• Авторизация


Сокровища Эрмитажа Hubert Robert - Робер Юбер (1733 – 1808) – «живописец руин» 03-11-2020 10:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Bo4kaMeda

«Было модно и великолепно убрать
свой салон живописью Робера»

Элизабет Виже-Лебрен



Робер, Гюбер. 1733-1808
Античный храм, так называемый четырехугольный дом в Ниме
Франция, 1783
холст, масло
102 x 143 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Крыльцо дворца с портиком и кариатидами
Франция, 1800
холст, масло
45 х 55 см




РОБЕР, ГЮБЕР (ЮБЕР) (Robert, Hubert) (1733–1808), французский художник, мастер классицистического пейзажа руин.

Родился в Париже 22 мая 1733 в семье слуг дворянского дома. Первоначально получал духовное образование, предполагая стать священником. Однако влечение к искусству привело его в мастерские Академии художеств, где он занимался у Ш. Ж. Натуара. В качестве пенсионера академии жил в 1754 – 1765 в Италии, преимущественно в Риме, путешествовал во стране вместе с Ж. О. Фрагонаром. Познакомился с Дж. Пиранези; испытал влияние последнего, а также Дж. П. Паннини. Поэтика руин, исторической бренности формируется уже в его рисунках сангиной, сделанных на вилле д`Эсте под Римом (Лувр). Вернувшись на родину, жил преимущественно в Париже, в 1785–1787 зарисовывал древности Прованса; наезжал для работы также и в Нормандию.

Его картины, выставляемые в Салонах, быстро завоевали популярность. Д. Дидро хвалил его за «прекрасные и величественные руины». Активно разрабатывал модную тему, создавая как штучные произведения, так и циклы, рассчитанные на оформление больших интерьеров. С годами стал одним из лучших мастеров «пейзажа-события» – с изображением значительного публичного происшествия типа стройки или катастрофы. Принял участие в реконструкции парка в Версале (1775). С 1784 был хранителем луврской картинной галереи.

Запечатлел ряд эпизодов Французской революции (разрушение Бастилии, королевских надгробий в Сен-Дени и т.п.). Заподозренный в нелояльности к новому режиму, был арестован и заключен в тюрьму. Однако продолжал работать и во время заключения (1793 –1794), оставив ряд живописных образов тюремного быта. Вскоре был восстановлен в должности куратора Лувра, который в ту пору преобразовывался из королевского дворца в музей.

Позднее варьировал прежние мотивы, в новых же вещах все чаще сочетал достоверные виды с придуманными деталями (Разрушение моста Нотр-Дам, 1786–1788, Музей Карнавале, Париж; и др.); иногда склонялся к романтической фантастике, представляя в виде руин вполне сохранные здания (в том числе Лувр). В 1790-е годы написал серию видов Большой галереи Лувра. Его картины украсили многие дворцы, а затем музеи Европы, в том числе и в России, где его вещи охотно приобретали, начиная с эпохи Екатерины II. В старости был практически забыт, однако его образы с их тонким ощущением контрастного взаимодействия разных исторических эпох оказали большое влияние на развитие романтизма.



Робер, Гюбер. 1733-1808
Архитектурный пейзаж с каналом
Франция, 1783
холст, масло
129 x 182,5 см


Запечатлел ряд эпизодов Французской революции (разрушение Бастилии, королевских надгробий в Сен-Дени и т.п.). Заподозренный в нелояльности к новому режиму, был арестован и заключен в тюрьму. Однако продолжал работать и во время заключения (1793–1794), оставив ряд живописных образов тюремного быта. Вскоре был восстановлен в должности куратора Лувра, который в ту пору преобразовывался из королевского дворца в музей.

Позднее варьировал прежние мотивы, в новых же вещах все чаще сочетал достоверные виды с придуманными деталями (Разрушение моста Нотр-Дам, 1786–1788, Музей Карнавале, Париж; и др.); иногда склонялся к романтической фантастике, представляя в виде руин вполне сохранные здания (в том числе Лувр). В 1790-е годы написал серию видов Большой галереи Лувра. Его картины украсили многие дворцы, а затем музеи Европы, в том числе и в России, где его вещи охотно приобретали, начиная с эпохи Екатерины II. В старости был практически забыт, однако его образы с их тонким ощущением контрастного взаимодействия разных исторических эпох оказали большое влияние на развитие романтизма.

