Итак, я нарисую вас... На свежесодранной человеческой коже |
![]() |
Пройти тест |
Совесть - неоднозначное психологическое явление. Для того, чтобы дать определение совести, целесообразным видится не только изучение самого явления, но и рассмотрение причин его обуславливающих.
Итак, совесть представляет собой чувство дискомфорта, вызванное совершением индивидом действий, рассматриваемых им самим в качестве неправильных. Однако вышеназванное не полностью отражает суть такого дискомфорта. Его детерминантой является страх. Страх - негативная психологическая реакция, вызванная угрозой нарушения целостности мира индивида.
В процессе социализации индивидуума происходит его унификация. Эта унификация благоприятно влияет на общество, позволяя ему существовать, но она губительна для индивидуума. Совесть формируется в результате внушения индивиду правил, соблюдение которых влечет к усилению социальной группы или общности, в которую этот индивид входит. С целью обеспечения их соблюдения применяется положительное и отрицательное подкрепление. Существует множество форм такого подкрепления, но все они объединены страхом. "Если ты ударишь Сашу допаткой по голове, Сашин папа ударит тебя монтировкой/я тебя выпорю"; "Если ты украдешь это ведерко, тебя посадят в тюрьму/лишу сладкого"; "Если ты поделишься мороженным с братом, ты будешь хорошей девочкой [на самом деле, "тогда брат не побьет тебя лопаткой")))]". Как видно, отрицательное подкрепление может базироваться на прямой физической угрозе, на угрозе ограничением свобод или же на опосредованнной угрозе порицанием. Положительное подкрепление может выглядеть как обещание некоего предмета, либо приносящего удовольствие, либо освобождающего от страданий. При этом обещание удовольствия является формой манипуляции все тем же страхом, ибо получение удовольствия является сильнейшей потребностью индивидуума и возможность ее неудовлетворения пугает индивидуума до глубины души.
В человеческой природе заложено стремление к консолидации, являющееся, по сути, весьма рациональным, ибо действия в коллективе позволяют достишь более масшабного результате, нежели в одиночку. Коллектив, как система, обладает двумя важными свойствами - синергетикой и эмерджентностью. Первое выражается в том, что результат усилий всего коллектива больше результата усилий всех его членов в отдельности, второе подразумевает наличие у коллектива тех свойств, которые не присущи ни одному из его членов. Однако коллектив обладает и мнеожеством недостатков, среди которых наиболее существенными являются нижеследующие. Коллектив унифицирует своих членов с целью синхронизации их усилий, уничтожая тем самым индивидуальность. Членами коллектива просто манипулировать в силу их схожести и привычки к выполнению приказов. Кроме того, индивидуум воспринимающий себя в качестве члена коллектива испытывает страх перед нарушением его внутренней целостности, в силу восприятия себя частью этого коллектива и коллектива, в качестве своей существенной части. Подобное восприятие при высокой интеграции в систему позволяет минимизировать страх перед нарушением собственной целостности, перенеся его на целостность всей системы. Праведный гнев является частным случаем такого перенесения, когда некое деяние не затрагивающее конкретного индивидуума вызывает у него дискофорт, как следствие посягательства на нормы системы, частью которой индивид является. Здесь следует отметить, что реакция на страх может проявлять различными способами. В зависимости от ментальных характеристик это может агрессия/нападение, побег или замыкание в себе.
Избавление от страха подразумевает уничтожение собственной естественной мотивации, ибо страх является движущей силой, априори присущей любому мыслящему существу. Однако при всей своей априорности страх все же может быть уничтожен путем выжигания всех страстей и желаний. Зачастую страх представляет собой позитивное явление. Так, страх неполной реализации собственного потенциала детерминирует познавательные усилия многих достойных существ. При достижении же высокой степени самоконтроля страх способен выступать инструментом манипуляции собственным телом и сознанием.
Таким образом, совесть является проявлением страха за целостность собственного внутреннего мира, находящуюся под угрозой в результате совершения порицаемых мыслящими частями системы, частью которой индивид себя считает. В силу того, что многие люди отождествляют свой внутрений мир с реальным миром, нарушение норм морали, с их точки зрения ведет к Концу Света)
Древние считали, что Земля неподвижна и является центром Вселенной. Так ли они ошибались? Если говорить о прямой трактовке данного высказывания, то ошибались. Если же судить о ценности этой сентенции при восприятии ее в переносном смысле, то можно найти в ней здравые зерна и сделать небезинтересные выоды. Не менее интересным является очевидный закон сохранения энергии, известный в различных трактовках со времен появления сознания. О них и о сущности Вселенной и пойдет речь.
