ХУДОЖНИК ЮЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА РАЗУМОВСКАЯ (1896-1987), ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД. ЧАСТЬ I
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Автопортрет. 1924 г. Холст, масло.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
Юлия Васильевна Разумовская (1896-1987) – русский советский живописец и график. Закончила Саратовское Боголюбовское художественное училище (1910-1912). По рекомендации В.И. Сурикова занималась в студии В.Н. Мешкова в Москве (1912), а также у Д.Н. Кардовского в Высшем художественном училище при Императорской Академия художеств (1913-1915), затем у Д.Н. Кардовского во ВХУТЕМАСе (1922-1924). Член ассоциации художников-модернистов «Жар Цвет» (1928-1933). Занималась станковой графикой, писала портреты, жанровые и индустриальные сцены, пейзажи и натюрморты. В середине 1930-х гг. под влиянием антиформалистических кампаний обратилась к реалистической живописи. Работы художницы хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, в музее современного искусства Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, во многих провинциальных музеях в России, а также в частных коллекциях.
Юлия Разумовская со своим отцом, доктором Василием Ивановичем Разумовским.
Фотография 1911 г.
Юлия Васильевна Разумовская родилась 22 октября 1896 года в Казани в семье известного ученого и общественного деятеля, хирурга Василия Ивановича Разумовского (1857-1935) и Юлии Антониновны Разумовской. В семье было четверо детей Соня, Юля, Володя и Вадя (Вадим). Первоначальные уроки рисования Юлия получила в Казани. Её педагогом был В.И. Корсунцев - ученик Н.И.Фешина (1900). После переезда семьи в Саратов, где В.И. Разумовский был организатором и первым ректором университета, Юлия Васильевна училась в Боголюбовском художественном училище (1910-1912). Осенью 1911 года Юлия пыталась поступить в московское Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но провалилась. Окончательному выбору профессии художника способ¬ствовала встреча с великим В.И. Суриковым, происшедшая в 1910 году у родственников Разумовских - Добринских, проводивших лето на Волге. Встреча с В.И. Суриковым определили дальнейший путь Разумовской. По его рекомендации занималась в студии В.Н. Мешкова в Москве (1912). Через год уехала в Петербург. Готовясь к поступлению в Академию художеств, занималась в студии Я.Ф. Ционглинского и М.С. Гольдблата. В 1913 году поступила в Высшее художественное училище при Императорской Академия художеств в класс Д.Н. Кардовского.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). У новогодней елки. 1908 г. Холст на картоне, масло.
34 х 29 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Девочка за роялем. 1910 г. Бумага, акварель. 16,6 х 22,7 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2017 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Сестра Соня на балконе. 1911 г.
Холст на картоне, масло. 45,5 х 37 см. Ак Барс Галерея, Казань.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Портрет отца, хирурга В.И. Разумовского. 1913 г.
Холст, масло. 84 х 68 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
Выдающийся педагог, Дмитрий Николаевич Кардовский был человеком глубокой разносторонней с культуры. Он давал ученикам много познаний и ценных сведений, был обаятелен в общении с людьми. С учениками, он был всегда исключительно вежлив. Импонировал Дмитрий Николаевич и своей артистической внешностью. Прекрасное, одухотворённое лицо, статный, хорошего роста, строго и элегантно одетый, он был сдержан, держался с большим достоинством и благородством. В начале работы он требовал прежде всего, чтобы фигура целиком была скомпонована на листе. Он не позволял переходить к деталям, пока крепко и чётко не была намечена общая форма. «Учитесь видеть широкими массами, а не отдельными формами, идите от общего к частному. Рисуя один глаз, следите за его отношением к другому глазу и ко всему лицу в целом. Линии сами по себе ничего не выражают, они лишь границы плоскостей, лежащих в их пределах», - часто повторял он.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Девочка в гамаке. 1916 г. Холст, масло. 38,5 х 48,5 см.
Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Натурщик в мастерской Кардовского. 1916 г.
Холст на картоне, масло. 43 х 28 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 10.04.2021 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Натурщик. 1916 г. Холст, масло. 42 х 32 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Купец. 1916 г. Холст на картоне, масло. 43 х 30 см.
Коллекция Андрея Морозова, с. Усть-Курдюм возле Саратова.
