• Авторизация


Совесть 15-05-2009 00:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Совесть - неоднозначное психологическое явление. Для того, чтобы дать определение совести, целесообразным видится не только изучение самого явления, но и рассмотрение причин его обуславливающих.

Итак, совесть представляет собой чувство дискомфорта, вызванное совершением индивидом действий, рассматриваемых им самим в качестве неправильных. Однако вышеназванное не полностью отражает суть такого дискомфорта. Его детерминантой является страх. Страх - негативная психологическая реакция, вызванная угрозой нарушения целостности мира индивида.

В процессе социализации индивидуума происходит его унификация. Эта унификация благоприятно влияет на общество, позволяя ему существовать, но она губительна для индивидуума. Совесть формируется в результате внушения индивиду правил, соблюдение которых влечет к усилению социальной группы или общности, в которую этот индивид входит. С целью обеспечения их соблюдения применяется положительное и отрицательное подкрепление. Существует множество форм такого подкрепления, но все они объединены страхом. "Если ты ударишь Сашу допаткой по голове, Сашин папа ударит тебя монтировкой/я тебя выпорю"; "Если ты украдешь это ведерко, тебя посадят в тюрьму/лишу сладкого"; "Если ты поделишься мороженным с братом, ты будешь хорошей девочкой [на самом деле, "тогда брат не побьет тебя лопаткой")))]". Как видно, отрицательное подкрепление может базироваться на прямой физической угрозе, на угрозе ограничением свобод или же на опосредованнной угрозе порицанием. Положительное подкрепление может выглядеть как обещание некоего предмета, либо приносящего удовольствие, либо освобождающего от страданий. При этом обещание удовольствия является формой манипуляции все тем же страхом, ибо получение удовольствия является сильнейшей потребностью индивидуума и возможность ее неудовлетворения пугает индивидуума до глубины души.

В человеческой природе заложено стремление к консолидации, являющееся, по сути, весьма рациональным, ибо действия в коллективе позволяют достишь более масшабного результате, нежели в одиночку. Коллектив, как система, обладает двумя важными свойствами - синергетикой и эмерджентностью. Первое выражается в том, что результат усилий всего коллектива больше результата усилий всех его членов в отдельности, второе подразумевает наличие у коллектива тех свойств, которые не присущи ни одному из его членов. Однако коллектив обладает и мнеожеством недостатков, среди которых наиболее существенными являются нижеследующие. Коллектив унифицирует своих членов с целью синхронизации их усилий, уничтожая тем самым индивидуальность. Членами коллектива просто манипулировать в силу их схожести и привычки к выполнению приказов. Кроме того, индивидуум воспринимающий себя в качестве члена коллектива испытывает страх перед нарушением его внутренней целостности, в силу восприятия себя частью этого коллектива и коллектива, в качестве своей существенной части. Подобное восприятие при высокой интеграции в систему позволяет минимизировать страх перед нарушением собственной целостности, перенеся его на целостность всей системы. Праведный гнев является частным случаем такого перенесения, когда некое деяние не затрагивающее конкретного индивидуума вызывает у него дискофорт, как следствие посягательства на нормы системы, частью которой индивид является. Здесь следует отметить, что реакция на страх может проявлять различными способами. В зависимости от ментальных характеристик это может агрессия/нападение, побег или замыкание в себе.

Избавление от страха подразумевает уничтожение собственной естественной мотивации, ибо страх является движущей силой, априори присущей любому мыслящему существу. Однако при всей своей априорности страх все же может быть уничтожен путем выжигания всех страстей и желаний. Зачастую страх представляет собой позитивное явление. Так, страх неполной реализации собственного потенциала детерминирует познавательные усилия многих достойных существ. При достижении же высокой степени самоконтроля страх способен выступать инструментом манипуляции собственным телом и сознанием.