Вселенная равнодушна ко всем своим обитателям и дает им все, о чем они ее просят. Аналогично с тем, как человек удовлетворяет свои потребности, как базового уровня, так и высшего порядка. Но для того, чтобы получить что-либо, нужно затратить адекватные усилия. Пожертвовать чем-то равным. Тот, кто просит о чем-либо, не совершая действий для получения желаемого обречен на страдания, как следствие неудовлетворенного желания. Чем больше сил прилагается для получения просимого, тем выше вероятность получения желаемого. Параллельно с процессом обретения, происходит процесс отторжения чего-то ненужного. И это отторженное остается в мире. Вселенная в одном из своих аспектов неподвижна. Динамичны же ее элементы, совершающие операции с ее наполнением. Для лучшего понимания приведу пример: Разумный захотел научиться играть на скрипке. При этом он согласен пожертвовать своим временем, деньгами, силами и распитием алкоголя по вечерам в теплой компании. Его время и силы уходят на получение желаемого. Отторженные деньги получает учитель музыки, продавец музыкальных инструментов. Освободившееся место в компании распивающих пиво займет желающий его получить. Движение совершили лишь части системы, но ее основания остались неизменными. При этом Вселенная существует лишь тогда, когда она изменяется, ибо в стагнации нет разницы между бытием и небытием. При этом, чем выше уровень развития разумного, тем больше он может вместить в себя, тем более редкое положение он занимает во Вселенной. И не факт, что это положение существовало во Вселенной раньше. Сущность становится Творцом, создавшим собственный мир, проложившим собственный путь. Вопрос лишь в том, какого порядка Творцом является каждый. Для находящихся на одной ступени, в одной координате, Творцами являются более высокоразвитые сущности. Эти сущности могут быть названы богами, демонами, ангелами, гениями, либо как-то иначе. Суть просто в более высоком развитии. Еще один классификационный признак, если угодно) Таким образом, Вселенная является полем для проявления свободы воли и одним из ее принципов в отношении своих динамических частей является: "Возьми, если сможешь". Данный принцип не обязатель подразумевает слепое потакание порывам сердца или иного органа. В конструкцию "если сможешь" всегда входит расплата и опционно осознание, тонкий расчет, надежда на "Авось" и все, что угодно.
Не уверен, что данное рассуждение завершено...
P.S. Я знаю, что эту тему я поднимал в своих размышлениях не раз, и я знаю, что при прочтении и сравнении разных, по временным рамкам, записей данного дневника могут быть обнаружены как мнимые, так и истинные противоречия в моих суждениях и умозаключениях. Не исключено, что когда-нибудь я перечитаю все записи и сведу все умозаключения в одно.
P.P.S. Да, это я пишу для себя, а не для читателей))) Если вдруг такие объявятся и станут вникать в мои ментальные извращения)
Слово "терпение" имеет множество значений. Можно трактовать терпение, как исскуство выжидать подходящего момента, невзирая на эмоциональное состояние и личную вовлеченность. Только рассчет и анализ, с последующим совершения действия в оптимальное время. Можно же интерпретировать терпение как смирение. Смирение представляет собой принятие создавшейся обстановки и функционирование согласно ей. Смирение является частью философии буддизма или христианства. Смирение буддизма абсолютно, ибо оно заключается в непротивлении происходящему и действиях согласно своей природе и своего пути. Смирение буддизма беспристрастно. Христианское смирение требует следовать указаниям свыше, заповедям, невзирая на приоисходящее вокруг. Стремление нести Свет, освещать путь для себя и других. Даже если этот Свет не нужен, слепит и оставляет ожоги. Смирение христианства безумно. Но есть и иное смирение. Рабское смирение. У попавшего в рабство индивидуума есть несколько путей. Один состоит в битве с поработителем до освобождения. Даже если индивидуума освободит смерть. Этот путь опасен тем, что чаще всего именно Смерть освобождает непорабощенного. Другой путь - внешне стать рабом, но внутри искать возможность скинуть оковы. Этот путь опасен тем, что рабство медленно разъедает волю индивиддума, его стремление к свободе. Третий путь - принять рабскую участь и добровольно подстроиться под нее. Стать самым лучшим рабом. Думающим и служащим не за страх, а за совесть. Из таких выходят великие надсмотрщики. И есть путь безразличного, аморфного, раба. Этим путем идут те, кто позволяет системе полностью определить свою структуру. Эти существа - идеальные рабы, ибо никогда не взбунтуются. Таким рабам нравится, что им предоставляется готовая мировоззренческая система. Это дает им возможно посвятить себя приземленному и не думать о будующем. А если их бросят псам, за недостаточное усердие... На все воля господина :)
ЩЕНОК
