Введение:
Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Практически правовое государство на Западе сформировалось в достаточно завершенном виде к середине XX века в основном в развитых индустриальных странах.
Для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Полное оформление правового государства происходит после периода постиндустриального общества.
Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское общество и государство – не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др.
Гражданское общество – это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, то есть система экономических, духовных, культурных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство – лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………….стр. №2
2. Глава№1 Правовое государство: понятие и принципы. Гражданское общества как основа правового государства……………………………………………………….....стр. №5
3. Государство и право,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,……..,,,стр. №9
Глава №2 Права и свободы человека
4. Государство и личность…………………………………………стр.№11
5. Понятие политической системы общества…………………….стр. №21
6. Заключение……………………………………………………....стр. №31
7. Список использованной литературы………………………..…стр. №32
Правовое государство: понятие и принципы. Гражданское общества как основа правового государства
В соответствии с Конституцией (ст.1) Российская Федерация является правовым государством.
Сущность идеи правового государства – его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым считается такое государство, которое признает в качестве своих особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав со стороны государства и возмещение им причиненного ущерба.
Главное в идее правового государства – связанность государства, правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.
Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчинятся все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство прав.
Верховенство прав означает прежде всего верховенство закона. Оно выражается в том, что главные основополагающие общественные отношения во всех сферах общественной жизни регулируются законами. Верховенство закона означает также его всеобщность. И, наконец, верховенство закона означает утверждения его господства, т.е. такого его положения, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения должны подчиняться его нормам (ст. 15 Конституция Российской Федерации).
Почему характеристика правового государства связывается с верховенством именно закона? Речь, казалось бы, должна идти не о законе, а оправе в целом как системе общеобязательных норм, обеспечиваемых государством независимо от того, в каких правовых актах они содержатся. В правовом государстве должны соблюдаться все правовые нормы. Важно, чтобы сами эти нормы в полной мере отвечали интересам и воле народа. Добиться этого можно только в том случае, если эти нормы будут соответствовать законам принятым законодательным органом власти, сформированным по принципу представительства всех слоев населения страны.
Законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам, издаваемым иными органами государства, и составляют основу всей системы права. При помощи закона вводятся в жизнь прежде всего нормы, устанавливающие народовластие. Закон является также гарантом демократии.
Господство закона – неотъемлемый признак правового государства. Однако господство закона не означает его всесилие, не означает, что право в нашем обществе может служить панацеей от всех проблем, что достаточно принять хороший закон, и любая проблема будет решена.
Одной из важнейших характерных черт правового государства, связанных с его взаимоотношениями с гражданами, является наличие развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми могут столкнуться граждане. Провозглашенная правовым государством, Российская Федерация на деле таким государством пока не является. В ней все еще не обеспечено верховенство закона. Наоборот, делаются попытки объявить полноценной правовой базой для возникновения, прекращения и изменения общественных отношений указы Президента Российской Федерации, подзаконный характер которых объявляется неочевидным.
Таким образом, правовое государство базируется на следующих основополагающих принципах:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (т.е. социальный аспект)
2) последовательное ограничение с помощью прав государственной власти, основанной на принципе разделения властей, федерализме, верховенстве закона и наличие гражданского общества.
Впервые письменное упоминание о гражданском обществе встречается в трудах Аристотеля. Он писал, что прежде чем определить, что есть
государство, необходимо прояснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество.
Большое внимание уделялось разработке проблем гражданского общества в трудах Г. Гроция, Д. Гоббса, Ф. Лона, Ж.-Ж.Руссо, Ш.-Л.Монтесье и другие. Огромную роль в исследовании гражданского общества сыграли Г.Гегель и К.Маркс
Исследованию гражданского общества посвящено большое число научных изданий. Его исследованием занимались сотни ученых. Несмотря на это, его структура, признаки и институты до настоящего времени находятся в стадии развития и изучения.
Каким же результатам выводам пришли ученые на настоящем этапе?
Гражданское общество можно определить как совокупность семейных, нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личности и их групп.
Иначе можно сказать. Что гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.
Структура гражданского общества охватывает:
- семью;
- сферу воспитания и негосударственного образования;
- собственность и предпринимательство;
- общественные объединения и организации;
- политические партия и движения;
- негосударственные средства массовой информации;
- церковь.
Права и свободы человека.
По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохранилось.
Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далёком историческом прошлом. Они продолжались и в XX веке., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определений права.
Один из этих плодов, именуемых позитивистским, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общественных, формально-определённых, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений».
При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством.
Другой подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестоко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общественность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путём определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющих собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей среды».
При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и подзаконными актами. Закон считается правым лишь в том случае, если он несёт в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.
1. См. об этом: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права а России. М. 1978г.
2. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М. 1976. С.13.
