• Авторизация


20 лет назад 20-08-2011 13:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сейчас трудно поверить, что политика когда-то могла вызывать такие чувства. Но тогда, в 91-м, вернувшись из спортлагеря под Одессой (именно там находился в дни августовского путча), я еще долго на полном серьезе испытывал чувство вины, что меня не было там, на баррикадах у Белого дома. Я физически не мог там оказаться - а иррациональное это чувство все равно было. Там, где я был, в Одесской области, мы с другом и моими родителями нашли какой-то радиоприемник и слушали западные "голоса" две ночи напролет. Мы понимали, что в эти дни решается судьба страны. И наша судьба. Счастье, которое нас охватило, когда стало известно об аресте ГКЧП и провале путча, трудно передать словами - и сейчас, во времена предельно циничного отношения к политике и политикам, в это молодые, наверное, и не поверят. Но это было. Тогда к этому относились по-настоящему.

Покопавшись в своих архивах, нашел газету "Футбольная панорама", в которой тогда, будучи 18-летним, трудился. Это была моя первая штатная работа. И в следующем после путча, сентябрьском, номере написал материал "Три дня, которые потрясли даже футбольный мир", а также интервью со Светланой Хидиятуллиной, тогдашней женой Вагиза Хидиятуллина. Человека, находившегося в дни путча у Белого дома. Сам Вагиз к моменту моего звонка подписал новый контракт во Франции и уехал - так что рассказала обо всем его супруга. Вот оно, это интервью.

- Светлана, расскажите, пожалуйста, как Вагиз оказался на баррикадах, что этому предшествовало и как происходило?

- Первое, что я увидела, когда вышла утром на работу, - танки. Танки, идущие к центру Москвы беспонечным серым потоком. Тут же позвонил Вагизу, он уже все знал, просил быстрее возвращаться. Сам он в это время сидел с детьми. Я после работы несколько часов была там, где строились баррикады, и потом, вечером, с невероятным трудом прорвалась домой. Тогда он и пошел к Белому дому.

- Сколько он там был?

- Всю ночь с 19-го на 20-е. 20-го днем и до девяти вечера, 21-го с утра и потом опять всю ночь на 22-е. Время от времени я "выходила на замену". Можно сказать, все три дня он там провел.

- И что рассказывал?

- Он такой воодушевленный приходил! Прямо на душе хорошо, - говорил. - Настоящие люди там собрались. Рассказывал, что автографы у него там просили. Спрашивают: ручка есть, Вагиз? Он отвечает: какая там ручка, сейчас у всех только автоматы. Он и одевался специально, чтобы его не узнавали, стеснялся как-то. Еще стеснялся, что он один. Все, говорит, компаниями, или с женами, с девушками, а я один. А вместе мы же пойти не могли! Ночью, когда дети спали, я предложила ему пойти вместе с ним, так он аж руками замахал: да ты что, дети, если что случится, могут голодными остаться...

- Ради чего именно вы с Вагизом пошли защищать Белый дом?

- Как все нормальные люди, которые хотят жить в нормальной стране, мы пошли защищать нашу свободу. Кому хотелось, чтобы опять страна превратилась в тюрьму с "чрезвычайным" режимом, чтобы нас, как когда-то, ни за что сажали и убивали?!

- Конечно, мало кому хотелось, но вышли-то именно вы...

- Да что вы, не делайте из нас каких-то героев, все, или почте все порядочные люди пошли. А у тех, кто не смог пойти, были какие-то объективные причины. А я... я с самого начала сказала, что все это ненадолго, чувствовала это. Путч этих ничтожеств был убог и по замыслу, и по исполнению. Только эта авантюра стоила жизней трех замечательных ребят...

- Я не удивился, узнав, что Вагиз там был. В жизни он оказался таким же, каким мы знали его на поле - решительным и бесстрашным, настоящим бойцом...