Дыханием революции овеян 1917 год, ставший поворотным не только в развитии страны, но и в развитии искусства Юлии Разумовской. Жизнь первых лет революции, полная лишений, но необычайно напряженная духовно, заставляет каждого художника искать свое место в новом строю. После революции, на время прервавшую её занятия, в 1920 году Разумовская переехала в Москву и заканчивала обучение во ВХУТЕМАСе в 1924 году в мастерской Н.Д. Кардовского, переехавшего к тому времени в Москву. Дипломная работа - «Паровозное депо Казанской железной дороги» (не сохранилась).
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Обложка. Из учебных работ студентов
графической мастерской ВХУТЕМАСа. 1921 г. Бумага, автолитография. 28,2 х 23,2 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Мужской портрет. 1920-е гг. Бумага, сангина.
16 х 12,5 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2015 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Женский профиль. Бумага, гуашь, тушь. 8,5 х 7,5 см. 1920-е гг.
Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2015 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). За столом. 1920-е гг. Бумага, акварель, уголь. 45 х 41 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2019 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Фифи имела комнату прекрасную,
в которой жить хотела элегантно... 1920-е гг. Бумага, уголь. 34 х 24 см.
Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). В бане. 1921-1925 гг. Бумага, акварель. 24 x 28,5 см.
Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). В спальне холодно. 1923 г. Бумага, карандаш.
27 х 23 см. Частное собрание.
В искусстве 1920-х годов было засилье формалистов всех видов и направлений. Во ВХУТЕМАСе царила порядочная неразбериха и расхлябанность. Установки Д.Н. Кардовского в преподавании, его требования строгого реалистического рисунка изучения натуры шли вразрез с господствовавшими тогда течениями. И его мастерская в то время считалась «отсталой».
В графических работах начала 1920-х годов, в серии «На улицах Москвы. Московские спины» (1920-1922) перед нами проходят представители различных слоев населения и точно доносят до нас дух эпохи первых послереволюционных лет. Художница, используя примитивистские приёмы, создаёт выразительную, несколько шаржированную картину быта столицы, изображая персонажей, типичных для Москвы этих лет («Женский и мужской профили», «В спальне холодно», «За столом», «Фифи имела комнату прекрасную…» и др.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Два рисунка из серии «На улице. Московские спины». 1920-1922 гг. 1. Женщина с муфтой. Бумага, акварель. 26,4х16,3 см. Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово. 2. Интеллигентка. Бумага, карандаш, акварель. 24,8х14,8 см. Тамбовская областная картинная галерея.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Два рисунка из серии «На улице. Московские спины». 1920-1922 гг. 1. Мужчина в галифе. Бумага, карандаш, акварель. 32,3х16,7 см. 2. Женщина в голубой юбке. Бумага, акварель, карандаш. 23,3х17,6 см. Тамбовская областная картинная галерея.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Два рисунка из серии «На улице. Московские спины». 1920-1922 гг. 1. Женская фигура в папахе. Бумага, акварель. 23,2х13,2 см. 2. Женщина в платке. Бумага, акварель. 25х19,8 см. Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Два рисунка из серии «На улице. Московские спины». 1920-1922 гг. 1. Мужская фигура с саквояжем. Бумага, акварель, карандаш. 23,5х17 см. 2. Женщина в платке. Бумага, акварель. 25х19,8 см. Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Автопортрет. 1926 г.
После окончания ВХУТЕМАСа Юлия Разумовская в 1925-1929 гг. совершает поездки в Среднюю Азию, где побывала с экспедицией на реставрации памятников архитектуры в Бухаре и Самарканде. В это время в Узбекистане работало много русских художников, испытавших влияние «Парижской школы», - В.И. Уфимцев, В.В. Рождественский, М.И. Курзин и другие. Их творчество, а также Экзотический образ Востока, необычный уклад жизни, красочные одежды оказались созвучными творческому темпераменту молодой художницы. Темами её картин становятся книжные базары, чайханы, улочки старого города. Результатом поездки стали графические серии «Типы старой Бухары», «Дунганки Семиречья» и др. В живописных и графических работах этого периода появляется подчёркнутая декоративность и стилизация, цвет становится основным средством выражения («Узбечка на фоне ковра».1926; «На женском базаре в Бухаре». 1926-1970; «Узбеки. Бухара» 1927). В творчестве выпускницы ВХУТЕМАСа тенденции современного искусства, прежде всего конструктивистские, перерабатываются с точки зрения нового для художницы пластического образа Востока.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Ташкент. Фруктовый ларек. 1925 г. Бумага, акварель, карандаш. 39,5 х 52 см.
