Много писать не буду, но какое-то вступительное слово, наверно, надо написать. Думаю, что никому не открою страшной тайны, если скажу в 16 веке Италия, и, в частности, Венеция переживают свои далеко не лучшие времена. С одной стороны Франция - с претензиями на так называемое итальянское наследство – Милан – на том основании, что жена герцога Орлеанского Валентина Висконти была единственным ребенком герцога Милана и, следовательно, по мнению Франции, Милан должен был отойти Французской короне. С другой стороны – Испания, занявшая в 16 веке позицию мировой державы и подмявшая под себя пол – Европы. Император Карл V (I) имел неосторожность обзавестись двумя незаконнорожденными детьми, которых, к чести его надо отметить, признал, воспитал и по-своему очень любил. Хотел, конечно, для них лучшей доли, то бишь каждому по королевству. Но если сыну – дону Хуану Австрийскому прочили в жены овдовевшую к тому времени Марию Стюарт, то Италию он решил сделать вотчиной для своей дочери Маргариты Австрийской. Против самой Маргариты, умной и красивой, итальянцы ничего не имели, но имели много всего хорошего против подчинения Испанской империи Габсбургов. Беда в том, что, будучи разбазаренной на мелкие княжества и герцогства страна не могла противопоставить натиску Испании почти ничего. И боролась порой весьма забавными способами. Модой, например. Модницы Венеции наотрез отказывались воспринимать повсеместное тогда влияние испанской моды в Европе, строгая графичность костюма, натянутого на железные обручи казалась им ужасной и неудобной, черный цвет – отвратительным. Венеция всегда (даже иногда в ущерб хорошему вкусу) любила яркие краски и демонстративно сохраняла свои привычки.
Но все же… все же какие-то элементы все равно проникали, ибо костюм Испании того времени – это чудо гармонии и портновского искусства. И если поставить портреты венецианцев по годам, очень забавно наблюдать какие именно элементы отбирались венецианскими красавицами.))
Думаю, на этой светлой мысли, можно закончить вступление и дать слово самим портретам.)))
Итак, часть I. 1490-1509 гг.
1.
Gentile Bellini, 1500: Miracle of the Cross at the Bridge of S. Lorenzo (Detail)
2. Gentile Bellini, 1500: Miracle of the Cross at the Bridge of S. Lorenzo
Detail of Caterina Corner (Cornaro) and her Retinue
3. Vittore Carpaccio, 1502 - 07: The Departure of Ceyx (Detail)
4. Vittore Carpaccio, 1502 - 07: The Departure of Ceyx (Detail)
5. Vittore Carpaccio, 1502 - 07: The Departure of Ceyx (Detail)
6. Vittore Carpaccio, 1505: Two Venetian Courtesans (also known as Two Venetian Ladies)
7. Giovanni Mansueti, 1505: The Miraculous Healing of the Daughter of Benvegnudo of S. Polo (detail)
8. Unknown Venetian Artist, c1505: Dorothea Zacarias from the The Memorie della famiglia Freschi
9. Vittore Carpaccio, c1500 : Portrait of a Woman
10. Albrecht Durer, 1505: Young Venetian Lady
11. Albrecht Durer, 1505-06: Portrait of a Venetian Woman
12. Giovanni Bellini: Portrait of a Young Man
13. Giovanni Bellini: Portrait of a Young Man
14. Giovanni Bellini: Portrait of a Young Man In Red
15. Giovanni Bellini, c1485 - 90: Portrait of a Young Senator
16. Marco Marziano, before 1507: Portrait of a Man
17. Vittore Carpaccio, c1496: Arrival of the English Ambassadors (Detail 4)
18. Vittore Carpaccio, c1496: Arrival of the English Ambassadors (Detail 1)
19. Vittore Carpaccio, c1496: The Healing of the Madman (Detail )