• Авторизация


Для профессора говноведения каф. позитивного потупизма Юж. Федерального Университета 20-04-2010 22:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Когда я был маленький и рассматривал Ветхий Завет, изданный для детей с
гравюрами Гюстава Доре, я видел там Господа Бога на облаке. Это был старый
человек с глазами, носом, с длинной бородой, и я говорил себе: если у него
имеется рот, то он должен есть. А если он ест, то у него должны быть кишки.
Но эта мысль тотчас пугала меня, ибо я, хоть и был ребенком из семьи скорее
неверующей, все же чувствовал, что представление Божьих кишок -
святотатство.
Непроизвольно, без всякой теологической подготовки, я, стало быть, уже
ребенком понимал несовместимость испражнений и Бога, а отсюда и
сомнительность основного тезиса христианской антропологии, согласно которой
человек был сотворен по образу и подобию Божьему. Либо одно, либо другое:
либо человек сотворен по образу Божьему, и тогда у Бога есть кишки, либо у
Бога нет кишок, и человек не подобен ему.
Древние гностики чувствовали это так же хорошо, как и я в свои пять
лет. Уже во втором веке великий мастер гностики Валентин, пытаясь разрешить
этот проклятый вопрос, утверждал, что Иисус "ел, пил, но не испражнялся".
Говно - более сложная теологическая проблема, чем зло. Бог дал человеку
свободу, и мы можем в конце концов допустить, что он не ответственен за
человеческие преступления. Однако ответственность за говно в полной мере
несет лишь тот, кто человека создал.
Святой Иероним в четвертом столетии напрочь отметал мысль, что Адам с
Евой в Раю совокуплялись. Напротив, Иоанн Скот Эриугена, величайший теолог
девятого столетия, такую мысль допускал. Однако представлял себе, что
половой член у Адама мог подниматься примерно так, как поднимается рука или
нога, то есть когда он хотел и как хотел. Не станем искать за этим
воображаемым образом извечный сон мужчины, одержимого страхом импотенции.
Мысль Скота Эриугены наполнена иным содержанием. Если можно поднять фаллос
по простому приказу мозга, то возбуждение, выходит, вещь на свете ненужная.
Фаллос поднимается не потому, что мы возбуждены, а потому, что мы
приказываем ему это. Великому теологу несовместимым с Раем представлялось не
совокупление и связанное с ним наслаждение. Несовместимым с Раем было
возбуждение. Запомним это четко: в Раю существовало наслаждение, но не
возбуждение.
В рассуждении Скота Эриугены мы можем найти ключ к некоему
теологическому оправданию (иначе сказать - теодицее) говна. Пока человеку
дозволено было оставаться в Раю, он либо (подобно Иисусу в понятиях
Валентина) не испражнялся, либо (что представляется более правдоподобным)
испражнения не воспринимались как нечто отвратительное. Тогда, когда Бог
изгнал человека из Рая, он дал ему познать отвращение. Человек начал
скрывать то, чего стыдится, но, сняв покров, был тотчас ослеплен великим
сиянием. Так, вслед за познанием отвращения, он познал и возбуждение. Без
говна (в прямом и переносном смысле слова) не было бы сексуальной любви
такой, какой мы ее знаем: сопровождаемой сердцебиением и ослеплением
рассудка.
В третьей части романа я рассказывал о том, как полуобнаженная Сабина в
котелке на голове стояла возле одетого Томаша. Кое о чем я тогда умолчал.
Когда она смотрела на себя в зеркало, возбужденная видом собственной
комичности, ей вдруг представилось, что вот так, с котелком на голове, Томаш
посадит ее на унитаз, и она перед ним опорожнится. В эту минуту у нее
забилось сердце, замутилось сознание, она увлекла Томаша на ковер и сразу же
зашлась криком наслаждения.
Спор между теми, кто утверждает, что мир был сотворен Богом, и теми,
кто убежден, что он возник сам по себе, упирается в нечто, превышающее
границы нашего разумения и опыта. Гораздо реальнее различие между теми, кто
сомневается в бытии, какое было дано человеку (пусть уж как угодно и кем
угодно), и теми, кто безоговорочно принимает его.
За всеми европейскими вероисповеданиями, религиозными и политическими,
стоит первая глава книги Бытия, из которой явствует, что мир был сотворен
справедливо, что бытие прекрасно, а посему нам должно размножаться. Назовем
эту основную веру категорическим согласием с бытием.
Если еще до недавнего времени слово "говно" обозначалось в книгах
отточием, происходило это не из нравственных соображений. Мы же не станем
утверждать, что говно безнравственно! Несогласие с говном чисто
метафизического свойства. Минуты выделения фекалий - каждодневное
доказательство неприемлемости Создания. Одно из двух: или говно приемлемо (и
тогда мы не запираемся в уборной!), или мы созданы неприемлемым способом.
Из этого следует, что эстетическим идеалом категорического согласия с
бытием есть мир, в котором говно отвергнуто и все ведут себя так, словно его
не существует вовсе. Этот эстетический идеал называется кич.
Милан Кундера
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
sick_toon 21-04-2010-15:25 удалить
Давайте зачётку - отлично!!
N3cr0S 27-04-2010-13:14 удалить
Спорно. Мягко (в контексте [...] звучит двусмысленно, ну да ладно) говоря.

