• Авторизация


Александр Родченко - Жизнь и фототворчество 30-08-2011 10:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщение

Александр Родченко - Жизнь и фототворчество

[490x600]
Пионер-трубач 1930

Александр Родченко родился в 1891 году в семье театрального бутафора. Его отец отнюдь не желал, чтобы сын пошел по его стопам, и всеми силами стремился дать мальчику «настоящую» профессию. В автобиографических записках Родченко вспоминал: «В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…» Будущий фотограф-авангардист успел даже два года поработать в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы доктора О.Н. Натансона, но в возрасте 20 лет оставил занятия медициной и поступил в Казанскую художественную школу, а затем и в московское Строгановское училище, которое открыло ему путь к самостоятельной творческой жизни. К фотографии Родченко обратился не сразу.
 (200x167, 9Kb)
Автопортрет

В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках. Немного позже он проявил свой талант на новом поприще, приняв участие в оформлении кафе «Питтореск» в Москве, и на какое-то время даже отказался от живописи, обратившись к «производственному искусству» – течению, в крайней своей форме отрицавшему искусство и обращавшемуся сугубо к созданию утилитарных предметов.






[600x399]

Летний день 1929

Кроме того, в конце десятых – начале двадцатых годов молодой художник много участвовал в общественной жизни: он стал одним из организаторов профсоюза художников-живописцев, служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро. Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован – правда, в фотографии, как и в живописи, он в то время больше интересовался «чистой композицией», исследуя, как влияют друг на друга расположенные на плоскости предметы.
[369x600]
Шуховская башня.1929

Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра.
[445x600]

Портрет матери 1924

С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии – портрету и репортажу – однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом.
[371x600]

Владимир Маяковский 1924

Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа – именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш (верхний ракурс), настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей вот-вот начнут двигаться, а камера поплывет над городом, открывая захватывающую панораму – неудивительно, что первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) были опубликованы в журнале «Советское кино».
[600x515]

Дом Моссельпрома 1932

Примерно к этому же времени относится и дебют Родченко в качестве теоретика фотографии: с 1927 года в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого он являлся, художник начал публиковать не только снимки, но и статьи («К фото в этом номере», «Пути современной фотографии» и др.) Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Съемка строительства Беломорканала в 1933 действительно заставила Родченко во многом переосмыслить отношения искусства и реальности, которая казалась художнику все менее вдохновляющей. Именно в это время на фотографиях Родченко невиданные стройки социализма и новая советская действительность стали уступать место особому миру спорта и волшебной реальности цирка. Последнему Родченко посвятил целый ряд уникальных серий – снимки должны были войти в специальный номер журнала «СССР на стройке». К сожалению, выпуск был подписан в печать за пять дней до начала Великой Отечественной войны и никогда не увидел свет. В послевоенные годы Родченко много работал в качестве оформителя и вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа. Его «нестандартное» творчество по-прежнему вызывало в официальных кругах определенные сомнения – закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.

[398x600]

Актриса Юлия Солнцева 1930

[424x600]

Варвара Степанова 1924

[600x410]

Архитектор Мельников на балконе своего дома 1929

[447x600]

Архитектор, живописец, декоратор Александр Веснин 1924

[600x406]

За червями Мальчики в лодке. Карелия 1933

[600x388]

Аппарат для проекции звездного неба 1929

[431x600]

Прыжок в воду 1932


[600x457]

Поэт Николай Асеев 1927


[600x411]

Маневры Красной Армии 1924


[443x600]

Писатель и критик Осип Брик, один из основателей журнала ЛЕФ

[419x600]

Сухарева башня 1928

[439x600]

Пионерка 1930

[386x600]

Метательница диска 1937

[375x600]

Памятник Пушкину 1930

[443x600]

Николай Асеев в мастерской Родченко 1924

[372x600]

Владимир Маяковский 1924

[404x600]

Владимир Маяковский 1924

[426x600]

Актриса Юлия Солнцева 1930

[600x410]

Железнодорожный мост 1926

[389x600]

Владимир Маяковский 1924

[407x600]

Владимир Маяковский . 1924

[600x411]

Футбол 1937

[600x419]

Газетный киоск 1929

[435x600]

Бокал из серии Стекло и свет 1928

[600x393]

Рабочий 1929 = завод АМО

[600x485]

Планетарий 1932

[600x474]

Радиослушатель. Репортаж. 1929

[385x600]

Прыжок в воду 1932

[600x440]

Рено Маяковского 1929

[380x600]

Санитарка 1930

[600x414]

Самолет Максим Горький над Красной площадью 1935

[417x600]

Режиссер Александр Довженко 1930

[600x410]

Сбор на демонстрацию 1928

[393x600]

Сбор на демонстрацию 1928

[442x600]

Очерк о газете. Тетя Поля-курьерша (В.Степанова) 1928

[444x600]

Стереотипы. Из серии Очерк о газете 1928

[434x600]

Пешеходы 1928

[418x600]

Кинорежиссер Лев Кулешов 1927

[306x600]

Балконы. Из серии Дом на Мясницкой 1925

[467x600]

Дорогу женщине 1934

[600x407]

Архитектор Мельников у выезда из Бахметьевского автобусного парка построенного по его проекту 1929

[438x600]

Сергей Третьяков 1928

[431x600]

Купание в тазу 1937

[600x398]

Краснофлотцы на военном параде 1937

[392x600]

Лесопильный завод Вахтан 1930

[378x600]

Мороженщик на пляже 1926

[600x467]

Иллюминация 7 ноября 1925

[398x600]

Писательница Эльза Триоле - сестра Лили Брик, жена французского писателя Луи Арагона 1924

[423x600]

Планетарий. Архитекторы Михаил Барщ и Михаил Синявский 1932

[416x600]

Маневры Красной Армии 1924

[419x600]

Маневры Красной Армии 1924

[495x600]

Женщина с коляской 1928

[447x600]

Варвара Степанова. Двойная экспозиция 1924

[600x384]

Москва-река 1926

[600x425]

Мачты линии электропередач 1926

[442x600]

Пионер 1930

[600x400]

Колбы на конвейере 1929 Электрозавод

[600x490]

Коммунальный дом на Новинском бульваре. Архитектор Моисей Гинзбург 1929

[432x600]

Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция 1924

[457x600]

Сосны. Пушкино 1927

[467x600]

Кинорежиссер Эсфирь Шуб 1924

[600x395]

Поэт Семен Кирсанов 1930


* * *
Эти летние дожди,
эти радуги и тучи -
мне от них как будто лучше,
будто что-то впереди.

Будто будут острова,
необычные поездки,
на цветах - росы подвески,
вечно свежая трава.

Будто будет жизнь, как та,
где давно уже я не был,
на душе, как в синем небе
после ливня - чистота...

Но опомнись - рассуди,
как непрочны, как летучи
эти радуги и тучи,
эти летние дожди.



[600x435]

Белый лебедь 1940
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Александр Родченко - Жизнь и фототворчество | Очаровательная_Василиса - Дневник Очаровательная_Василиса | Лента друзей Очаровательная_Василиса / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»