О самоубийствах и сетевых дневниках.
Многие люди пубертантного периода (а в обществе постмодерна пубертантный период обычно длится лет до семидесяти) периодически испытывают тягу к суициду.
Суицид - очень красивое со стороны действие. Известно же, что в искусстве всего две темы - любовь и смерть, причем тема смерти сильнее темы любви. И в обществе спектакля, где жизнь неотделима от игры, спекуляции на теме смерти необычайно широки; суициды - один из примеров.
Самоубийство - верный способ доказать всем, что ты способен на поступок! Получается довольно значимый информационный повод, при этом не сопряженный с применением насилия к окружающему миру, а это очень важно для всякого рода гнилой интеллигенции, неспособной бить витрины, проливать чужую кровь и сидеть в тюрьме. Вдобавок, успешное самоубийство избавляет человека от всех последствий этого шага - никакой ответственности, ты выходишь из игры и никаких проблем у тебя уже не будет.
И тем не менее, недостатков у самоубийства тоже много. И главный - необратимость. Многим людям хочется доказать кому-то что-то, создать информационный повод, шумиху, резонанс, и при этом совершить как можно меньше усилий. Однако не все готовы платить за это такую большую цену, как полное прекращение собственной жизнедеятельности и абсолютное небытие (по крайней мере - выключение из процесса текущей жизни). Считается, что большая часть суицидников до последнего момента жаждет, чтобы их пришли и спасли - отсюда и берется такое большое количество неудачных попыток самоубийства.
Мир информационных технологий дал людям массу новых возможностей. Одна из них - это возможность прожить не одну, а множество жизней. Я говорю о сетевых реинкарнациях человеческого сознания, ведь известно, что любое проявление человека в сети - лишь одна из граней его экзистенции.
Конечно, эта возможность существовала и раньше, до появления сети, как таковой. Сеть - лишь совокупность социальных связей с легкодоступным интерфейсом, однако системы социальных связей существовали всегда. Например, человек может писать статьи в газете, работать на заводе, заниматься конным спортом и быть с семьей - каждая из этих граней его существования будет весьма отличаться от других, по сути, будет независимой жизнью. Но после появления сети возможность интеграции человека в кучу разных социальных структур стала гораздо доступнее, и любой подросток, подсевший на интернет, обычно тусуется на нескольких форумах, чатах, онлайн-играх и ведет один или несколько сетевых дневников. Для кого-то приоритеты между этим аспектами существования могут быть одни, для кого-то другие; кто-то может вылезать в чат или игрушку пару раз в неделю, а свободное время посвящать прыжкам с парашютом и распитию пива, а кто-то напротив, сидит сутками за монитором, отрываясь только для того, чтобы сходить в туалет и поспать.
Лайвжурнал (блог, сетевой дневник) - один из наиболее ярких примеров переноса личности в Сеть. Чат, форум, ньюсгруппа, онлайн-игра и прочие средства сетевого общения обычно не дают такой возможности для проявления индивидуальности личности, как блог. Идея форума в том, что группа людей пишет на одну заданную тему. В блоге же наоборот - один человек пишет про то, что хочет, не будучи связанным никакой модерацией. Человек пишет про то, что интересует именно его и именно в данный момент - и поэтому, глядя на дневник, можно отслеживать эволюцию человеческой личности.
Мортидо - тяга к смерти, присутствует во всех людях в той или иной степени. Смерть вообще - неотъемлемая часть круговорота жизни, смерть приводит к обновлению, изменению, прорыву, и самоубийство в символической форме периодически совершают многие люди. По сути, любое резкое изменение образа жизни может считать символическим самоубийством - ведь человек отказался от какой-то из граней своего существования и занялся чем-то другим. В отличие от реального суицида такое символическое самоубийство вполне обратимо (хотя зачастую и с трудностями), однако обычно человек, решившийся на такой поступок, вполне им доволен и не особенно жалеет о предыдущей жизни. Известны случаи, когда люди, всю свою жизнь отдавшую какому-то делу (развитию бизнеса, например) вдруг внезапно бросали все на произвол судьбы и пускались в путешествие, или начинали писать фантастику. Учитывая, что при этом практически полностью меняется круг общения и рвется вся паутина социальных связей (и приходится отращивать новую, а это процесс не мгновенный), то это можно назвать, пожалуй, гражданской смертью. В более легкой форме это происходило практически с каждым человеком (смена работы, разрыв личных отношений, переезд в другой город). Поскольку мы рассматриваем здесь не просто гражданскую смерть, а именно символический суицид, то здесь я привожу примеры только тех поступков, которые совершаются человеком доброльно; тюремное заключение, например, тоже может считаться гражданской смертью, однако не гражданским суицидом (кроме тех случае, когда человек совершенно сознательно подстроил свое заключение в тюрьме).
