Про пустые понятия
18-07-2007 15:15
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Настроение сейчас - задумчивое
Классическая схема познания строится на движении от простого к сложному.
1. Ощущение - способность воспринять органами чувств какой-либо сигнал.
2. Восприятие - способность воспринимать совокупность сигналов как единое целое и выделять эту совокупность из потока остальных сигналов.
3. Представление - способность вызывать совокупность сигналов из памяти без воздействия на органы чувств.
4. Понятие - обозначение совокупности сигналов неким словом, знаком символом
5. Суждение - вынесение мнения о понятия.
6. Умозаключение - оперирования понятиями.
Создание понятия является одной из самых важных способностей человека. Именно создавая понятия и оперируя ими мы создали цивилизацию.
К сожалению, эта схема имеет один недостаток - необходимость восходящего движения по ней, обусловленное физиологией мозга.
Человек должен сначала пощупать предмет, поглядеть на него - восприятие, затем создать представление, а уж затем усвоить понятие. Однако наше образование и самообразование в последнее время всё больше начинает уходить от этой схемы, используя одни лишь понятия и оперируя только ими.
Человек получает знание в виде группы понятий. Ему надо усвоить их и изложить проверяющему. Этого достаточно для признания экзаменующегося знающим. Однако в этом случае происходит просто запоминание ряда понятий. Они излагаются, после чего память очищается и заполняется новым содержимым. Всем известен феномен студента на сессии, который к вечеру забыл то, что сдал утром на "отлично".
Происходит это как раз потому, что те понятия, которые изучаются - пустые. За ними не стоят представления, за ними нет восприятий. За ними ничего нет.
Это существенно ухудшает обучение - наш мозг приспособлен для работы скорее с конкретными объектами, чем с абстрактными (или с абстрактными, усвоенными как конкретные). Не случайно все системы запоминания предлагают играть с информацией, переживать её, создавать забавные сценки. Например система заучивания английских слов, построенная на поиске аналогии в русском языке и создании забавной картинки на основе обеих слов (когда учил сам, то, помнится юбку skirt представил как скирду в юбке).
Наличие пустых понятий вызывает непонимание. Памятный случай в школе. Учили Есенина "Хороша была Танюша, краше не было в селе...". Идёт обсуждение. Одна девочка заявляет: "Я вообще не понимаю, как можно покончить самоубийством от любви". У меня шок: "Откуда самоубийство??? Написано - На виске у Тани рана от лихого кистеня - как???" Ответ: "Ну, кистень, это что-то вроде пистолета". Занавес. Из-за пустого понятия неверно понят текст, иные впечатления, иное содержание.
Пустые понятия опасны. Объявляю им войну. Торжественно обещаю: как только встречу у себя пустое понятие, обязательно заполню его.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote