• Авторизация


Гроб в общественном транспорте (символы в кино) 24-05-2009 09:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


После просмотра второго фильма Гелы Баблуани "Наследство" (первый, если кто не знает, назывался "Тринадцать") отчетливо сформировалось представление о существовании интересной символической темы в кино. Речь идет о провозе в общественном транспорте гроба.

Первый эпизод с таким сюжетом был мною замечен именно в обсуждаемом фильме. Там старик вместе с внуком едут в автобусе и везут пустой гроб. Подобным способом должна быть прервана цепь давней кровной мести - старика ожидает смерть и он методично движется к ней. Гроб в этом случае символизирует предопределенность человеческой судьбы. Но почему сей предмет оказался в общественном транспорте?

Размышляя об этом, я вспомнил еще один аналогичный сюжет. На этот раз покойника пытались провести в поезде. И было это в динамичном музыкальном клипе Э.Кустурицы "Unca Unca Time". Причем наряду с похоронами в ролике присутствовала свадьба, виновники и гости которой также разместились в поезде. Здесь мне пришлось задуматься. Повторение столь необычного визуального символа свидетельствует о том, что у него существует более глубокая психологическая подоплека. Но какая именно?

Конечно же, это значение имеет экзистенциальный смысл и как-то связано с идеей конечности человеческого существования - в кадре гроб, последнее "жилище" человека. Такой смысл накладывается на образ транспортного средства (автобуса, поезда), при его сопоставлении со снами означающего человеческую жизнь, движение по жизненным путям, динамическое повседневное существование человека.

А весь конгломерат перечисленных тайных значений выводит нас на другой конструкт психологической реальности - страх смерти. И если в первом случае это переживание воспринимается как судьба, фатум, рок, данность, которую нельзя предовратить и которая заставляет смириться с неизбежным, то во втором - как напоминание о том, что жизнь проходит, она уникальна и нужно сполна пользоваться каждым мгновением. Напомню, что такой вывод связан с тем, что в клипе Кустурицы в качестве антитезиса смерти выступает свадьба.

(с)С.Выгонский

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Гроб в общественном транспорте (символы в кино) | sv-online - Психоаналитический блог Сергея Выгонского | Лента друзей sv-online / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»