Государство и личность
Правам и свободам человека посвящена вторая глава Конституции Российской Федерации. В ней названы лишь основные права и свободы человека и гражданина, т.е. конституционные права и свободы. Вместе с тем в Конституции Российской Федерации установлено, что перечисление в ее тексте основных прав и свобод не может толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Положения второй главы Конституции Российской Федерации составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации. Закрепление основ правового статуса личности в Конституции Российской Федерации 1993 г. Отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства. Исходным началом действующего конституционного законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция исходит из признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Она признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина реализуются на основе равноправия. В Конституции Российской Федерации указывается три основных его аспекта: - равенство всех перед законом и судом;
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, других обстоятельств;
- равноправие мужчины и женщины.
В России обеспечивается гарантированность прав свобод человека и гражданина. В соответствии с Конституцией Российской Федерации главным гарантом прав и свобод человека и гражданина выступает государство. Вместе с тем предусматривается и участие самого человека в защите им своих прав и свобод. В частности, указывается, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»
Конституции Российской Федерации исходит из неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения. В ней указывается, что в Российской Федерации не должны издаваться законы. Отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации требует правомерного использования своих прав и свобод каждым человеком. Предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Как и все другие конституционные нормы, нормы Конституции Российской Федерации, закрепляющие права и свободы человека и гражданина, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержания и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Закрепленные в Конституции Российской Федерации прав и свободы могут быть разделены на три основные группы:
а) личные;
б) политические;
в) социально-экономические.
К личным правам и свободам относятся право на жизнь, право нВ охрану государством достоинства личности, право на неприкосновенность личности, жилища, частной собственности, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право определять и указывать национальную принадлежность; право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать за пределы Российской федерации и право граждан России беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; свобода мысли и слова, право свободно иметь, получать, передавать производить и распространять информацию любым законным способом.
В отличие от личных прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку, политические права и свободы связаны с обладанием лицом гражданства Российской Федерации. В их число входят:
- право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
- право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги демонстрации,
шествия и пикетирование;
- право участвовать в управлении делами государства;
- право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;
- равный доступ к государственной службе;
- право участвовать в отправлении правосудия;
- право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и
коллективные обращения в государственные органы и органы местного
самоуправления.
Особую группу составляют социально-экономические права и свободы. К ним относятся:
- право каждого на свободное использование своих способностей и
имущества для предпринимательской и ной не запрещенной законом
экономической деятельности;
- право частной собственности; право наследования;
- право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю;
- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать
род деятельности и профессию;
- право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и
гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было
дискриминации и не ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от
безработицы;
- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с
использованием установленных федеральным законом способов их
разрешения, включая право на забастовку;
- право на отдых;
- равное право и обязанность родителей заботиться о детях и их
воспитании;
- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом;
- право на жилище;
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или
имуществу экологическим правонарушением;
- право на образование;
- свобода литературного, художественного, научного, технического и
других видов творчества;
- право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями
культуры, на доступ к культурным ценностям;
- право защищать свои права и свободы всеми способами, не
запрещенными законом;
- право каждого на судебную защиту его прав и свобод;
- право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и
свобод человека, если исчерпаны все имеющие внутригосударственные
средства правовой защиты;
- право на получение квалифицированной юридической помощи;
- право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными
действиями (или бездействием) органов государственной власти или их
должностных лиц.
Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Конституция Российской Федерации закрепляет основные обязанности человека и гражданина, в которых выражены наиболее важные требования государства к человеку и гражданину, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства и жизнедеятельности общества. В их число входят:
- соблюдение Конституции Российской Федерации и законов;
- обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы;
- обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
Долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации является также защита Отечества.
Конституция Российской Федерации рассматривает человека. его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Установленные Конституцией Российской Федерации принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правого регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации.
Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной чертой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционного организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток
подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Российская Федерация является правовым государством. Сущность идеи правового государства – его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства – связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.
Правовое государство гарантируется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нм правовыми нормами, которым обязаны подчинятся все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.
Верховенство права означает также его всеобщность. Из этого следует, что не должны оставаться неурегулированные законом наиболее существенные сферы жизни общества, куда могли бы «прорваться» и другие акты, оттесняя законы. Верховенство закона означает, наконец, утверждение его господства, т.е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись его нормам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и одновременно характерной его чертой является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы жизни общества.
Отсюда требуется прежде всего динамичное, своевременное правовое регулирование общественных отношений.
Правовому государству присуще такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части они ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности,
обеспечивают их защиту от любого произвола, считают признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главной обязанностью государственной власти. Граждане же в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.
Понятие политической системы общества
Политическая система связана с особой сферой деятельности людей – политикой, которая отражает область взаимоотношений между классами, социальными группами, коллективами, личностями по поводу государственной власти.
С марксистской точки зрения, существуют взаимные связи политической системы общества с его экономическим базисом. Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка.