- Я за него так боялась, хотела пойти вместе с ним, потому что знаю его характер: полезет в самое пекло. Его не удержишь. Он, когда в первый день собирался, показал мне, где в доме что лежит, собрал вместе все деньги - так, будто уходил в последний раз. Я ему: ты что, с ума сошел, жить надо, брось такие мысли! А он: от них чего угодно можно ожидать, они не остановятся ни перед тчем. Я на это ему ответила: да нет, они настолько серые и безликие, что ни на что не решатся. Так оно и вышло.

А он, конечно, молодец. Я даже его зауважала больше после этого. Так он рвался туда все время с утра до вечера! Кстати, прямо перед отъездом он машину разбил, и это косвенно связано с теми событиями. Он после путча с детьми ездил к Белому дому, все показывал, на Ваганьково к могилам трех парней-героев их возил. И за день до отъезда во время очередной такой поездки к Белому дому в какую-то машину так крепко влепился, что весь перед покорежился. Слава Богу, хоть его самого не задело...

- Он уже уехал играть по контракту?

- Да, с двумя старшими детьми. А я с маленьким Ренатом пока здесь. Пищит он тут, скоро "Россия" и "Ельцин" начнет пищать... Вскоре собираемся присоединиться к мужу.

А вот - наивные (18 лет все-таки, не забывайте), но искренние строчки из другого моего материала в "Футбольной панораме":

"Утром 19 августа я приник к телевизору. Бесконечным потоком какие-то неестественно сухие и официальные голоса дикторов зачитывали воинственные постановления ГКЧП с небольшими перерывами, и вдруг... с экрана послышались звуки футбольного марша Блантера. "Футбольное обозрение"! Началось оно с поразительно искреннего, задушевного диалога Владимира Перетурина и Игоря Корнеева. И столь много было в умных и честных размышлениях футболиста, мыслей, "несовместимых с новой политикой советского руководства", что мелькнула злорадная мысль: не хватило умишка у новоявленных сталиных, чтобы совсем не пустить на телеэкраны инакомыслие. Пусть и допущенное за день до путча (это был повтор), и в "Футбольном обозрении"...

Единственная светлая, человечная передача за весь черный день. И вспомнилось, как будто по какому-то невероятному совпадению, что один из материалов в шестом номере нашей газеты назывался просто-таки пророчески: "Эффект Корнеева неподвластен приказам маршала Язова". Поистине ирония судьбы...

Но как путчисты до этого управляли страной, так же они сделали и переворот. С тем же "качеством". Абсолютно не понимая, что люди уже другие. Свобода так вжилась в их сознание, что от нее они не отступят даже под дулами автоматов. И фашизм не прошел. Мы, редакция "ФП", кланяемся тем, кто вышел на защиту демократии, России, нашей и вашей свободы. Тем, кто погиб. И тем, кто выжил.