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Ташкент ночью. 1925 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 26 x 34,5 см.
Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Ташкент. 1925 г. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). 1. Абдулла Баба из старой Бухары. 1925 г. 2. Бухарец. 1925 г. Бумага, уголь. 33,5х24,9 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2005 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). 1. Казах. 1927 г. Бумага, уголь. 39х30 см. 2. Портрет. 1925 г. Бумага, уголь. 26х18 см. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). 1. Казах из Пишпека. 1927 г. Бумага, карандаш, уголь. 47,6х29,4 см. Нижегородский государственный художественный музей, 2. 1925 Голова дунганина из Токмака. 1925 г. Бумага тонированная, уголь. 41,5х30 см. Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). 1. Портрет бухарского мальчика. 1925 г. Бумага, уголь. 32,2х24,6 см. 2. Бухарец. 1925г. Бумага, уголь. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Торгуют лепешками. Серия «Средняя Азия». 1925 г.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 30,5 х 31,2 см. Пермская государственная художественная галерея.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Женский базар. 1926 г. Холст, масло. 67 х 74 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). На женском базаре в Бухаре. Эскиз. 1926-1970 гг.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Пьет чай. 1925-1930 гг. Бумага, гуашь, 60 x 84,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Девушка-узбечка. 1926 г. Холст, масло. 50 х 40 см.
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Бухара. Продавец шелков на базаре. 1926 г.
Холст, масло. 45,5 х 38,2 см. Новокузнецкий художественный музей.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Вечером под старым деревом. 1925 г.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 35,7 х 32,1 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Эскиз двух фигур из серии «Старая Бухара». 1926 г.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 48х27,5 см.; 48,5х28 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2006 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Два рисунка из серии «Старая Бухара». 1. Узбек в клетчатом халате. 1926 г. Бумага, акварель, карандаш. 40,5х21,9 см. 2. Бухарская женщина в парадном халате. 1925 г. Бумага, акварель, карандаш. 34х19 см. Нижегородский государственный художественный музей.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). 1. Бухарский еврей. 1927 г. Бумага, уголь, акварель. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан. 2. Мужчина с лепешками. 1926 г. Бумага, акварель, карандаш. 52х32,5 см. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Легенда о строй Бухаре. 1927 г. Холст, масло. 55 х 50 см.
Курганский областной художественный музей.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Бухара. 1927 г. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). У хауза. 1926 г. Бумага, акварель, уголь.
47,7 х 39,5 см. Пермская государственная художественная галерея.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Автопортрет. 1934 г. Холст, масло. 173 х 79 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Вклад Разумовской в разработку восточной тематики представляет несомненный интерес. Обаятельны образы девушек - узбечек в цветных национальных костюмах («Дунганка»). Значительны мужские портреты «Старый дунганин», «Казах из Токмака», «Азиз-баба из Бухары» - во всех этих людях, молодых и старых, художница передает сложность их внутреннего мира, глубину переживаемых чувств. С большим интересом воспринимаются произведения жанровой тематики. Это сцены чаепития в чайханах, встреч на базарах и книжных рядах. И в каждой из них традиции Востока, характерные национальные черты нашли умное, темпераментное, яркое воплощение («Легенда о старой Бухаре», «Продавцы лепешек», «Женский базар»). В постимпрессионистской манере написаны красочные натюрморты этой поры.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Портрет отца, хирурга профессора В.И. Разумовского.
1928 г. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Дунганка. 1927 г. Бумага, уголь, акварель.
45,5 х 33,8 см. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Восточный натюрморт. 1925 г. Холст, масло. 69 х 89 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Натюрморт с кувшином и фруктами. 1925 г.
Холст, масло. 55,5 x 45,5 см. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Натюрморт с металлическим кофейником. 1928 г.
Холст, масло. 60 х 48 см. Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Натюрморт с чашками (Двойной свет). 1928 г. Холст, масло. 43,5 х 59,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Вечерний интерьер. 1929 г.
Холст, масло. 80 x 49 см. Аукцион Bonhams, Лондон, 2011 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Цветы под оранжевым зонтом. 1929 г.