Рассматривая политическую систему общества, следует подчеркнуть, что в ее основе лежат политические отношения, политика, которая формируется в государственно-организационном обществе в соответствующих формах, но на первых порах она характеризуется неразвитостью, хотя уже с появлением государства возникают первые формальные и неформальные жреческие объединения. ошибочно мнение, будто партии – феномен нового времени. Они существовали испокон веков, хотя, может быть, в другом обличье. В древних Афинах соперничали партии Перикла и партия Алкивиада, демократы и аристократы. Партия братьев Гракхов в древнем Риме могла именовать себя народной, а противостоящая ей партия Суллы – патрицианской. Неважно, что у этих партий не было членских билетов и секретарей ЦК. В основных своих проявлениях они мало чем отличались от нынешних. Полагаю, и проблемы у них были сходные: борьба за лидерство в руководящей группе, потеря боевитости вследствие обюрокрачивания, сложности с формированием программы, поисками социальной базы, привлечением на свою сторону избирателей и т. д. Аристотель упоминает о трех партиях: горы, равнины, прибрежной части. В процессе эволюции политической системы усилилось влияние церкви на ее функционирование, что отразилось в известном противоборстве сторонников светской власти папы и сильной королевской власти (партия гвельфов и гибеллинов)
Политическая система – это универсальная управляющая система государственно-организационного общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти.
Для того чтобы правильно определить структуру политической системы, необходимо найти критерии отбора ее элементов. Основными требованиями в
данном случае будут их внутренняя упорядоченность (организационный критерий) и политическая направленность деятельности (политический критерий), которая должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, основную сферу деятельности, характер ее основных задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности и.т.п.( программный критерий)
Особо следует подчеркнуть значение второго критерия, который для того или иного института политической системы означает:
• во-первых, способность выражать политические интересы определенного класса, группы или иной социальной общности;
• во-вторых, быть участником политической жизни и носителем политических отношений;
• в-третьих, иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно в форме взаимодействия с государственными органами, но и противостоя им;
• в-четвертых, руководствоваться в своей повседневной деятельности
политическими нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.
В зависимости от этого критерия к числу собственно политических организаций относят: государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Характерный их признак – прямая связь с политикой, а непосредственной задачей их создания и функционирования является достижение определенной политической цели, которая обязательно закрепляется в уставах и заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные существующие в обществе слои и классы, в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в целом.
К несобственно политическим организациям относятся такие, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это профсоюзные кооперативные и иные организации, которые свою деятельность осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурных и иных сферах жизни общества, причем они не закрепляют в своих уставах задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Это, разумеется, не означает принижения роли и значения несобственно - политических организаций в политической системе
общества, ибо речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового.
Отдельную группу составляют организации. имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей ( общества филателистов, нумизматов, автолюбителей и т.п.). Политический оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических органов и организаций, но отнюдь не как субъекты – носители политической власти и соответствующих политических отношений.
Третий критерий – программность – дает возможность определить степень участия той или иной организации в политической жизни страны, зафиксировать ее политические цели и задачи, а следовательно, включить в политическую систему общества.
Существуют различные подходы в исследовании политической системы, однако, несмотря на их многообразие, представляется, что она выступает сложным комплексом отношений между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, личностями и их политическими институтами.
Институциональный подход заключается не только в определении и выделении формирующих политическую систему ( организацию) общества институтов, но и в анализе ее элементарно-структурных, субъектно-институциональных и отчасти формально-юридических сторон.
Функциональный подход связан с рассмотрением политической системы с точки зрения направлений ее деятельности., особенностей протекания политического процесса и реализации политического режима как системой в целом, так и ее отдельными институтами или группами институтов.
Регулятивный подход отражает особенность функционирования политической системы общества на основе политических норм всей системы нормативного регулирования (обычаев, традиций, принципов, воззрений, норм права, морали, корпоративных норм и т.п.).
Идеологический подход отражает особенность взглядов, идей, представление тех или иных исследований на проблему бытия политической системы общества, направлен на формулирование конкретной политической теории. Коммуникативный подход представляет собой анализ политической системы с позиции системообразующих связей и отношений между различными ее институтами.
В качестве самостоятельного следует выделить личностный подход при исследовании политической системы, тем более что в философском понимании
первичным элементом системы считается человек, сущность которого есть совокупность всех общественных отношений. Личность в политической системе выступает в различном политико-правовом состоянии.
Функционирование любой системы (экономической, политической, социальной, правовой и т.п.) в конечном счете определяется человеком. Люди формируют политическую систему и участвуют в реализации ее возможностей, они же составляют и то гражданское общество, которому воздействие этой политической системы предназначено, поэтому на ее характере, типе, формах влияния всегда лежит отпечаток культуры, традиций, психологии людей.
