Это цитата сообщения
Pti_SPB Оригинальное сообщениеДоходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского, 1904-1905
Обещанное для
Biendit.
фото -
pmos nmos.
Текст - Борис Кириков "Архитектура петербургского модерна. особняки и доходные дома".
Сознательно не привожу фотографии дома целиком, удачных мне не попалось, а портить впечатление не хочется. Приезжайте и смотрите ;).
Первая крупная постройка архитектора Фёдора фон Постельса стоит в ряду самых оригинальныйх произведений петербургского модерная. Необычны стеклянные фонарики художественных ателье на верхнем этаже. Поражающий затейливым своеобзазием рельефный декор будто бы заряжен мощной “витальной” энергией. Большие мозаичные пейзажи, составляющие гиганский фриз, выполнены в новой технике укрупненного набора. Строго упорядоченная архитектурная основа, пронизанная живым движением орнаментальная лепка и монументальные, широко и свободно набранные мозаичные картины вступают в разноголосый диалог. Взаимодействие их основано не на подобии, а на разлии компонентов, которые дополняют и преображают друг друга. Это вносит особую остроту в многомерный архитектурно- художественный образ важнейшего произведения синтеза искусств стиля модерн в Петербурге.
[показать]
Щедрые лепные узоры зрительно трансформируют, но не ломают регулярную структуру стены. Имено орнаментальный слоя явдяется стилеобразующим. Причудливое многообразие текучего криволинейного, будто самопроизвольно образовавшегося орнамента, олицетворяет свободную игру стихийных сил. Рельеф то застывает плотными сгустками вязкой массы, то вскипает пенистыми всплесками или наполняется бурным вихревым движением.
Декор – самоценен, он ничего не имитирует, архитектонически не изображает. Внутренняя подвижность и текучесть передаются от него архитектурным элементам. Пластика сгущается в композиционных узлах: основаниях и завершениях эркеров и пилястр, венчающей части портала. Капители пилястр, упругиее архивольты, сандрики и обрамления окон потеряли четкость очертаний и превратились в мягко отекшие формы, словно вылепленные их теста.
В оформлении фасада с трудом угадываются сильно стилизованные водоросли, рыбы и иные морские мотивы. Некоторые рельефы – почти абстрактные, они вызывают лишь отдаленные ассоциации с органическими или бионическими формами.
Насколько оригинальными можно считать декоративные находки фон Постельса? Динамичные, текучие, круглящиеся формы характерны, в общем, для ар нуво... В петербургском модерне они не имеют прямых аналогов.
Доминанта главного фасада – монументальный мозаичный фриз, созданный в 1905 г по эскизам художника С.Т. Шелкового мастерской В.А. Фролова. Декоративная живопись неразрывно спаяна с архитектурным фоном и в то же время противопоставлена ему, что характерно для эстетики модерна.
Смальтовые панно не имеют традиционных обрамлений, они заполняют всю свободную поверхность верхнего этажа, поглощая оконные проемы, врастая в промежутки между эркерами и архивольтами. Новизне общего решения отвечают темы, впервые вошедшие в русскую мозаику – индустриальный пейзаж с высокими дымящимися трубами, парусники у причала, холмистая замля, возделанная крестьянским трудом. Плэнерные композиции, переведенные в крупномодульный наборный материал, обрели ту меру декоративной условности, которая снимает иллюзию пространственной глубины, превращая видовые картины в цветонесущую непроницаемую поверхность, родственную тектонике стены.
[показать]
[показать]
Крупные обобщенные цветовые плоскости контрастируют с беспокойной текучестью рельефных форм фасада. Чередование отсвечивающих смальтовых поверхностей с прозрачными объемами стеклянных фонариков дает дополнительный эффкт. Но прорывающие пейзажные композиции окна вносят оттенок неожиданной коллизии. Или сквозь эти окна и открываются изображенные пейзажи?
Смелое новшество В.А. Фролова – многократное укрупленение разномодельного набора, обусловленное, во-первых, расположением композиций на большой высоте и, во-вторых стремлением раскрыть декоративный потенциал живой нерегулярной смальтовой кладки. Если раньше кубики самльты являлись “молекулами”, нерзличимыми издалека и несоотносимыми с целым, то здеь пластины неправильной конфигурации зримо, как сочные мазки, лепят форму.
… Создание этого цикла стало определяющей вехой в становлении новой, открытой модерном ккультуры русской мозаики.
[показать]
Фон Постельс добивался стилистической цельности в отделке квартир лицевого корпуса. Формы изразцовых печей плавно скруглены, лепной декор наполнен переливами и хитросплетениями кривых линий. Мотивы ар нуво в интерьерах созвучны оформлению главного фасада. Архитектор не оставил без внимания и скрытые в глубине участка корпуса жилого дома. Два внутренних двора – так же с большими окнами мастерских наверхе – привлекают скромной, но стильной отделкой, выполненной в разнофактурной штукатурке с крупными геометрическими узорами.