Натюрморт экспонировался на выставке 1978 года в Москве, посвященной
80-летию со дня рождения и 60-летию творческой деятельности художницы.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Натюрморт с цветами. 1930 г. Холст, масло.
61 х 47 см. Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). В оркестре Большого театра в антракте. 1929 г. Холст, масло. 43 х 68 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Яблоки и кувшин. 1930 г. Холст, масло. 51,3 х 72,5 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Яблоки на ковре. 1930 г. Холст, масло. 43 х 82 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Письменный стол. 1934 г. Картон, масло. 64 х 91 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Интерьер с лампой. 1934 г.
Бумага, смешанная техника 44 × 35 см. Аукционный дом «Литфонд»,
Москва, 2020 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Автопортрет. Ессентуки, 1936 г. Бумага, карандаш.
34,3 x 24,7 см. Новокузнецкий художественный музей.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов Юлия Разумовская работала в Москве журнальным и газетным художником-графиком в издательстве «Крестьянская газета» (1927-1932). В 1937 году при подготовке к выставке «Индустрия социализма» совершает творческую поездку в Челябинск на Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). Была в Крыму, на Северном Кавказе, подолгу жила в Ессентуках, Пятигорске. Принимала участие в деятельности Ставропольского отделения Союза советских художников.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). В трамвае. 1930-е гг. Холст, масло. 79 х 93 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций, Москва.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Концерт в парке. Ессентуки. 1929 г. Холст, масло. 65 х 68 см.
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Бухара. Ночная улица. 1930 г. Бумага на картоне,
акварель, гуашь. 64,5 x 49,1 см. Новокузнецкий художественный музей.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Дунганки моют листья кукурузы. Из серии
«Дунганки Семиречья». 1929 г. Картон, смешанная техника. 55 х 48 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Сидящие узбеки. Из серии «Средняя Азия». 1925-1929 гг.
Бумага, акварель, графитный карандаш, тушь, кисть. Пермская художественная галерея.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Узбек на фоне сюзане. 1928 г. Бумага, уголь, карандаш.
Сюзане - это вышитый вручную декоративный текстиль, который изготавливают в основном
в Таджикистане, Узбекистане и Иране. Слово сюзане с персидского языка означает иглу.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Узбечка из Бухары. 1929 г. Бумага, уголь. 43,8 x 33,7 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Ташкент ночью. 1930 г. Бумага, акварель, гуашь,
карандаш. 49 x 36 см. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Саратов. 1929 г. Холст, масло. 42 х 36,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Во дворе. 1930-е гг. Бумага тонированная, акварель, гуашь, пастель.
25,2 х 32,5 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Городской пейзаж. 1930- гг. Бумага тонированная, гуашь.
34 х 25,8 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Речной пейзаж с двумя обнаженными фигурами. Оборот
«Городского пейзажа». 1930-е гг. Бумага тонированная, гуашь. 34 х 25,8 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Б.М. Кустодиев (1878-1927). Портрет Д.Н. Кардовского. 1921 г. Бумага, графит, сангина.
27 x 25 см. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.
В 1936 году Юлию Разумовскую приняли в члены Московского отделения союза художников (МОСХ). К этому событию была приурочена выставка-показ ее работ. Д.Н. Кардовский болел, был прикован к постели. Но, узнав об этом, прислал в правление МОСХа письмо с характеристикой, в которой писал о том, что Разумовская заслуживает быть принятой в члены творческого союза. Это письмо привезла на заседание правления, на котором обсуждалась ее кандидатура, жена Дмитрия Николаевича – художница О.Л. Делла-Вос-Кардовская, передавшая его просьбу зачитать письмо при обсуждении моих работ. Всё это говорит об исключительно внимательном и заботливом отношении Дмитрия Николаевича к своим ученикам.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Москва с Ленинских гор. 1932 г. Бумага, масло. 29 х 37 см.
Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Лампа с зеркалом. 1932 г. Бумага, смешанная техника.
50 x 35,5 см. Частное собрание, Москва.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Интерьер. 1935 г. Бумага, тушь.
Переславский музей-заповедник, Ярославская обл.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). В Батуми. 1932 г. Бумага, уголь, пастель. 33,5 х 48,5 см.
Аукционный дом №1, Москва, 2020 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Теплоход «Грузия» 1933 г. Бумага, уголь, пастель. 32 х 45 см.