Мыслители прошлого исходили из политичности людей, отмечали их огромную роль как субъектов политики. Личности органически присуще политическое измерение. Еще Аристотель писал, что человек по природе своей – существо политическое; кто по тем или иным причинам живет вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении .Можно отметить, что в современном цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей.
В литературе нет единого мнения о понятии политической системы и его соотношении с понятием политической организации общества. Однако следует подчеркнуть, что развитие понятия политической системы общества, ее теории особенно интенсивно происходило именно на основе существующей уже теории и понятия политической организации общества.
Утверждая, например, что правильное научное толкование и применение категории «политическая система» позволяет не только преодолеть трудности, которые возникли в связи с исследованием политической организации общества, но и свести в единый комплекс все основные категории и понятия, характеризующие политическую жизнь общества, некоторые авторы считают, что политическая система как явление и как понятие шире политической организации общества.
Политическая система общества аккумулирует, сводит воедино как политические институты и отношения, складывающиеся прежде всего в виде политических организаций, учреждений (государственных и общественных), так и практику политической жизни. Политическая же организация общества определяет его политическое устройство, взаимосвязь политических институтов и учреждений. Иными словами политическая организация общества дает преимущественно институционную характеристику политической системы.
Основным содержанием понятия политической организации общества является совокупность государственных и общественных учреждений, составляющих институционально-организационную структуру его политической жизни. В данном случае главными объектами исследования
выступают политические учреждения и организации, выполняемые ими задачи, характер и содержание их деятельности, взаимоотношения между ними, выражение ими интересов классов, слоев и социальных групп и т.д.
Таким образом, сторонники более широкого понимания политической системы (Ф.М.Бурлацкий, И.П.Ильинский) подчеркивают, что политическая организация общества является наиболее существенным элементом политической системы, поскольку именно через политические организации происходит выдвижение основных целей и задач общества и определение политической линии, формирование политических и правовых норм, мобилизация всего общества.
Среди авторов, разделяющих подобное представление о содержании политической системы и о ее соотношении с политической организацией общества, имеются некоторые расхождения во взглядах. Одни из них политическую систему общества полностью отождествляют с его политической сферой, считая, что последняя объединяет политические отношения (политическую деятельность) и политическую организацию общества, которая выступает по отношению к первым как их материальный результат. В других случаях авторы, определяющие политическую систему как совокупность политических отношений, существующих в определенном классовом обществе, и их носителей – классов, наций и т.д., а также классовых организаций, представляющих и защищающих интересы отдельных классов и социальных групп, считают, что понятие политической системы классового общества близко к понятию политической надстройки над данным экономическим базисом.
Можно сказать, что включение в содержание политической системы общества наряду с различными политическими отношениями и носителей этих отношений – классов, наций и т.д. – необоснованно, ибо это неизбежно приведет к неправомерному смешению политической системы общества с социальной структурой или с социально-политической организацией общества.
Вторая точка зрения (например, Н.Н.Разумовича) заключается в рассмотрении политической системы в качестве составной части политической организации общества. Утверждается, что необходимость использования для охраны и развития исторических завоеваний трудящихся государственной власти, государства предполагает существование политической системы как части политической организации общества.
Третья группа исследователей (Е.М.Чиркин, Ю.А.Тихомиров, М.Н.Марченко) придерживается мнения, что понятие политической системы тождественно понятию политической организации общества.
В целом уважая позиции авторов различных точек зрения, следует, по всей видимости, присоединится к первой из них и рассматривать политическую
систему в широком смысле слова как категорию, более богатую включающую как политическую организацию общества, так и все иные проявления политической жизни.
Понятием «система» обычно охватывается по меньшей мере следующее:
1. множественность элементов;
2. их взаимосвязь и взаимодействие (а это, естественно, не исключает их автономии);
3. целостный характер всего многообразия составных элементов системы;
4. связь системы со средой.
Учитывая сказанное, можно дать следующее определение.
Политическая система общества – это совокупность взаимосвязанных
государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать организационную самостоятельность и политическую активность личностей в процессе реализации ими политической власти.
В современных условиях политическая система призвана обеспечить эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие граждан в государственной и общественно-политической жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом, согражданами.
Заключение:
Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.
Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и государства будет удовлетворяет научному подходу и служит практике государственно правового строительства.
Еще два – три десятилетия назад политическая система России развивался в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Её основной вывод состоит в том, что государство и право существует не извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества.
Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Поэтому гражданское общество выступает прочным звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. Кроме того, противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечить условия для реализации прав и свобод личности также невозможно без государства.
Список использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации. Москва 2003г
2. См. об этом: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права а России. М. 1978г.
3. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М. 1976. С.13.
4. Бобылев А.И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право. Их взаимодействие на современном этапе. Право и политика. 2001г № 3
5. Баранов В.М. Правовая демагогия Вопросы теории государства и права, 2001г № 3