• Авторизация


Бытийный образ и генетическая память (читая Хайдеггера) 03-12-2008 01:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Несколько дней назад я провел семинар для будущих психотерапевтов-консультантов, на котором разбиралась книга Мартина Хайдегггера "Бытие и время". Надо сказать, что чтение его текстов - занятие далеко не самое легкое и приятное. Однако ориентация на экзистенциальную психотерапию обязывает знать творчество основателей этого направления. Тем не менее некоторые выдержки из этой книги заставляют задуматься о, казалось бы, очевидных вещах. Вот одна из цитат:


"Смысл бытия должен быть нам поэтому уже известным образом доступен. Было отмечено: мы движемся всегда уже в некой бытийной понятливости. Изнутри нее вырастает специальный вопрос о смысле бытия и тенденция к его осмыслению. Мы не знаем, что значит [бытиеk. Но уже когда мы спрашиваем: [что есть бытие?k, мы держимся в некой понятности этого [естьk, без того чтобы были способны концептуально фиксировать, что это [естьk означает. Нам неведом даже горизонт, из которого нам надо было бы схватывать и фиксировать его смысл. Эта усредненная и смутная понятность бытия есть факт".

О чем идет речь в этом отрывке? Очевидно, о том, что окружающее понятно нам на интуитивном уровне с первого момента соприкосновения с ним. Похоже, что во фрагменте подменяются понятия: "смысл" вместо "понимания", "ориентации". А что лежит в основе такого сверхбыстрого познания? Вероятно, именно та самая генетическая память, которая накапливалась в коллективном подсознании человества и помогает конкретным людям за мгновения определяться в своем отношении к миру.


Впрочем, уверен в том, что такое "эволюционно-психоаналитическое" толкование вызвало бы критику у Хайдеггера, проживи он до наших дней. "Бытийный образ" в текстах швейцарского философа основан на непосредственном и свободном созерцании окружающего, а вовсе не через призму каких-то "архетипических флюктуаций". Однако, на мой взгляд, никакого логического противоречия между этими концептами нет.

(c)С.Выгонский

Сообщение добавлено через MovableType API

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
olfedorov 03-12-2008-02:12 удалить
"А что лежит в основе такого сверхбыстрого познания?" - тут всё зависит от мировоззрения. Человек, опасающийся оторваться от атеизма (а для таких опасений есть свои основания) будет говорить о генетической памяти, человек, более расположенный к признанию реальности духовных материй, будет говорить, что знание (информация) изначально присуще духу, а человек лишь интуитивно считывает это знание, попадая в контакт с конкретным духовным полем. Лично мне представляется более близким к истине второй вариант. Если иметь достаточно практики в сталкинге (в самоотслеживании), то этот вариант напрашивается самопроизвольно. Вообще же по поводу Хайдеггера и иже с ним - что-то у меня на всю эту братию давненько уже аллергия наработалась. Ну нет у них ни высоты мысли, ни глубины мысли - во всяком случае всего того, что нам у них так мерещится. Вся эта иллюзия, скорей всего, возникла от общего уровня жизни на Западе - вот, мол, как они процветают - и от общего тяготения к Западу в связи с этим. Но процветают они оттого, что прохиндеи, а не оттого, что умней. И всё это их туманное умничанье говорит о том же. Вот и автор статьи выловил очередной бряксус из этого тумана недомыслия. Хотя хотелось бы верить, что я слишком уж сгущаю краски.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Бытийный образ и генетическая память (читая Хайдеггера) | sv-online - Психоаналитический блог Сергея Выгонского | Лента друзей sv-online / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»