В статье В.Корнева "От "смерти автора" до "смерти зрителя" (азбука штампов американского кино)" рассказывается о стандартных сюжетных ходах, характерных для американского кино. В том, что закоеанское производство киногрез вопроизводит лишь несколько схем, автор статьи полностью уверен. Вот что пишет по этому поводу кинокритик:
"Вот уж парадокс истории: перебравшись за океан "великий немой" наконец заговорил, но при этом почти разучился оригинально мыслить, превратившись в фабричное предприятие по производству типовых эмоций, потребляемых вместе с размоченным в зрительских слезах поп-корном. Речь идет, конечно, именно о голливудском кино, клишированность которого не вызывает сегодня сомнений даже в стане его поклонников".
Помимо прочих рассуждений, мне понравились выводы относительно того, как в голливудских лентах достигается эффект неожиданности. Обратимся к статье:
"Что касается неожиданных ходов в голливудских сюжетах, то сих пор вся их оригинальность сводится к набору нескольких аксиом. Например, если труп не показан - персонаж жив и обязательно появится; если кто-то упорно отказывается от рискованного предложения, то сейчас же непременно согласится; если перед нами культурный и обаятельный тип - держите его, он наверняка маньяк, а если, напротив спившаяся бестолочь - быть ему героем без страха и упрека. Впрочем, речь здесь будет идти не о тех сюжетных поворотах, что понятны почти каждому зрителю и действительно могут быть сведены в несложную таблицу, а о штампах несколько другого рода".
Корнев также цитирует известного итальянского онтопсихолога А.Менегетти, рассуждающем о механизмах привлекательности фильмов:
"Фильм удовлетворяет вкус масс, если является галлюциногенным конденсатом наиболее распространенного комплекса. Фильм нравится, потому что отвечает на запрос: ослабляет давление, снимает напряжение от внутренней скованности "Я". Через фильм можно дать историческую жизнь вытесненному патологическому содержанию, его не идентифицируя, но достигая тем самым определенного расслабляющего эффекта."
Видимо, по этой причине - чтобы достичь манипуляционного эффекта, а вовсе не демонстрировать широту творческих взглядов автора - атлантические продюссеры финансируют киносюжеты, которые укладываются в строго определенные рамки. Напрашивается вывод: тем, кто ищет в кино чего-то свежего, лучше разнообразить свое "меню" европейскими лентами. Иначе они рискуют "заработать" своего рода душевную недостаточность, которая будет проявляться в отсутствии чувства новизны и эмоционального обновления, усиливающуюся после просмотра таких фильмов.