Аукционный дом №1, Москва, 2020 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Боржоми на закате. 1933 г. Бумага, уголь.
45 х 41 см. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Вид на море. 1933 г. Бумага, уголь, пастель. 45 х 41 см.
Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Абстрактный рисунок. 1937 г. Бумага, акварель.
50,5 х 48,5 см. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Москва. Вечером в переулке. 1933 г. Бумага, тушь.
54 х 41 см. Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Ночью. Из серии «Вечерняя улица. Москва». 1933 г.
Бумага, гуашь. 51,8 х 38,6 см. Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Тумба для афиши. 1933 г. Бумага, гуашь.
39,3 х 25,1 см. Галерея «Элизиум», Москва.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Большой театр. Иллюминация к празднику
XVII лет Октября. 1934 г. Бумага, тушь. 31 х 24 см. Галерея Леонида Шишкина,
Москва.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Праздничный вечер. 1934 г. Холст, масло.
57,5 х 44,5 см. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское»,
Красноярский край.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Портрет сестры - искусствоведа Софьи Васильевны
Разумовской, жены художника Ф.С. Богородского. 1934 г. Холст, масло. 83 х 70 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
В 1930-е годы в творчестве Разумовской намечается несколько направлений. Одним из ярких событий этого времени стала поездка на Урал, в Челябинск. В 1937 году, готовясь к знаменательной, этапной для советского искусства выставке «Индустрия социализма», художница едет в творческую командировку на Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). Она пишет портреты стахановцев, этюды в кузнечном и литейном цехах, создает картины «В кузнечном цеху ЧТЗ», «Выход трактора с конвейера», «Портрет стахановки Орешкиной», - социальный эпический портрет советской женщины - строителя социализма. Четыре работы из серии ЧТЗ подарены художницей Новокузнецкому музею со словами «По-моему именно они смогут представлять наибольший интерес в вашем индустриальном городе».
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Портрет Климента Ефремовича Ворошилова (1881-1969).
1937 г. Бумага, карандаш. 88 х 64 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г.
Возможно, благодаря именно этим двум портретам партийных лидеров и то, что сестра Софья была замужем за известным советским художником-соцреалистом, будущим лауреатом Сталинской премии Ф.С. Богородским (1895-1959), Юлии Богуславской и удалось избежать репрессий. Хотя секира рубила и не такие головы, вспомните жену М.И. Калинина, отсидевшую 7 лет в лагерях и жену В.М. Молотова, сосланную на 5 лет подальше от Кремля.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Портрет Анастаса Ивановича Микояна (1895-1978).
1936 г. Бумага, карандаш. 88 х 64 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Разлив металла по формам на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ).
1937 г. Холст, масло. 54 х 74 см. Новокузнецкий художественный музей.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Литейный цех ЧТЗ. 1937 г. Холст, масло. 85 х 65 см.
Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», Красноярский край.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). В кузнечном цеху ЧТЗ. 1937 г. Картон, масло, 54 х 73 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Выход трактора с конвейера ЧТЗ. 1937 г. Холст, масло. 64,3 х 85,2 см.
Новокузнецкий художественный музей.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Механосборочный цех. Челябинский тракторный завод. Эскиз. 1937 г.
Холст, масло. 64 х 72 см. Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, Москва.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Стахановец Быков. 1937 г. Холст, масло. 70,2 х 60,2 см.
Новокузнецкий художественный музей.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Стахановка Орешкина. Этюд. 1938 г. Карт, масло.
39,6 x 32,6 см. Новокузнецкий художественный музей.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Портрет пионерки. 1937 г. Картон, масло.
74 х 50,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Школьница (Пионерка). 1937 г. Холст, масло. 54 х 54 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Натюрморт с чайниками. 1937 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Автопортрет. 1936 г. Бумага, тушь, кисть.
44 х 26,4 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 29.05.2021 г.