Прочёл. До конца, однако "через силу".
Предупрежу сразу: я не эстетствующий пидр и не (псевдо!-)интеллектуальный сноб (хотя первым был отчасти и вторым, частично, по сей день являюсь. dixi..), попросту М. Кундера - мудак, как выясняется, полнейший. Попытаюсь хоть как-нибудь обосновать последнее архиспорное утверждение:)

NB: разумеется, всё выше- и нижеизлагаемое - имхо грязной воды, и может быть отфутболено как и предмет сабжа (правда, испачкаться можно...), так что выскажусь, а там поступайте по собственному разумению.

"Антропоморфировать" идею "Бога" - абсурд, причём это не является проблемой теологической, отнюдь. Дело в архетипической фигуре интерпретатора per se. Ницше, который в своём "Антихристе", возможно, невольно (см. датировку) выказал истинную экстатическую любовь к Богу и смертельную ненависть - к "любящим Бога", некогда говорил: "Так называемые "парадоксы автора" находятся в голове читателя". Здесь всё предельно просто: каждая из канонических книг "Библии" написана универсальным языком, праязыком, наконец, мета-языком, если угодно. Заметьте, эта книга - одна из пяти-шести в истории человечества, которые активно цитируются всеми интеллектуальными и социальными слоями и надслоениями общества до сих пор. Возникает вопрос: специфика исторического процесса обусловила их бессмертие, или это они обусловили существование самого факта "исторического процесса"?.. Попытайтесь быть предельно честными в размышлениях, пытаясь дать ответ.

Каждый интерпретирует на свой лад. Все "нестыковки", "забавности", "парадоксы", "антиномии" имеют один корень - приглюкнуто-гносеологический. Одни, как оголтелые религиозные фанатики, могут выстраивать сумасшедшие по стройности "системы иерархии небесной", другие, как воинствующие атеисты, - сносить все эти стройные системы молотом слепого нигилистического отрицания во имя самого Отрицания. Что характерно, каждый абсолютно убеждён в собственной правоте, однако источник-то один...

А про говно, в частности... Буду краток, ибо пора идти к холодильнику, где ждёт еще одна бутылка водки:) [в трезвом виде подобные этому комментарии не пишутся, уверяю:))*]

На мой взгляд, г-н Кундера просто пытался привлечь к себе внимание (последнего много не бывает, сколь бы выдающимися ни были достижения субъекта действа) таким вот эпатажем районного розлива. Почему бы и нет, в конце-концов?.. Только вот противно от того, что Писатель-с-мировым-именем(TM) прибег к такой, достойной закомплексованного подростка, страдающего графоманией и латентной формой копрофилии, уловке. Попросту всерьёз трактовать "создан по образу и подобию", как в данном случае, - непростительное ламерство и жирный самодовольный долбоебизм. После прочтения таких вот "постмодернистских" статеек, приходит мыслишка о том, что права была "Св. Инквизиция", поджаривая кундеровых братьев по отсутствию разума на кострах и устраивая им садо-мазо сеансы в застенках.

Ad majorem Homini gloriam!
N3cr0S, а я очень люблю этого парня))) Милана Кундеру в смысле)
Про Бога и про его кишки он может конечно и загнул, но в общем мысли очень интересная. Мысль такая: почему говно - это не прилично? все люди какают и это неотьемлимаю часть жизни каждого человека. И почему тогда все как бы стараются скрыть от других, что они это делают? как говорится " принцессы не какают". почему это плохо, пошло и не прилично?
А пример с Богом для меня просто метафора. то есть какать так неприлично, что даже мысль, что этим занимается Он - уже богохульство.
А вообще это отрывок из книги " невыносимая легкость бытия". и она не вся про говно)))) рассуждения о говне в ней лишь предворяют представления автора о том, что в каммунистических странах была такая идея - "все должно быть идеально, никто не какает и секса у нас тоже нет". ну если я конечно правильно поняла эту часть, потому что вся книга даже не о каммунизме)))
а вы эту книгу читали?
и еще вопрос. А вы наверное глубоко верующий человек? в смысле, эти рассуждения о говне оскорбили ваши религиозные чувства, или вы с точки зрения логики не согласны с автором?
N3cr0S 28-04-2010-00:21 удалить
Ответ на комментарий Баба_Маша # Мои религиозные чувства отличаются своим отсутсвием.
N3cr0S 28-04-2010-12:48 удалить
Пардон муа, вчера был в пиздец-каком состоянии, посему развёрнутого ответа дать не смог)
Да тут и разворачивать, в принципе, нечего...
Скептик я. Усиленно делающий вид, будто думает)

Насчёт религиозности, на удивление, точно сказанул. Нет её, да и быть не может.
Более того, некоторое время назад самоидентифицировался, как "сатанист". Юность кипяще-самоутверждающаяся, хуле)..
Не вопреки, а благодаря этому обстоятельству мне просто противно, когда какую бы то ни было религиозную концепцию критикуют/осмеивают неизящно. Процитированный Вами автор именно сламерил, попытавшись сыграть на поле аналитической философии. Кухонная хрень вышла, увы.
Это, опять же, сугубо имхо. Если что, пардон)

P.S.: "мудаком" обсуждаемого автора я назвал именно по прочтении опубликованного на этих страницах материала. Экстраполировать такие суждения на всё его творчество, с которым я не знаком, не собираюсь.


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Для профессора говноведения каф. позитивного потупизма Юж. Федерального Университета | Баба_Маша - Дневник Баба_Маша | Лента друзей Баба_Маша / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»