Таким образом, совесть является проявлением страха за целостность собственного внутреннего мира, находящуюся под угрозой в результате совершения порицаемых мыслящими частями системы, частью которой индивид себя считает. В силу того, что многие люди отождествляют свой внутрений мир с реальным миром, нарушение норм морали, с их точки зрения ведет к Концу Света)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
В целом мне понятна схема. Весьма занимательная точка зрения. Только у меня вопрос...А если совесть "спит"?
Ариманов 25-07-2009-06:27 удалить
Ад и погибель забыл в качестве негативной мотивации. В качестве основной движущей силы я, например, рассматриваю не страх, а стремление к получению удовольствия, страх же является лишь его отражением и порождением. И всё-таки я считаю совесть не реакцией, не проявлением - а системой, комплексов стереотипов - который уже способен генерировать данные проявления. Более, того, человек, испытывающий страх за целостность собственного внутреннего мира, находящуюся под угрозой в результате совершения порицаемых мыслящими частями системы, частью которой индивид себя считает совершенно не обязательно испытывает его по причине наличия совести. Но это уже лирика и буквоедство.
Эйлори 24-09-2009-02:52 удалить
хмммк...очень интересная статья, снимаю шляпу) но, соглашусь с вышеотписавшимся, на мой взгляд совестью руководит скорее стремление получить удовольствие от ощущения своей хорошести, ну и нежелание получить негатив соответственно. да, т.н. "общественные моральные нормы" вырабатываются воспитанием в соответствующей среде, но редко можно встретить человека, который в принципе не имеет внутреннего механизма деления на "хорошо"/"плохо"(заметим, мораль может быть прямо противоположной общественной, ведь зависит от индивидуума). механизм в свою очередь формируется в частном порядке.. и, преодоление навязываемых рамок вкупе с формированием своей системы убеждений, как мне кажется, езм ступень саморазвития в человеческом обществе.
Maksimael 24-09-2009-03:35 удалить
Ответ на комментарий Эйлори # Благодарю за лестный отзыв) Желание получить удовольствие - мотивация действия, согласен полностью. Совесть - чувство которое препятствует совершению действия. Демотивация, то есть. Как правило, совесть предотвращает поступки для социума вредные, но для индивидуума полезные. То есть препятствует получению удовольствия, стремление к которому и есть первая основная движущая сила. Обратной же стороной этой движущей силы является страх перед уменьшением удовольствия. Фактически, любая боль и притеснение относительны. Тому, кто чувствует боль каждые несколько минут и час без муки - удовольствие. Так что с мотивацией поведения живых существ согласен. Но совесть, как демотивация является продуктом устрашения, то есть угрозы уменьшения удовольствия. Желание почувствовать свою "хорошесть" - положительное подкрепление, замена одного удовольствия, известного индивидуума, другим, навязанным обществом. Страх всегда сопряжен с опасностью потери чего-либо - удовольствия в чистом виде. Потому и спорить с тем, что основой является удовольствие не стану. Но Удовольствие, как я указал выше, да как и известно всем, имеет меру. И именно в условиях наличия меры удовольствия и страха, как выразителя нежелания уменьшения блага, последний и становится частью мотивации и, более того, реальной силой заставляющей действовать. Для примера рассмотрим ситуацию, когда совесть заставляет совершить какой-либо поступок. Мотивация это или демотивация? Я считаю, что демотивация) Совесть начинает работать тогда, когда есть дилемма "быть или не быть?". С одной стороны для личного комфорта лучше "не быть", это принесет прямое удовольствие, с другой стороны "внутренний стержень" требует "быть", иначе испортит все удовольствие от бездействия. А вот если не пройдешь мимо, получишь удовольствие незамутненное совестью, а напротив, раздутое ей. Просто в самом понятии мотивации и демотивации кроется забавная диалектика - при желании эти категории можно менять местами) Но, условно, мотивация это только желание удовольствия, демотивация сопряжена со страхом и опосредованной мотивацией. Да, внутренний стрежень существует у каждого. И в процессе формирования личности он участвует активно. Вопрос в том, что окажется прочнее - собственные рамки или те рамки, которое навязывает общество. Если они примерно равны по прочности индивдуум сходит с ума)) Последнюю фразу Вашего высказывания я считаю достойной занесения в Анналы) Ибо согласен.
Эйлори 24-09-2009-03:41 удалить
Maksimael, нет-нет, ни грамма лести - только мнениеXD согласна, элемент устрашения наличествует так же. плюс к названному выше) рада, что пришли к консенсусу))
Amarillo 04-02-2010-20:26 удалить
Вы весьма любопытно рассмотрели феномен совести с позиции влияния общества и сопутствующих ему. Однако я бы не стала столь переоценивать человека и связанное с ним. С т.з. метафизики совесть как внутренний Бог, конечно же, поддается влиянию и формированию социумом. Но как быть если Совесть - "дозиметр" на пути отработки кармы, данный свыше и данный сообразно заработаной дхарме? Получается, что тот у кого совести нет, на нее не заслуживает, и обязан ее "заработать" для использования в дальнейших жизнях.


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Совесть | Maksimael - Размышления... | Лента друзей Maksimael / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»