Умер Робер в Париже 15 апреля 1808.



Элизабет Виже Лебрен. Гюбер Робер
1788 Лувр, Париж



Граф Строганов и художник Гюбер Робер

(фрагменты статьи Екатерины Дерябиной, Наше наследие № 61 2002)


На протяжении почти полутора столетий любители искусства, посещавшие Петербург, не упускали возможности побывать в одном из самых известных собраний живописи — картинной галерее Строгановского дворца на Невском проспекте.

Прекрасный знаток искусства, граф А. С. Строганов был знаком с Жан Батистом Грезом, которому заказал портрет своего сына Павла, и со ставшей впоследствии знаменитой портретисткой Элизабет Виже-Лебрен, которая по ее собственным словам написала тогда же его портрет, а впоследствии — и других представителей семьи Строгановых. В годы пребывания Виже-Лебрен в Петербурге Александр Сергеевич поддерживал с нею тесные дружеские отношения, помогал ей заказами. А 16 июня 1800 года Строганов, только что получивший пост президента Петербургской Академии художеств, лично вручал художнице от имени императора Александра I диплом о принятии ее в почетные члены Академии.

Но наиболее близкое и продолжительное знакомство связывало Александра Сергеевича с известным французским пейзажистом и мастером декоративных ансамблей Гюбером Робером (1733—1808).



Портрет графа Александра Сергеевича Строганова
Россия, 1802
Автор: Клаубер, Игнатий Себастьян. 1753/54-1817
Художник: Лампи, Иоганн-Баптист Старший. 1751-1838
бумага, гравюра резцом
38 х 28,9 см
Государственный Эрмитаж


Большинство произведений Гюбера Робера пришло в Россию в период наибольшего увлечения античностью, идеями Руссо и теориями Дидро — в 1780—1830-х годах. Каждое более или менее значительное русское художественное собрание включало в себя морские пейзажи Клода Жозефа Верне и фантастические руины Гюбера Робера. Лучшие его произведения происходят из известнейших коллекций конца XVIII — начала XIX века — князей Юсуповых и Голицыных, графов Строгановых, Шуваловых, Ростопчиных, Бобринских, Милорадовичей, а также — из собраний Нарышкиных, Мятлевых, Ферзенов и Репниных. Таким образом, к началу двадцатого столетия в России оказалось не менее полутора сотен живописных произведений мастера, большинство из которых — более ста полотен — поныне украшают русские музеи и художественные галереи республик бывшего Союза.


Робер, Гюбер. 1733-1808
Бассейн, окруженный колоннадой (Вилла Джулия …)
Франция, Конец 1760-х - начало 1770-х
холст, масло
116,5 х 141 см


Граф Александр Сергееевич Строганов был едва ли не первым, кто оценил талант Робера как замечательного мастера декоративных ансамблей, и уж во всяком случае одним из первых русских, кто понял поэтичность искусства Робера и его близость душе русского человека. Прекрасный знаток искусства, граф А. С. Строганов подарил картины «Пантеон и площадь собора св. Петра в Риме» и «Вилла Боргезе в Риме» Екатерине II и по-видимому они были первыми картинами, познакомившими российскую столицу с искусством французского мастера. В начале XIX века они украшали столовую Александра I в Зимнем дворце, в начале ХХ столетия находились в квартире министра двора в Царскосельском дворце, после революции 1917 года попали в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Предыстория их была забыта. В 1960 году первую передали в Картинную галерею Новосибирска, вторая оказалась в Государственном музее Белоруссии в Минске.


Робер, Гюбер. 1733-1808
Пейзаж с аркой и куполом собора св. Петра в Риме Франция, 1773
холст, масло
300 x 195 см


В последней трети XVIII века вошли в моду сюиты больших панно, называемых tableaux de place, которые часто замысливались одновременно с архитектурным убранством интерьера. «Было модно и великолепно убрать свой салон живописью Робера»,— вспоминала друг художника Элизабет Виже-Лебрен. И именно благодаря Александру Сергеевичу Строганову это новшество пришло в Россию.