На баррикадах у Белого дома были и наши любимцы, звезды спорта. Мужество проявил и главный тренер сборной страны Анатолий Бышовец, который, находясь на сборах в Испании, моментально заявил, что действия захватившей власть хунты неконституционны..." 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (177): вперёд» последняя»
Верховные Советы союзных республик тогда взяли под козырек и отчитались перед ГКЧП, что на их территориях все в порядке. Что б сейчас в бывших союзных республиках не говорили, а их судьба решилась в Москве. ГКЧПисты сделали главную ошибку, что пошли методом напугать. От одного бесконечного балета по телевизору брала такая жуть, что люди однозначно отвергли такую "власть" и таких "властителей".
vrag_neproydet 20-08-2011-14:14 удалить
забьем снаряд мы в пушку пуго
А мне о том, что в Москве путч сообщили родители отдыхавшие в Украине)))) А я спокойно резался в карты с однокурсниками в общаге на Полбина 35/2 и готовился к Дню Рождения))) 21 числа позвонил им, чтобы принять поздравления, а они о путче каком-то меня спрашивают))) Прошел путч мимо меня...Зато 23 числа прибыл на практику в Ригу, а там костры жгут, люди на улице, что-то против СССР митингуют.....Веселые были времена....
20-08-2011-15:12 удалить
до сих пор верю, что мы тогда защищали страну, не уничтожали СССР
алексей76 20-08-2011-15:14 удалить
то была великая беда , задним числом понимаешь это. не разделяю радость тех, кто доволен тому, что Ельцин тогда пришел к власти. 20 лет позора России. вселенская катастрофа. и путч лишь эпизод в череде событий тех лет.
Dolphin75 20-08-2011-16:27 удалить
"21 числа позвонил им, чтобы принять поздравления" Красавец! Как кредитор с должниками)))
Dolphin75 20-08-2011-16:34 удалить
Ответ на комментарий алексей76 #
Исходное сообщение алексей76 то была великая беда , задним числом понимаешь это. не разделяю радость тех, кто доволен тому, что Ельцин тогда пришел к власти. 20 лет позора России. вселенская катастрофа. и путч лишь эпизод в череде событий тех лет.
Если бы не Ельцин, то никакой бы России и не было. А был бы СССР из трёх-пяти республик с токингхэдами в телевизоре, между балетом.
rabiner 20-08-2011-16:42 удалить
Ответ на комментарий vrag_neproydet #
Исходное сообщение vrag_neproydet забьем снаряд мы в пушку пуго
В тушку Пуго. Не знаю уж, в какую сторону смайлики ставить. Эта шутка появилась сразу же после сообщения о самоубийстве Пуго, министра внутренних дел. По этому поступку видно, что этот человек по крайней мере действительно идейный был.
vrag_neproydet 20-08-2011-16:55 удалить
Ответ на комментарий rabiner # ..или его таким "сделали"
Ответ на комментарий Вег_Снежи #
Исходное сообщение Вег_Снежи ГКЧПисты сделали главную ошибку, что пошли методом напугать.
Согласен, Жень. Им как-то в голову не пришло, что можно по Белому дому из танков шмалять.
Ответ на комментарий #
Исходное сообщение semak05 до сих пор верю, что мы тогда защищали страну, не уничтожали СССР
Так мы и защищали, а в это время другие уничтожали и делили власть.
20-08-2011-19:37 удалить
это был прекрасно отрепетированный и исполненный спектакль, а не путч вся страна повелась на это кино а в результате страна фактически развернула свой курс на 180 градусов мне стыдно за свою страну
Ответ на комментарий Простой_читатель #
Исходное сообщение Простой_читатель
Исходное сообщение Вег_Снежи ГКЧПисты сделали главную ошибку, что пошли методом напугать.
Согласен, Жень. Им как-то в голову не пришло, что можно по Белому дому из танков шмалять.
Дим, я немного о другом. Когда утром в понедельник я только проснулся и услышал этот официальный тембр голоса по радио, потом включил телевизор и эти балеты и все остальное... потом подумал, будто специально всё делали так бездарно, чтобы против себя поднять страну. Я понимаю, что это не так. Только они сделали все так, что получили поднявшуюся Москву. Ума не хватило хотя бы телевизионную сетку оставить, чтобы у людей не возникло ощущения переворачиваемого распорядка жизни.
