харон. Первоначально почти все фигуры были изображены полностью обнаженными, что вызвало недовольство служителей церкви, поэтому живописцу Даниэле да Вольтерра поручили прикрыть их чресла набедренными повязками.

Колоссальная творческая сила и мощь воображения, поражающие в этой фреске, сменились нотами усталости в двух последних живописных работах Микеланджело — фресках Обращение Савла (1542—1546) и Распятие апостола Петра (1546—1550, обе — Ватикан, капелла Паолина). Это последние живописные работы великого мастера.

К скульптуре с нач. 1530-х Микеланджело обращался очень редко. В 1537—1538, после того как в Рим пришла весть, что флорентийский герцог Алессандро Медичи, жестоко расправлявшийся с участниками флорентийского восстания, убит своим родственником, Микеланджело изваял бюст тираноубийцы Брута (Флоренция, Нац. музей). В поздние годы он вернулся в скульптуре к теме Пьета (Оплакивание Христа). За полной патетической скорби Пьета с Никодимом (ок. 1547—1555, Флоренция, собор Санта Мария дель Фьоре) последовала созданная незадолго до смерти мастера странная, трагическая Пьета Ронданини (1560-е, Милан, Музей Кастелло Сфорцеско), где перед нами предстают две почти бесплотные, как бы истаявшие фигуры — Дева Мария, поддерживающая мертвое тело Христа.

Последние годы жизни Микеланджело прошли в печальном одиночестве. Один за другим умерли его близкие друзья; из многочисленной флорентийской родни остался только горячо любимый мастером племянник, с которым старый мастер вел оживленную переписку. В Риме же единственным близким человеком был старый слуга мастера — Урбино.

16 февраля 1564 Микеланджело тяжело заболел и 18 февраля скончался. Весть об этом тотчас же дошла до Флоренции; в Рим срочно выехал его племянник. Он вывез из Рима тело великого мастера под видом тюка с товарами. Во Флоренции Академия рисунка, которую возглавлял Джорджо Вазари, устроила пышную траурную церемонию, после которой Микеланджело был погребен в главной усыпальнице великих флорентийцев — церкви Санта Кроче. Со смертью Микеланджело завершилась одна из величайших эпох в истории западноевропейской культуры — флорентийско-римское Возрождение.
[700x525]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
ПИКАССО, Пабло Руис (Picasso, Pablo Ruiz)

1881, Малага — 1973, Мужен. Французский художник испанского происхождения. В детстве учился у своего отца, преподавателя рисования. В 1895, поступив в барселонскую Академию художеств "Ла Лонха", с блеском выдержал экзамен высшей ступени обучения. В полотнах, написанных в возрасте 15—16 лет, продемонстрировал совершенное владение приемами академической живописи (Первое причастие, 1895—1896; Знание и милосердие, 1897, обе — Барселона, Музей Пикассо). Выдержав в 1897 экзамен на старший курс Королевской академии Сан Фернандо в Мадриде, вскоре покинул ее и вернулся в Барселону, где приобщился к богемным кругам художников и интеллектуалов.

В 1900 впервые посетил Париж. Жил попеременно в Париже и Барселоне до 1904, когда окончательно переселился в столицу Франции. Характерные для раннего парижского периода подражания мастерам импрессионизма и постимпрессионизма (Тулуз-Лотреку, Сезанну, Боннару, Дега) вскоре сменяются целенаправленным поиском собственного пути. В живописи "голубого" периода (1901—1904) вытянутые, угловатые фигуры погружены в густой синий сумрак (Жизнь, 1903, Кливленд, Музей искусств; Старый еврей с мальчиком, 1903, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Нищие и слепцы, зябко съежившиеся, прижавшиеся друг к другу, воплощают тоску одинокого бесприютного существования, отрешенность человека от чуждого ночного мира (Старый гитарист, 1903, Чикаго, Институт искусств; Бедняки на берегу моря, 1903, Вашингтон, Нац. галерея искусства; Ужин слепца, 1903, Нью-Йорк, музей Метрополитен).