Робер, Гюбер. 1733-1808
Декоративный пейзаж с обелиском Франция, 1773
холст, масло
298 x 191 см

Уловив веяния времени, он заказал Роберу декоративный ансамбль для украшения одного из залов своего незадолго до того отделанного петербургского дворца (в настоящее время — в Эрмитаже, в Белом зале Зимнего дворца). Серию составляют шесть полотен, из коих четыре рассчитаны на большие стены, а два узких — на простенки между окнами (Размер больших полотен 300 х 193 (195) см, узких — 300 х 75 см.) Подпись художника и дата «1773» стоят на «Пейзаже с куполом собора св. Петра в Риме». Пару к нему образует «Декоративный пейзаж с обелиском». Другую пару составляют композиции с изображением «чистой природы». На одной из них представлен большой водопад, на другой — поросшие деревьями скалы. На узких панно — кипарисы и триумфальная колонна. Эта тематическая программа будет многократно повторена на протяжении трех десятилетий в целом ряде декоративных ансамблей: сопоставление творения рук человека и создания природы.



Робер, Гюбер. 1733-1808
Пейзаж с водопадом
Франция, 1773
холст, масло
298 x 191 см




Робер, Гюбер. 1733-1808
Пейзаж со скалами
Франция, 1773
холст, масло
300 x 193 см


Трудно удержаться, чтобы не привести комментарий к декоративной сюите, данный Строгановым в каталогах его собрания:

«Они написаны с удивительной легкостью; свобода, уверенность, с которыми положены все оттенки цветов, придают им самый большой эффект. Не вдаваясь в детали, ограничусь тем, что скажу, что умелый художник, проведя часть своей жизни в Италии, выбрал местности, которыми наполняли свое воображение итальянские пейзажисты и которые являются смешением величественных видов, предоставленных их страной, и интересных строений, украшающих их или украшавших прежде. Горы, спешащие потоки, нагромождения руин среди красивых уголков делают более трогательными прелести сельской жизни и нравятся прежде всего меланхоличным душам, любящим сравнивать вечно юную, всегда возрождающуюся природу с более прочными созданиями рук человеческих, которые стареют и оканчивают зрелищем руин»



01. Робер, Гюбер 1733-1808. Кипарисы. Франция, 1773 холст, масло 300 x 75 см
02. Робер, Гюбер 1733-1808. Пейзаж с триумфальной колонной. Франция, 1773 холст, масло 300 x 74 см


Выполнение заказа столь влиятельного в аристократических и культурных кругах Франции лица, каким был А. С. Строганов, имело большое значение для карьеры Робера. Но не только деловые отношения связывали графа и художника. Принадлежность их к двум масонским ложам, в которые они входили одновременно и, скорее всего, по инициативе Александра Сергеевича, говорит о глубоком духовном родстве этих людей, тем более что Строганов не мог не оценить обширные знания Робера и классическое воспитание, полученное им в привилегированном Наваррском колледже, где его наставником был известный литератор и философ Шарль Батте. Строганов и Робер были членами ложи Les Neuf Soeurs (Девять Сестер), основанной в 1776 году астрономом Ж. Ж. Ф. де Ла Ландом, которого в руководстве этой ложей затем сменил Бенджамен Франклин. Вплоть до начала Французской революции «Девять сестер» была самой знаменитой во Франции масонской организацией и объединяла преимущественно людей искусства и литературы.



Робер, Гюбер 1733-1808
Гробница Цецилии Метеллы
Франция, Около 1765
холст, масло
64 х 111,8 см


Прибывшие вместе со всей коллекцией в Петербург в 1780 году голландским кораблем «Л’Экспедисьон» («L’Expedition») картины Гюбера Робера — в подарок императрице и для украшения собственного дворца,— немало способствовали знакомству русской общественности с творчеством французского мастера. Не исключено, что они и побудили цесаревича Павла Петровича и его супругу Марию Федоровну во время путешествия по Европе в 1782 году под именем графа и графини Северных посетить мастерскую художника в Лувре. После этого Роберу был сделан заказ от имени Павла через князя Н. Б. Юсупова на серию картин для Каменноостровского дворца (сейчас — во дворце в Павловске).



Робер, Гюбер. 1733-1808
Вилла Мадама под Римом
Франция, 1767
холст, масло
53 х 70 см




Робер, Гюбер. 1733-1808
Вилла Мадама под Римом
Франция, Между 1760-1762
холст, масло
96,5 x 134,5 см


Екатерина II дважды приглашала мастера в Россию: в 1782 и 1791 годах. Последняя поездка не состоялась.