rabiner 20-08-2011-20:32 удалить
Ответ на комментарий Простой_читатель #
Исходное сообщение Простой_читатель
Исходное сообщение Вег_Снежи ГКЧПисты сделали главную ошибку, что пошли методом напугать.
Согласен, Жень. Им как-то в голову не пришло, что можно по Белому дому из танков шмалять.
Пришло. Приказ был отдан. Просто тогдашний командующий ВДВ Павел Грачев отказался его выполнять. За что потом и стал министром обороны - одним из худших в истории...
Так получилось, что почти весь август я провел в Москве. Никакого напряга не было, в центре было много народа, впрочем, как всегда. Что запомнилось - ходили толпы и показывали всем подряд два пальца) Типа знак "виктория". Я у одного мужика подошел спросить "ЧТО, МОЛ, ЗНАЧИТ". "а ХУЙ ЕЕ ЗНАЕТ, но ВСЕ жеж показывают" И ТУТ же и сам показал этот самый жест...20лет прошло, а вопрос и ответ на него помню по сей день. А сколько их было, этих идиотов, у которых в очередной раз все хотели отнять, а они викторию показывали) В самом же родном городе ничего не было. "Власть переменилась" любил говаривать один мужичок в советской ленте "Свадьба в Малиновке". Сменил шапку иии...все осталось так как и было
rabiner 20-08-2011-21:37 удалить
Ответ на комментарий Вег_Снежи #
Исходное сообщение Вег_Снежи
Исходное сообщение Простой_читатель
Исходное сообщение Вег_Снежи ГКЧПисты сделали главную ошибку, что пошли методом напугать.
Согласен, Жень. Им как-то в голову не пришло, что можно по Белому дому из танков шмалять.
Дим, я немного о другом. Когда утром в понедельник я только проснулся и услышал этот официальный тембр голоса по радио, потом включил телевизор и эти балеты и все остальное... потом подумал, будто специально всё делали так бездарно, чтобы против себя поднять страну. Я понимаю, что это не так. Только они сделали все так, что получили поднявшуюся Москву. Ума не хватило хотя бы телевизионную сетку оставить, чтобы у людей не возникло ощущения переворачиваемого распорядка жизни.
Согласен. Дебилы полные, реликты, вымиравшие динозавры. Были бы поумнее - все было бы гораздо страшнее. Нынешние бы им политтехнологии - и никогда в жизни сто тысяч к Белому дому бы не вышли. Ну и слава Богу. Пусть дальше ничего хорошего нас не ждало, но с этими, уверен, было бы еще хуже.
20-08-2011-21:38 удалить
а я был в армии в подмосковном Щелково,в учебном полку ждв,и нас построили на плацу и объявили о том,что произошло и сказали,что мы были начеку,ну я то ладно 18 лет пацан ерунда,а родители в Махачкале перепугались сильно(за меня я имею ввиду),тогда ведь не было сотовых, смс сбросить.
20-08-2011-21:42 удалить
Ответ на комментарий vrag_neproydet #
Исходное сообщение vrag_neproydet забьем снаряд мы в пушку пуго
Мне помнится версия...забьем снаряд мы в тушку Пуго...
20-08-2011-21:45 удалить
Ответ на комментарий rabiner #
Исходное сообщение rabiner
Исходное сообщение Вег_Снежи
Исходное сообщение Простой_читатель [QUOTE]Исходное сообщение Вег_Снежи ГКЧПисты сделали главную ошибку, что пошли методом напугать.
Согласен, Жень. Им как-то в голову не пришло, что можно по Белому дому из танков шмалять.
Дим, я немного о другом. Когда утром в понедельник я только проснулся и услышал этот официальный тембр голоса по радио, потом включил телевизор и эти балеты и все остальное... потом подумал, будто специально всё делали так бездарно, чтобы против себя поднять страну. Я понимаю, что это не так. Только они сделали все так, что получили поднявшуюся Москву. Ума не хватило хотя бы телевизионную сетку оставить, чтобы у людей не возникло ощущения переворачиваемого распорядка жизни.
Согласен. Дебилы полные, реликты, вымиравшие динозавры. Были бы поумнее - все было бы гораздо страшнее. Нынешние бы им политтехнологии - и никогда в жизни сто тысяч к Белому дому бы не вышли. Ну и слава Богу. Пусть дальше ничего хорошего нас не ждало, но с этими, уверен, было бы еще хуже.[/QUOTE] И все же...те не палили из танков по людям... эти в 93-м палили... во главе с одним не шибко умным...но лично преданным бравым генералом...
