Сразу хочу оговориться, что я не считаю, что нашла свой стиль, которым я буду писать с этого момента и до конца дней. Я только ищу. Я даже не уверена, что он должен быть один-единственный, мозможно, это будет некоторое множество стилей, не знаю.
Ещё хочу оговориться, что все замечания, касающиеся неправильных, с моей точки зрения приёмов, касаются только моих текстом и никаких других. Даже если я пишу "нельзя в принципе" это означает только то, что я буду избегать того или иного приёма.
Итак, к делу.
Прежде всего должна сказать, что я не люблю описаний. Любых. Иногда у меня хватает сил и я разбрасываю детали внешности (звучит-то как!) по различным эпизодам, где они к месту. Иногда всё-таки передаю одним куском. Иногда просто игнорирую. Это не столько принципиальная позиция, сколько... скажем так, неумение и нежелание заморчиваться. За это можно ругать, но всё равно мало чего добиться. Нет и нет. И ладно. Тут же имеет место проблема с архитектурными описаниями и описаниями интерьера. Но здесь проблема посерьёзней. Я никогда не видела средневекового замка. И даже если бы мне его вдруг показали, моё восприятие было бы восприятием человека, увидевшего замок впервые, а не считающего оный замок частью пейзажа. Я не знаю, как именно должно выглядеть какое соорружение из моих текстов. Наверное, было бы честнее просто не писать и не морочить людям головы. Что касается интерьера, то ту выступают на первый план мои индивидуальные особенности. во-первых, мне не хватает фантазии обставить комнату сколько-нибудь оригинально и непохоже на другие. Во-вторых, я банально начинаю путаться во всех подробностях, кто где стоял, кто как лежал и что при этом делал. Банально не хватает пространственного мышления. В чём-то я над этом работаю, в чём-то смиряюсь с тем, что есть. Бесполезно подгонять, кричать и требовать. Я не могу вот так взять и выдать то, чего не умею. Знаю, можно сказать - а ты научись! А я скажу - а как? А вы скажите - а ты пробуй, пробуй и пробуй! А я скажу... нет, этого я вам всё-таки не скажу, потому что ругаться неприлично. Лучше я просто укажу на тот факт, что неумелыми попытками, вставленными в угоду людям, которые считают должным меня научить чему бы то ни было, я просто запорчу весь остальной текст. Лучше оставить как есть. Рано или поздно я либо освою, либо напишу так, что никому этих описаний и не понадобится. Ну да ладно.
Вот более принципиальный вопрос - я считаю своим долгом обходиться без внутренних рефлексий. Почему - объяснять долго и скучно, так что можете считать, что я просто так выпендриваюсь. Иногда мне приходится смиряться с неизбежным и рефлексию таки делать - например когда без неё часть информации остаётся за бортом или когда всё-таки как-то надо, чтобы героиня (ну, или герой) что-то эмоционально пережили, а по-другому описать я не умею.
Вот что я предпочитаю - это диалоги. В них не мучаешься проблемой, кто как стоит и что при этом думает, в них персонаж может раскрыться самым широким образом. Помню, меня удивляло, когда мои диалоги хвалили. Чего я не умею - так это передовать речь разных людей, чтобы они говорили каждый по-своему. Из-за этого мои перонажи страдают не слабой такой картонностью, но почему-то меня в этом редко когда обвиняют:).
Есть такой элемент диалога, как слова автора. Надо сказать, это, с одной стороны, очень любимый мною элемент, а с другой... ну, должен писатель уметь все чувства передовать через речь героев, не дополняя своими объяснениями, что и зачем герои хотели сказать! Должен!
Вот над этим я интенсивно работаю. Насчёт результата - тут сложно сказать.
Одним не нравится, когда много диалогов. Другие готовы выносить диалоги, только когда есть слова автора. Третьи диалоги любят, но исключительно в пересказе.
На всех не угодишь и я, стыдно признаться, в первую очередь хочу угодить на одного-единственного человека. На себя.
Совершенно очевидно, что каждый выбранный человеком стиль не может подходить каждому читателю. Есть вещи, которые одни люди воспринимают на ура, а другие плюются. С этим ничего не поделаешь.
Поэтому работа над диалогом ведётся исключительно в направлении сбрасывания лишних слов автора. Не наоборот. Может быть, пока получается несовершенно, но рано или поздно будет так, как я хочу. Обязательно будет.
Есть и другие моменты, в некоторой степени спорные. Например, я не пишу сцен насилия и вообще стараюсь насилия избегать.
Это тоже мой стиль, это линия, которой я придерживаюсь.
Очень хочется, конечно, избегать всяческих объяснений, кто, кого, куда и зачем, но в фэнтези с этим трудно - слишком много фактов, отличных от нашего мира.
Есть, наверное, и другие вопросы, которые в моих текстах есть, но я сейчас не вспомню.
LI 7.05.22