Не исключено, что в связи с первым приглашением Роберу был сделан заказ, переданный через А. С. Строганова. Так возник необычный пейзаж «Башня-руина в Царском Селе» (Музей-заповедник «Царское Село»). Граф послал художнику для образца собственноручную зарисовку парковой постройки с подписью по-русски, которую тот тщательно воспроизвел на картине: «П.[писал] Жив.[живописец] Робертъ въ Париже 1783». Башню-руину, возведенную архитектором Ю. М. Фельтеном в 1771—1773 годах, фантазия Робера дополнила причудливым еловым лесом в «китайском» духе, горным хребтом на горизонте и персонажами в русских национальных костюмах. По неизвестным причинам отправка картины в Россию задержалась, затем вмешались события Французской революции, и Екатерина получила «Башню-руину» только в 1791 году.



Робер, Гюбер. 1733-1808
Башня-руина в Царском Селе. 1783 (?)
Холст, масло
Музей-заповедник «Царское Село».
Башня расписана в 1783 году по заказу и по рисунку гр. А. С. Строганова для Екатерины II


В послании от 6 июня 1791 года царица просила расплатиться с художником, выражала свое удовлетворение полученным пейзажем: «Я имею наилучшее мнение о картине Робера» и писала далее: «Если бы Робер не был... ни демагогом, ни безумным, и если бы он приехал сюда, он нашел бы достойные изображения виды, так как все Царское Село — огромное собрание красивейших пейзажей, какое только можно увидеть[...] Поскольку этот художник больше всего любит писать руины и поскольку теперь он имеет их такое количество перед глазами, он вполне прав, оставаясь в стране развалин». Как знать, не пожалел ли он о своем отказе, когда в октябре 1793 года был арестован, но избежав трагической участи других приверженцев старого режима, был освобожден через неделю после переворота 9 термидора.


Робер, Гюбер. 1733-1808
Павильон с каскадом
Франция, Около 1767
холст, масло
53 x 61 см


После смерти Екатерины II Робер не потерял связи с могущественными российскими заказчиками. Возможно, для Павла I, большого любителя живописи Робера, заказывались прекрасные парные картины, поныне находящиеся в собрании Эрмитажа: «Арка на мосту над ручьем» (Холст, масло. 135,5 х 212,5 см) и «Древнее здание, служащее общественной купальней» (Холст, масло. 133 х 194 см. На картине имеется подпись и дата «1798»). Они были выставлены в Салоне 1798 года, где Робер в последний раз принимал участие. В рукописном каталоге Эрмитажа, начатом в 1797 году значится: «Сии две картины писаны в 1798 году для президента Академии художеств графа Строганова, а куплены в 1802 году Государем Импер[атором] Алекс[андром] I»



Робер, Гюбер. 1733-1808
Античные развалины, служащие общественной купальней
Франция, 1798
холст, масло
133 x 194 см


В 1802 году Гюбеа Робер был принят в Петербургскую Академию художеств, чему несомненно способствовал ее президент А. С. Строганов. 11 декабря 1802 года Академия приняла решение: «По общему собрания согласию, член бывшей королевской Парижской Академии художеств г-н Роберт избран в почетные вольные общники»17. Это высокое звание, которым художник гордился, запечатлено в надписи на его надгробии на кладбище в Отейле под Парижем: «Hubert Robert, peintre, conseiller de l’Academie Royal de peinture, associe¢ libre des Academies de Petersbourg» («Гюбер Робер, живописец, советник Королевской Академии живописи, вольный общник Петербургских Академий»).


Робер, Гюбер 1733-1808
Колизей
Франция, После 1761
холст, масло 98 х 135 см


Александр Сергеевич Строганов никогда не забывал своего французского друга и, понимая, что с наступлением новых времен стареющий художник, утративший большую часть прежней клиентуры, нуждается в моральной и материальной поддержке, оказывал ему всяческое содействие. Пользуясь таким же расположением молодого императора, какое он видел со стороны Екатерины и Павла, граф Строганов употребил свое влияние при дворе для приобретения картин Робера. В 1803 году Александр I купил восемь картин, присланных художником Строганову с просьбой предложить их императору.