Картины последующего, "розового", периода (1904—1906) изображают странствующих акробатов и комедиантов. Колорит строится на теплых, солнечных тонах в сочетании с бледно-голубыми и пепельными оттенками. Хрупкие фигуры, написанные жидкой краской по слабо прогрунтованному холсту, кажутся прозрачными, а их колеблющийся силуэт вызывает ассоциации с изгибающимся побегом, надломленным стеблем, пламенем свечи (Девочка на шаре, 1905, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Актер, 1904, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Семья акробатов с обезьяной, 1905, Гётеборг, Художественный музей). Программная работа этого периода Семья бродячих акробатов (1905, Вашингтон, Нац. галерея искусства) проникнута ощущением одиночества и странной отрешенности костюмированных персонажей, позирующих среди пустынных дюн.

В 1906 прозрачная лирика "розового" периода сменяется монументальностью обобщенных массивных форм (Две обнаженные, 1906, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Сидящая обнаженная, 1906, Прага, Нац. галерея; Гертруда Стайн, 1906, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Увлекшись иберийской и негритянской пластикой, живописью Сезанна, Пикассо пишет брутальные, тяжеловесные фигуры, формы которых словно вырублены взмахами прямых линий и моделированы штриховой "насечкой" (Автопортрет, 1907; Бюст женщины, 1907, обе — Прага, Нац. галерея). В большом полотне Авиньонские девицы (1907, Нью-Йорк, Музей современного искусства) резкие деформации, жесткие изломы достигают кульминации, знаменуя переход к новой художественной системе кубизма. В полотнах более ранней, "аналитической" стадии кубизма (1908—1912) натурная форма дробится на мелкие грани и плоскости, создавая своеобразную кристаллическую структуру; цветовая гамма ограничивается серыми, охристыми, тускло-зелеными тонами (Абруаз Воллар, 1910, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Даниэль Анри Канвейлер, 1910, Чикаго, Институт искусств). Разрастаясь, эти стереометрические образования почти вытесняют образ натуры (Афисьонадо, 1912, Базель, Художественный музей; Гитарист, 1911—1913, Париж, Музей Пикассо). В картинах "синтетического кубизма" (1912—1915) живописные элементы дополняются графическими обозначениями (буквенные надписи, цифры, ноты, рисунки игральных карт) и коллажем (наклейки цветной бумаги, обоев, обрывков газет и афиш). Разнотипные знаки связываются в сложную текстуру, демонстрирующую проблемные отношения между разными способами описания реальности (Композиция с виноградной гроздью и грушей, 1914, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Человек с трубкой, 1914, Париж, Музей Пикассо; Моя красавица, 1914, Женева, частное собрание).

К сер. 1910-х новый метод обретает достоинства ясной, продуманной системы. Имитируя коллаж живописными средствами, художник прибегает к звучным гармониям насыщенных цветов (Арлекин, 1915, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Человек с трубкой, 1915, Чикаго, Институт искусств). Игровая комбинаторика кубизма переносится в область скульптуры (конструкции, собранные из бросовых материалов), в театральные работы кон. 1910 — нач. 1920-х. В 1917 Пикассо оформил спектакль Парад, поставленный труппой "Русский балет" С. Дягилева.

Отчасти под влиянием знакомства с миром балета Пикассо обратился к сюжетам и образному языку классики. Живописные портреты кон. 1910 — нач. 1920-х выполнены с изяществом и тонкостью энгровского графизма. Рисунок четко выявлен, но намеренная незавершенность живописной проработки фигуры обнаруживает последовательные стадии построения жизнеподобного образа, механику художественной иллюзии (Ольга Хохлова, 1917, Париж, Музей Пикассо; Сидящий Арлекин, 1923, Париж, Нац. музей современного искусства). Обращаясь к собственно классическим мотивам, художник прибегает к экспрессивным деформациям; измененные пропорции и рассогласованные ракурсы создают эффект расчлененности массивных фигур на разномасштабные фрагменты (Три женщины у источника, 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Женщины, бегущие по пляжу, 1922; Флейта Пана, 1923, обе — Париж, Музей Пикассо).

