Фильм "Градива" предлагает зрителю увлекательный видеоряд, претендующий, на первый взгляд, к причислению к арт-хаусу. Место действия - Марроко. Сюжет - некий профессор-искусствовед исследует подробности пребывания знаменитого французского художника Делакруа в этой североафриканской стране.
Помимо этого ученый сталкивается с местным коллекционером произведений искусства, который реализует свои извращенные склонности через издевательства над красивыми женщинами, выдавая эти занятия за некий театрализованные действа. При этом в эпизодах фильма гораздо больше "гламурной" зрелищности, переданной позами привлекательных женских тел, чем убедительности страданий невольниц.
Через какое-то время в сознании профессора реальность начинает смешиваться с галлюцинациями. Если и этот сюжетный ход не обман чувств, то, похоже, исследователь элементарно отравлен одурманивающими веществами (их предлагают представители преступной группировки под видом эликсира от зубной боли).
Где-то на середине просмотра этого фильма я вспомнил, что у Зигмунда Фрейда есть работа "Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена". В центре внимания знаменитого психоаналитика оказалась новелла, действие которой "происходит на земле Помпеи и повествует об одном молодом археологе, который променял интерес к жизни на интерес к остаткам классического прошлого".
И тут стало очевидно то, что Ален Роб-Грийе, создавая свой очередной "шедевр", намеревался ассоциировать его с фрейдовским культурологическим исследованием. Надо признать то, что сходство носит поверхностный характер. Оно сводится к созвучности ключевых имен в сравниваемых произведениях, особой галлюцинаторно-сновидной атмосфере всего происходящего, фокусировке на пересечении тематических линий смерти, страданий и сексуальности (гибель Помпеи и изощренность развлечений восточных тиранов).
Заставляет ли этот фильм задуматься о чем-либо? Боюсь, только о том, что коммерческий успех кинопроизведения, достигнутный любой ценой, - это главная и единственная цель некоторых режиссеров.