Щедрость монарха надолго запомнилась Роберу. Спустя три года он напишет своему другу архитектору и графику Пьеру Адриену Парису: «Император России, для кого я сделал несколько картин, которые он мне оплатил совсем иначе, чем платят здесь, добавил сверх того от своей щедрости и удовлетворения моей посылкой прекрасный драгоценный алмаз и диплом почетного приема в его Академию в Санкт-Петербурге. Вот что называют за границей великодушным и благородным вознаграждением, какого не знают здесь»



Робер, Гюбер 1733-1808
Забытая статуя
Франция, 1790-е
холст, масло
40 х 31 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Крестьянское жилище
Франция, Первая половина 1770-х
холст, масло
40,5 х 28,5 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Бегство Галатеи
Франция, Середина 1780-х
холст, масло
50 х 42 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Конюшня в развалинах виллы Джулия
Франция, 1760-1761
холст, масло
38,5 x 47,6 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Лестница с колоннами
Франция, 1770-е гг.
холст, масло
46 x 37 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Обитаемая руина
Франция, 1790-е
холст, масло
20 x 30 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Осмотр старой церкви
Франция, Конец 1770-х
дерево. масло
26,5 x 21,5 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с каменным мостом
Франция, Середина 1780-х
холст, масло
38,5 х 55,5 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с лестницей и колонной
Франция, 1770-1780
холст, масло
212 х 208 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с развалинами Круглого храма, со статуей Венеры и памятником Марку Аврелию
Франция, 1789
холст, масло
165 х 268 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с руиной
Франция, 1802
холст, масло
311 x 147 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж со скалами
Франция, 1773
холст, масло
300 x 193 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пирамида Цестия
Франция, 1765
холст, масло
67,5 х 131 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пожар
Франция, 1787
холст, масло
81 х 65 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Прачки в руинах
Франция, 1760
холст, масло
72 х 88 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Развалины античной триумфальной арки
Франция, Около 1758
холст, масло
97 х 64 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Развалины дорического храма
Франция, 1783
холст, масло
129 x 182,5 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Разорители гнезд
Франция, Середина 1780-х
холст, масло
50 x 42 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Руины террасы в парке Марли
Франция, Начало 1780-х
холст, масло
59 x 87 см




Робер, Гюбер 1733-1808
У отшельника
Франция, Между 1770 - 1773
холст, масло
64 х 48 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Хижина в лесу
Франция, Между 1796-1797
холст, масло
23,5 x 32 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с аркой в скале
Франция, 1780-е
холст, масло
240 х 123 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Художники
Франция, 1790-е
холст, масло
24 x 32 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Зеленая стена
Франция, Начало 1790-х
холст, масло
192 х 87 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с акведуком в горах
Франция, 1780-е
холст, масло
240 х 124,5 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с водопадом
Франция, 1802
холст, масло
312,5 х 145,5 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с обелиском
Франция, 1802
холст, масло
311 x 146 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с террасой и каскадом




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзажное панно
Франция
бумага, перо тушью, карандаш
36,5 х 14 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Руины Франция, 1758
бумага сильно выгоревшая, перо и кисть тушью, акварель по подготовке карандашом
34 х 65,6 см



Робер, Гюбер 1733-1808
Художница среди античных развалин
Франция, 1796
бумага, перо и кисть тушью, акварель по подготовке карандашом
26,3 x 37,6 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Вилла Мадама
Франция, Около 1760
бумага, перо и кисть тушью, акварель
30,5 х 41,9 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с Колизеем и памятником Марку Аврелию
Франция, 1758
бумага сильно выгоревшая, перо и кисть тушью, акварель по подготовке карандашом
34 х 65,4 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж со статуей Изиды
Франция, 1762
бумага, сангина
44,8 x 33,5 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Уголок парка
Франция, 1763
бумага, сангина
43,1 х 33,7 см




Вилла Саккетти
Франция, 1778
Автор: Жанине, Жан-Франсуа 1752-1814
Инвентор: Робер, Гюбер 1733-1808
бумага, цветная гравюра в смешанной технике (отпечаток с нескольких досок)
47,5 х 64,5 см



hermitagemuseum.org
krugosvet.ru
nasledie-rus.ru

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сокровища Эрмитажа Hubert Robert - Робер Юбер (1733 – 1808) – «живописец руин» | Veriity - Дневник Veriity | Лента друзей Veriity / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»