Одновременно художник продолжал работать в кубистической манере. В двух вариантах композиции Три музыканта (1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Филадельфия, Музей искусства), в картине Танец (1925, Лондон, галерея Тейт) цветные плоскости, накладываясь друг на друга, раскачиваются в определенном ритме и в сочетании с острыми красочными диссонансами возбуждают ассоциации с джазовой музыкой. В натюрмортах этого времени слепки с античных статуй уподобляются персонажам классических драм в модернизированных сценических постановках (Натюрморт с античной головой, 1925, Париж, Нац. музей современного искусства; Мастерская с гипсовой головой, 1925, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

В 1925—1926 Пикассо сблизился с сюрреалистами. Сюрреалистические принципы психического автоматизма и "конвульсивной красоты" проявились в таких работах, как Художник и модель (1926, Париж, Музей Пикассо), Мастерская модистки (1926, Париж, Нац. музей современного искусства), Большой натюрморт на круглом столе (1931, Париж, музей Пикассо). Свободно разбегающиеся по холсту, свивающиеся в сложные узлы линии вычерчивают отвлеченные конфигурации, в сплетении которых возникают подобия реальной формы, акцентированные цветом. Разрабатывая с кон. 1920-х тему купальщиц на пляже, Пикассо наделяет женские фигуры обликом механических монстров, смонтированных из гладко выточенных деталей (Сидящая купальщица, 1930, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, Музей Пикассо). Химерические существа устрашают агрессивным оскалом челюстей, угрожающе вскинутыми острыми конечностями.

В 1928 Пикассо снова обратился к скульптуре и продолжал заниматься ею до конца жизни. Пластику художник считал "комментарием к живописи". Конструкции из проволоки, фигуры-ассамблажи, собранные из старых корзин, игрушек, кувшинов, гвоздей, болтов, обломков мебели и технических устройств, гофрированного картона, поражают неистощимой изобретательностью, остроумием визуальных метафор (Женщина в саду, 1929; Голова женщины, 1929—1930, обе — Париж, Музей Пикассо). К 1-й пол. 1930-х относится ряд значительных графических циклов (иллюстрации к Метаморфозам Овидия, 1930; альбом офортов Сюита Воллара, 1933; серия рисунков и гравюр, изображающих Минотавра). Графические композиции, в которых пересекаются темы классической древности и современности, реальности и фантазии, мифа и частной жизни художника, пронизаны размышлениями о художественном творчестве, о сложных соотношениях иллюзии, вымысла и реального мира.

В живописи 1930-х появляются мрачные, трагические тональности, что связано с гнетущими событиями европейской истории и обстоятельствами личной жизни художника. Кошмар кровавого насилия властвует в сценах коррид, мучительной гибели лошади в борьбе с разъяренным быком (Коррида, 1934, частное собрание; Коррида. Смерть тореро, 1933, Париж, Музей Пикассо). К этой тематике примыкает образ Минотавра, воплощающий темные инстинкты и стихийные силы природы (офорт Минотавромахия, 1935, Париж, Музей Пикассо; серия рисунков и гуашей с изображением Минотавра, 1935—1936). В портретах, фигурах обнаженных выделяются два противоположных женских типа — классически ясный, безмятежный (образ Мари Терез Вальтер) и трагический (Дора Маар). Складывается характерный для портретной живописи Пикассо прием совмещения фаса и профиля, создающий иллюзию меняющегося ракурса (Девушка перед зеркалом, 1932, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Сон, 1932, Нью-Йорк, частное собрание; Мари Терез Вальтер, 1937; Дора Маар, 1937, обе — Париж, Музей Пикассо). Многие работы 1930-х образуют единый тематический комплекс, в котором действуют одни и те же персонажи, но отношения между ними меняются, возникают загадочные, подчас необъяснимые ситуации.

Центральное произведение этого времени — крупномасштабное панно Герника, созданное для испанского павильона на Всемирной выставке 1937 (ныне — Мадрид, Центр искусств королевы Софии). Потрясшее мир событие — бомбардировка немецкой авиацией мирного испанского города, преломившись сквозь образы личной мифологии Пикассо, предстало в Гернике апокалипсической картиной всеобщей гибели и разрушения. Образы "внутренней драмы" художника (девушка с античным профилем и со свечой в руках, рыдающая женщина, мать с ребенком, бык, агонизирующая лошадь и ее поверженный всадник) обрели символический смысл протеста против военной агрессии и массового уничтожения людей. В период работы над Герникой и после ее завершения Пикассо варьировал отдельные мотивы этой композиции во множестве малых картин и рисунков. В одной из наиболее известных картин цикла Герники — Плачущая женщина (1937, Лондон, галерея Тейт) — мучительные изломы линий, бороздящих лицо, создают почти физическое ощущение боли. Теме гражданской войны в Испании посвящена и графическая серия Мечты и ложь генерала Франко (1937).

