Совесть - неоднозначное психологическое явление. Для того, чтобы дать определение совести, целесообразным видится не только изучение самого явления, но и рассмотрение причин его обуславливающих.
Итак, совесть представляет собой чувство дискомфорта, вызванное совершением индивидом действий, рассматриваемых им самим в качестве неправильных. Однако вышеназванное не полностью отражает суть такого дискомфорта. Его детерминантой является страх. Страх - негативная психологическая реакция, вызванная угрозой нарушения целостности мира индивида.
В процессе социализации индивидуума происходит его унификация. Эта унификация благоприятно влияет на общество, позволяя ему существовать, но она губительна для индивидуума. Совесть формируется в результате внушения индивиду правил, соблюдение которых влечет к усилению социальной группы или общности, в которую этот индивид входит. С целью обеспечения их соблюдения применяется положительное и отрицательное подкрепление. Существует множество форм такого подкрепления, но все они объединены страхом. "Если ты ударишь Сашу допаткой по голове, Сашин папа ударит тебя монтировкой/я тебя выпорю"; "Если ты украдешь это ведерко, тебя посадят в тюрьму/лишу сладкого"; "Если ты поделишься мороженным с братом, ты будешь хорошей девочкой [на самом деле, "тогда брат не побьет тебя лопаткой")))]". Как видно, отрицательное подкрепление может базироваться на прямой физической угрозе, на угрозе ограничением свобод или же на опосредованнной угрозе порицанием. Положительное подкрепление может выглядеть как обещание некоего предмета, либо приносящего удовольствие, либо освобождающего от страданий. При этом обещание удовольствия является формой манипуляции все тем же страхом, ибо получение удовольствия является сильнейшей потребностью индивидуума и возможность ее неудовлетворения пугает индивидуума до глубины души.
В человеческой природе заложено стремление к консолидации, являющееся, по сути, весьма рациональным, ибо действия в коллективе позволяют достишь более масшабного результате, нежели в одиночку. Коллектив, как система, обладает двумя важными свойствами - синергетикой и эмерджентностью. Первое выражается в том, что результат усилий всего коллектива больше результата усилий всех его членов в отдельности, второе подразумевает наличие у коллектива тех свойств, которые не присущи ни одному из его членов. Однако коллектив обладает и мнеожеством недостатков, среди которых наиболее существенными являются нижеследующие. Коллектив унифицирует своих членов с целью синхронизации их усилий, уничтожая тем самым индивидуальность. Членами коллектива просто манипулировать в силу их схожести и привычки к выполнению приказов. Кроме того, индивидуум воспринимающий себя в качестве члена коллектива испытывает страх перед нарушением его внутренней целостности, в силу восприятия себя частью этого коллектива и коллектива, в качестве своей существенной части. Подобное восприятие при высокой интеграции в систему позволяет минимизировать страх перед нарушением собственной целостности, перенеся его на целостность всей системы. Праведный гнев является частным случаем такого перенесения, когда некое деяние не затрагивающее конкретного индивидуума вызывает у него дискофорт, как следствие посягательства на нормы системы, частью которой индивид является. Здесь следует отметить, что реакция на страх может проявлять различными способами. В зависимости от ментальных характеристик это может агрессия/нападение, побег или замыкание в себе.
Избавление от страха подразумевает уничтожение собственной естественной мотивации, ибо страх является движущей силой, априори присущей любому мыслящему существу. Однако при всей своей априорности страх все же может быть уничтожен путем выжигания всех страстей и желаний. Зачастую страх представляет собой позитивное явление. Так, страх неполной реализации собственного потенциала детерминирует познавательные усилия многих достойных существ. При достижении же высокой степени самоконтроля страх способен выступать инструментом манипуляции собственным телом и сознанием.
Таким образом, совесть является проявлением страха за целостность собственного внутреннего мира, находящуюся под угрозой в результате совершения порицаемых мыслящими частями системы, частью которой индивид себя считает. В силу того, что многие люди отождествляют свой внутрений мир с реальным миром, нарушение норм морали, с их точки зрения ведет к Концу Света)