Таким образом видно, что любой человек на определенных этапах своего развития может нуждаться в том, что можно назвать "символическим самоубийством", т.е. каким-то резким поступком, сопровождающимся выходом из какой-то социальной структуры. В каких-то случаях это делается для самоутверждения, в каких-то для оказания влияния на общество, когда-то исключительно для высвобождения времени вследствие изменения жизненных приоритетов.
И в случае именно сетевого общения, где механизмы создания или уничтожения образа личности предельно упрощены, совершать символические суициды наболее просто. Это можно проделать в случае форума или ньюз-группы, когда человек просто перестает писать в этот форум (обычно, оставив напоследок длинный пост - типа предсмертной записки). Чуть более эффектно это выглядит в сетевой игре, персонаж игры в какой-то момент свой жизни вдруг заявляет о своем добровольном уходе (это будет выглядеть тем значительней, чем большего статуса достиг этот персонаж; причем не в плане игровой механики и раскачивания своих параметров, а именно в социальной структуре данного игрового мира). Но, пожалуй, наиболее эффектным символическим самоубийством в сети следует признать удаление личного блога.
Из всех средств представления личности в сети, сетевой дневник наиболее приближен к реальности (даже с учетом того, что некоторые дневники заведомо представлют из себя художественный вымысел, тем не менее, они эмулируют личность реального человека). В дневник человек записывает свою жизнь - чем живет, что интересует, что происходит. Интерес к дневнику в большинстве случаев сопровождается интересом к личности того, кто ее ведет. В системе блогов какого-нибудь сервера наличествует разветвленная структура социальных связей, люди знакомятся, дружат, влюбляются, встречаются, не переставая при этом отслеживать по дневникам чужие жизни и комментировать свою.
И именно поэтому удаление личного дневника выглядит наиболее драматично, и именно этот поступок максимально соответствует запросам мортидо. Во-первых, это вызывает общественный резонанс во всей социальной сети данного дневника (т.е. всех, кто его читал), при этом зачастую дело доходит до вполне правдоподобных некрологов и эпитафий (ведь личность, ведущая дневник в ряде случаев может быть вообще неизвестна, вследствие анонимности либо географического удаления, и для массы людей, читающих какой-то дневник, его удаление - это полное прекращение контактов с этим человеком). Самое забавное, что человек, удаливший свой дневник, имеет возможность отслеживать возмущения сетевого пространства, вызванные его поступком - читать посты вроде "Ах, мы его не ценили, мы его затравили, а он был такой хороший" - а не это ли мечта каждого самоубийцы, мечтающего хоть с того света, но услышать извинения и восхваления в свой адрес? Во-вторых, удаление дневника и выход из данной социальной системы блогов освобождает массу времени, которое раньше тратилось на написание собственных постов и отслеживания чужих - прекрасный повод использовать это время с большим конструктивом. В-третьих, с точки зрения трудозатрат этот поступок практически ничего не стоит - пара нажатий кнопок, при этом полученные результаты будут значительны, соответственно, коэффициент отношения результатов к затратам будет достаточно велик. И в-четвертых - удаление дневника вполне обратимо, человек может восстановить свой удаленный дневник, либо завести новый - и продолжать жить той жизнью, к которой привык - но при этом и он сам, и прочие будут помнить, что в его жизни был Поступок, Сакральное Действие, Решительный Шаг - и шаг этот будет озарять всю его последующую жизнь, не оставив никаких неприятных последствий типа посаженной печени или перерезанных связок на предпльечье.
Таким образом можно считать, что изобретение блогов означает новый шаг в суицидологии - любой человек получил возможность безболезненного и драматичного символического суицида. Я не знаю, ведется ли какая-нибудь статистика по этому поводу, я не знаю, нет ли и обратного эффекта - когда ведение лайвжурнала может подтолкнуть человека к реальному самоубийству. Но если все же моя теория верна, и изобретение лайвжурнала поспособствовало сдвигу статистики - реальному уменьшению самоубийств благодаря возможности разрядки в виде удаления собственного блога - то уже за одно это изобретателям блогов нужно поставить памятник при жизни. Да здравствует жизнь! Да, смерть!