Годы Второй мировой войны Пикассо провел в оккупированном Париже. Мрачные образы смерти, насилия доминируют в его живописи предвоенного и военного времени (Натюрморт с головой быка, 1939, Кливленд, Музей искусств; Кошка с птицей, 1939, Париж, Музей Пикассо; Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия; Бойня, 1944—1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

После освобождения Парижа в 1944 Пикассо вступил в коммунистическую партию, затем включился в Движение сторонников мира. В живописи послевоенного времени, проникнутой радостным мироощущением, преобладают идиллические темы, трактованные в манере примитивизма. Работая в 1945—1946 в Антибе, в старинном дворце Гримальди, художник расписывал цементные плиты фигурами фавнов, кентавров, вакханок. Эти картины составили основу Музея Пикассо в Антибе. Итоговой работой этого времени стала большая композиция на тему пасторали Радость жизни (1946, Антиб, Музей Пикассо). Пацифизм художника выразился в таких произведениях, как Резня в Корее (1951, Париж, Музей Пикассо), панно Война и Мир, созданных для храма Мира в Валлорисе (1952).

Поздний период творчества Пикассо отмечен неустанными поисками новых сфер деятельности. Художник осваивает техники литографии и линогравюры, сочиняет поэтические и драматические произведения, работает в области монументального и прикладного искусства. Особенно значительны его достижения в области керамики и скульптуры, которую в это время он создавал из разных материалов: деревянных обрезков, согнутой листовой жести, обломков выброшенных вещей (Девочка с прыгалкой, 1950, Обезьяна с детенышем, 1951, Футболист, 1961, все — Париж, Музей Пикассо; Купальщики, 1956, Штутгарт, Гос. художественная галерея).

С кон. 1940-х Пикассо большую часть времени проводил на юге Франции, в окрестностях Канна (на виллах "Галуаз", "Калифорния", в замке Вовенарг близ Экса). В 1961 поселился в Мужене, в особняке Нотр-Дам-де-Ви, с 1965 уже не посещал Парижа. Живопись 1950—1960-х охватывает широкий круг тем: портреты, интерьеры, пейзажи чередуются с вымышленными сюжетами, с фантазиями на литературные и театральные темы (Мастерская в "Калифорнии", 1956, Париж, Музей Пикассо; Весна, 1956, Париж, Нац. музей современного искусства; Бухта в Канне, 1958; Кавалер с трубкой, 1970, обе — Париж, Музей Пикассо). В это время художник часто работал сериями (Жаклин в профиль, 1959; Художник, 1964; Мушкетер с трубкой, 1968; Художник и модель, 1963—1965). Особое место в его позднем творчестве занимают импровизации на темы классических картин: Алжирские женщины (по Делакруа, 1954—1955), Менины (по Веласкесу, 1957), Завтрак на траве (по Мане, 1959—1961), Похищение сабинянок (по Давиду, 1961—1962), Турецкая баня (по Энгру, 1968).

В 1955 А. Ж. Клузо снял фильм Пикассовское чудо, в котором наглядно представлен творческий метод художника. Пикассо работал без предварительного плана, импровизируя прямо на холсте или бумаге. Пикассовское понимание живописи как пространственно-временного континуума объясняет и предельную импульсивность его поздней живописной манеры, и принцип работы большими сериями, в которых фиксируются отдельные фазы, "вертикальные срезы" творческого потока. Так, 58 полотен Менин (все — Барселона, Музей Пикассо) являются своего рода моментальными снимками, "стоп-кадрами" непрерывной динамики сознания, меняющихся реакций художника на канонический текст Веласкеса. В 1963 основан Музей Пикассо в Барселоне, в котором широко представлены ранние работы, подаренные автором и секретарем художника Х. Сабартесом. В 1985 открылся Музей Пикассо в Париже, в Отель Сале, основу которого составили произведения из личного собрания мастера.

Уникальный дар, широта и многогранность творчества Пикассо, открывшего новые пути в различных сферах пластических искусств, определили его исключительную роль в художественной
11-09-2009-14:52 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Сильнейший гипноз


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ИСКУССТВО,МИКЭЛАНДЖЕЛО | Кристина_77777773 - ПРАВДА ОБО МНЕ, И О ВСЕМ ,ЧТО СО МНОЙ СВЯЗАННО!!!:) | Лента друзей Кристина_77777773 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»