Я плохо помню место, где когда-то появился на свет. Помню только, что там было темно и тесно, а люди никогда с нами не играли. Еще я помню мамочку и ее мягкую шерстку. Мама часто болела и была очень худой, у нее не хватало молока для меня и моих братишек и сестренок. Я помню, как многие из них умирали, и очень по ним скучаю. А еще я хорошо помню тот день, когда меня забрали от мамочки. Мне было очень грустно и страшно. У меня только-только прорезались молочные зубки, и я еще должен был оставаться с мамой. Но ей было очень плохо, а люди твердили, что они хотят денег и что они уже устали от всей той грязи, которую разводим мы с сестренкой. Нас посадили в клетку и привезли в какое-то странное место, где мы остались одни. Мы жались друг к дружке, дрожа от страха, но никто не протянул руки, чтобы пожалеть нас и приласкать.Как много новых впечатлений, звуков, запахов – это мы оказались в магазине, где много разных животных. Нас с сестренкой заперли в маленькой клетке. Отсюда мне слышно, как пищат другие щенки и видно, как меня рассматривают люди. Мне нравятся маленькие люди, их еще называют детьми. Они такие милые и веселые и, наверное, хотят со мной поиграть! Дни напролет нас держали в тесной клетке. Несколько раз какие-то нехорошие люди били витрину и пугали нас. А еще нас часто доставали из клетки и показывали людям или давали им подержать нас на руках. Были среди них и те, кто брал нас аккуратно и осторожно, а иные причиняли нам боль. Мы всегда слышали: «Ой, какие хорошенькие! Я тоже такого хочу!», но никого из нас так никто и не забрал. Вчера ночью умерла моя сестренка. В магазине было темно, я положил голову на ее мягкую шерстку и почувствовал, как жизнь покидает ее маленькое худое тельце. Я и раньше слышал, как люди из магазина говорили, что она больна и что меня надо бы продать со скидкой, чтоб быстрее от меня избавиться. Похоже, только я один горевал о ней, тихо поскуливая, когда утром ее тельце вынули из клетки и выбросили, как мусор. Сегодня за мной пришли! Меня купили! Это был самый счастливый день в моей жизни! Меня взяла очень хорошая семья, и они очень-очень-очень хотели поскорее забрать меня домой! Они принесли мне еды, а маленькая девочка, дочка, так нежно держала меня на руках! Я уже очень ее люблю! А ее мама с папой все повторяли, какой я чудный и милый щенок! Они назвали меня Ангелом. Мне очень нравится лизать моих новых хозяев в лицо! Моя семья очень обо мне заботится, они такие милые, любящие, нежные! Они учат меня, что хорошо, а что плохо, вкусно меня кормят, любят меня! А я ужасно хочу доставить удовольствие этим замечательным людям! Больше всех я люблю девочку, мне нравится бегать с ней и играть! Сегодня меня повели к ветеринару. Это было странное место, и я испугался. Мне сделали несколько уколов, но моя девочка нежно обняла меня и сказала, что все будет хорошо. И я больше не боялся. Наверное, врач сказал что-то плохое моей любимой семье, потому что они все очень огорчились. Я услышал что-то про дисплазию тазобедренного сустава и еще что-то там про сердце. Еще до моего слуха донеслось что-то про недобросовестных заводчиков и про то, что моих родителей не проверяли. Уж не знаю, что все это значит, мне просто больно видеть мою семью такой грустной. Но они ведь все равно меня любят, и я их тоже очень люблю! Сейчас мне полгода. Все щенки такие здоровенькие и подвижные, а мне ужасно больно даже пошевелиться. Боль никогда не отпускает. Мне больно бегать и играть с моей любимой девочкой, а еще мне тяжело дышать. Я изо всех сил стараюсь быть крепким щенком, каким мне и надлежит быть, но это очень тяжело. У меня сердце кровью обливается видеть, как грустит моя подружка и слышать, как родители говорят, что «может быть, уже пора». Меня несколько раз возили в ту клинику, но хороших новостей все не было, а были все те же разговоры о врожденных недугах. Я же просто хочу резвиться на солнышке, бегать и играть с моей семьей! Вчерашняя ночь была самой тяжелой. Теперь невыносимая боль преследует меня постоянно, мне трудно даже приподняться попить. Я пытаюсь встать, но только скулю от боли. Меня в последний раз везут куда-то на машине. Всем так грустно, а я не знаю, отчего. Неужели я плохо себя вел? Я ведь пытался быть хорошим мальчиком, всех любил… В чем же я провинился? Вот если бы только боль ушла, если бы я только смог осушить слезы девочки! Я пытаюсь приподнять морду и лизнуть мою подружку в руку, но лишь бессильно скулю от боли. Стол в клинике ужасно холодный. Я очень боюсь. Люди прижимают меня к сердцу, зарываются лицом в мою шерстку и плачут. Я чувствую их любовь и тоску. Я еще в состоянии легонько лизать их руки. Даже врач не выглядит сегодня страшным. Он все делает осторожно, и мне кажется, что боль отпускает. Девочка держит меня на руках, и я благодарю ее за всю ее любовь. Мне показалось, что меня легонько ущипнули за переднюю лапу. Боль начинает отступать, и по телу разливается приятное спокойствие. Теперь я могу нежно лизать