В конце 1930-х годов значительным явлением в творчестве Юлии Разумовской стали поездки на Северный Кавказ, в Ессентуки в 1937-1938 гг., где до 1935 года работал консультантом курортного дела на Кавказских минеральных водах ее отец, доктор медицины В.И. Разумовский, и где он и умер. В 1939 году художница едет в Крым. Она создает большую серию «Крымская сюита» во время поездки в татарские селения, а также в живописный Гурзуф и пионерский лагерь Артек. Воздухом, светом, солнцем, ощущением радости бытия пронизаны работы «Татарка с ребенком», «Рустем с козлятами» (обе теперь находятся в собрании Новокузнецкого музея), «Слепая Айшинге. Гурзуф», «Пушкинская скала в Гурзуфе», «Гурзуф. Парк у дома Раевских» и другие.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Гудауты. 1935 г. Холст, масло. 38 х 54 см. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Ессентуки. У нефтяной базы. 1937 г. Холст, масло. 54 х 68,5 см.
Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Окрестности Кисловодска. 1938 г. Холст, масло. 53 х 63 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Гурзуф. Парк у дома Раевских. 1938 г. Бумага на картоне, масло.
38,1 х 49,8 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). В Ессентуках. Эльбрус с нашего балкона. 1938 г.
Бумага, масло. 37,6 х 31,6 см. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Гурзуф. Камни у моря. 1939 г. Холст, масло. 54 х 68 см.
Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Утро в Гурзуфе. 1939 г. Картон, масло. 50 х 70 см. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Крым. Пушкинская скала в Гурзуфе. 1939 г. Холст, масло. 33 x 41,6 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Дети. 1938 г. Холст, масло. 56 х 61 см. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Игрушки. 1938 г. Холст, масло. 73 х 67 см.
Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Портрет мальчика. 1938 г. Холст, масло.
52 х 40 см. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). В крымском домике (Татарский дворик). 1939 г.
Холст, масло. 70 х 60 см. Ак Барс Галерея, Казань.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Рустем с козлятами. 1939 г. Холст, масло. 54 x 67 см.
Новокузнецкий художественный музей.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Татарка с ребенком. 1939 г. Холст, масло.
99 x 77 см. Новокузнецкий художественный музей.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Слепая Айшинге. Гурзуф. 1939 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Старушка у дома. (Всё в прошлом). 1939 г.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Юнга. (Всё в будущем). 1939 г.
Картон, масло. 69 x 47 см. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Автопортрет. 1936 г. Холст, масло. 53 х 38 см.
Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», Красноярский край.
Трудные годы Великой Отечественной войны Юлия Разумовская провела в эвакуации на Северном Кавказе. Художница работала в госпиталях – писала и рисовала портреты выздоравливающих воинов, оформляла стенгазеты, делала плакаты, устраивала выставки. В Ставропольском союзе художников в 1943-1944 гг. была заместителем председателя правления, руководила студией повышения квалификации художников.
В послевоенный период Разумовская запечатлела разрушения, нанесенные этому краю войной. Более 200 работ кавказского цикла передала в дар Ессентукскому музею.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Портрет Александра Алексеевича Богданова-Волжского.
1939 г. Холст, масло. 99,6 х 80,2 см. Государственный центральный музей современной
истории России (бывший Музей революции СССР), Москва.
Александр Алексеевич Богданов (родился в 1874 г. в Пензе – умер в 1939 г. в Москве) -
русский советский писатель (поэт, прозаик, публицист) и революционер-большевик.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Портрет художника Василия Яковлевича Фролова
(1891-1946). 1939 г. Холст, масло. 85 х 70 см. Брянский областной художественный музей.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Кафе на Красной площади. Предвоенное лето. 1940 г.
Холст, масло. 55 х 69 см. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Кафе на Красной площади. 1940 г.
Холст, масло. 60,6 х 50 см. Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Ночная улица. 1940 г. Бумага, тушь. 53 х 36 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Натюрморт с незабудками. 1941 г. Холст, масло. 69 x 82 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). За вязанием. Подарок внуку. 1942 г.
Холст, масло. 68 х 37,5 см. Частное собрание.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). В окрестностях Самарканда. 1942 г. Холст, масло. 50 х 74 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Невзгоды военных лет. 1944 г
Ю.В. Разумовская (1896-1987). Моя семья (Ю.А. и М.И. Разумовские). 1944 г.
Судьба Юлии Разумовской сложилась как у большинства ее коллег-современников. После «закручивания гаек» в середине 1930-х годов она стала честным реалистом, казалось бы, забывшим о «грехах» вхутемасовской юности. Однако в конце жизни художница вернулась к впечатлениям своей молодости и создала по ним большие декоративные работы среднеазиатского цикла рубежа 1960-1970-х годов.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, стр. 288.