Dolphin75 20-08-2011-23:47 удалить
"...те не палили из танков по людям..." Это кто ж так мозги прополоскал плебсу?! Когда из окон людей расстреливают, к ним надо с белым флагом идти? Или с иконами?
drummervmik 21-08-2011-00:28 удалить
rabiner, а знай тогда те, кто пошёл к Белому дому, то, что будет дальше, пошли бы они? Не жалеют ли они сейчас, что пошли за свободой , а получили разруху? Мне тогда без году неделя была, так что адекватно я не могу судить о событиях 20-летней давности,но шансов ни у ГКЧП, ни у СССР , как мне кажется, к тому моменту уже не было. Вот только свободы, за которой люди пошли к Белому дому, мы так и не получили. А вот с тем, что удайся тогда переворот, лучше бы не стало, я согласен. Среди ГКЧПистов не было такого человека, который понимал бы, чего он хочет, кроме одного ВЛАСТИ. Вот только никто из них не знал, что с этой властью делать. И не было того, кто был бы готов идти до конца, каждый пытался перебросить ответсвенность на других. Но то, что в результате получилось, лично меня на оптимистический лад как-то не настраивает...
20 лет назад нас в очередной раз обманули ...
rabiner 21-08-2011-02:00 удалить
Ответ на комментарий Михаил_Балакшин #
Исходное сообщение Михаил_Балакшин 20 лет назад нас в очередной раз обманули ...
Как раз в тот момент, убежден, никто никого не обманывал. В те три дня ни один человек не мог предвидеть, что произойдет годы спустя. И тем более - манипулировать этим предвидением.
NYY_fan 21-08-2011-02:04 удалить
чтобы понять и оценить грандиозность событий надо было пожить в сссре особенно в 60-е, 70-е и начале 80-х
21-08-2011-08:59 удалить
Ответ на комментарий Dolphin75 #
Исходное сообщение Dolphin75 "...те не палили из танков по людям..." Это кто ж так мозги прополоскал плебсу?! Когда из окон людей расстреливают, к ним надо с белым флагом идти? Или с иконами?
Dolphin75, а вы думаете в 93-м из окон по людям не палили? Снайперы, они были и в 91-м и в 93-м. Только в 93-м еще и танками по Пресне палили... так называемый устрашающий эффект. У меня одна знакомая в 92-94 гг жила на Пресне, так она рассказывала картинка маслом была еще та... притом что она жила примерно в километре от Белого дома. Когда сидишь в комнате и дрожишь от страха потому как танкновый снаряд вместо Белого дома может прилететь к тебе, такие впечатления надолго запоминаются. Кстати погибших мирных людей было не три как в 91-м, а порядка СТА... просто замолчали сей факт... как в ссср не привыкать Вот это к слову о плебсе и неизвестно еще КОМУ выполоскали мозги... А насчет уроков 91-го... к счастью что к власти не пришли ТЕ (Янаевы, Пуго, Крючковы, Язовы и тыды) но к несчастью к власти пришли их полные аналоги... такие же кпсс-ники только еще более жестокие...
21-08-2011-11:03 удалить
Можно как угодно относиться к тому что было в 91-м. А вот что происходит сейчас это действительно страшно. Еще немного и возможно у нас повторится сценарий Египта зимы этого года. Очень бы не хотелось, но ныняшняя власть все делает для этого. Самое главное что эта группа людей добровольно власть уже не отдаст.
Цыъ 21-08-2011-14:38 удалить
Какую страну просрали ! (с)
Цыъ 21-08-2011-14:39 удалить
Жаль перебили разговор о Смородской )
21-08-2011-18:32 удалить
Ответ на комментарий Цыъ #
Исходное сообщение Евгений_Цы Жаль перебили разговор о Смородской )
Евгений_Цы, а что о ней говорить? Одна из когорты "эффективных менеджеров" Лично мне сейчас одно интересно - каков кредит доверия (или недоверия) Коусейру? Думаю что Кайседо, Сапатер, Обинна - очередные выброшенные на ветер деньги, в смысле что за них очень здорово переплатили
Цыъ 21-08-2011-18:37 удалить
Смородская так не считает


Комментарии (177): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 20 лет назад | rabiner - Блог Игоря РАБИНЕРА | Лента друзей rabiner / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»