Спасибо Jnanavakya за пост Рождение Вселенной – отрывки из космогонического гимна Ригведы (книга Х, гимн 129) и нескольких упанишад (вcе ссылки, чтобы послушать отрывки см.цитатнике) очень рекомендую.
А далее будет немного терминологии,интернет и собственная жажда познаний помогли разобраться в основных понятиях.
***
Ве́ды (वेद, véda? — «знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.
На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через посредство святых мудрецов (риши).Веды относятся к категории шрути («услышанное») и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Веды это Самхиты (основные метрические тексты — гимны и мантры — каждой из четырёх Вед.).
К Ведам примыкают:
=>
Брахманы(санскр. ब्राह्मण Brāhmaṇa) — священные писания индуизма, часть литературы шрути. Представляют собой комментарии к Ведам, объясняющие ведические ритуалы.У каждой ведической шакхи (школы) была своя собственная Брахмана, и неизвестно количество этих текстов существовавшее в период Махаджанапад. Около двадцати Брахман сохранились до наших дней.
Брахманы послужили основой для поздней индийской философии, предшествовавшей веданте и для индийских законов и наук, — астрономии, геометрии, лингвистики, а также для концепций кармы и ашрамов(санскр. आश्रम, āśrama?) — ступень духовного развития в индуизме), таких как брахмачарья, грихастха и санньяса. Отдельные отрывки некоторых Брахман являются сами по себе Араньяками или Упанишадами.Брахманы, также как и Самхиты четырёх Вед, были записаны на ведическом санскрите. Большинство учёных полагают, что Брахманы были составлены в период с Х по VI века до н. э.
=>
Араньяки в них бодобно Брахманам, описываются различные опасные ритуальные практики, такие как махаврата и праваргья, именно поэтому их изучали в диких и отдалённых местах. Однако, Араньяки не имеют особого отношения к ашрамам ,по своему содержанию они более сродны Брахманам, нежели философско-мистическим Упанишадам.
=>
Упанишады (санскр. उपनिषद् upaniṣad) — трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация, и природа Бога. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед — поэтому их также называют «веданта» (конец, завершение Вед) и они являются основой ведантического индуизма. В Упанишадах главным образом описывается безличный аспект Абсолютной Истины (Брахман).
=>
Четыре канонические Веды это:
Риг-ве́да (санскр. ऋग्वेद, ṛgveda?, «веда гимнов») — собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы.
Яджур-веда «Веда жертвенных формул» (санскр. यजुर्वेद, yajurveda?) — одна из четырёх индуистских Вед. В основной части «Яджур-веды», называемой Самхита, содержатся мантры, предназначенные для совершения жертвоприношений ведической религии.
Сама-веда «Веда песнопений» (санскр. सामवेद, sāmaveda?, татпуруша: सामन्, sāman?, «ритуальное песнопение» и वेद, veda?, «знание») — третья в обычном порядке нумерации четырёх Вед, древнего ядра писаний индуизма.
Атхарва-веда (санскр. अथर्ववेद) — священный текст индуизма, одна из Вед, обычно располагающаяся на четвёртом месте в их нумерации. «Веда заклинаний» занимает особое место среди прочих Вед, отличаясь от них и по своему содержанию, и по тому ритуалу, который с ним связан. «Атхарва-веда» уникальна в том отношении, что отражает те стороны жизни древнейших индийцев, память о которых исчезла бы навсегда, не будь она зафиксирована в этой Веде.
=>
Ведическими писаниями или ведической литературой, в контексте религиозной традиции индуизма, называют широкий спектр древнеиндийских текстов как на ведическом, так и на классическом санскрите.