You have always been here, the only child.
A copy of a copy of a copy.
Orange peel.
The picture is you holding the picture.© Хисс, мантра безумия, фрагмент.
Через три секунды после запуска игры у меня по спине побежали мурашки от того, какая здесь крутая озвучка.
Через двадцать секунд на меня накатило цунами работы со звуком.
Через минуту остатки моих внутренних барьеров, принципов и планов закрутило в урагане потрясающего визуала.
Что мне оставалось? Только покорится стихии, и признать, что “Контроль” - это просто любовь, и чтобы мне там ни говорили про вторичность сеттинга, просадки про FPS или сюжетные недоработки - будет уже совершенно не важно. Какая там критика, я просто хочу зачерпнуть ещё этого чашечку этого густого сюрреализма! Послушать красный телефон, который звонит так, что кажется, что у меня дрожат кости, разобраться, кто же убил директора Тренча, понять, как работает логика ландшафтов сна в лабиринте пепельницы, поймать резиновую уточку и посадить карпа на ковёр, но только если карп длинее двух футов.

Когда меня просят рассказать, что “Control” за игра вообще, у меня случается “ой, всё” и я высыпаю на собеседника целый мешок смыслов и образов - ну, слушай, это как если бы Линч снимал “Секретные Материалы” под кислотой, начитавшись “Понедельник начинается в субботу “ Стругацких и 4chan, и потом Valve из этого бы сделали игру в духе Portal, но только с куклами-марионетками в ироничных заставках и вмешав туда побольше визуального модернизма. А ещё там потоптался старик Лавкрафтыч и его непостижимые древние боги, которые слишком уж непостижимы и у них свои схемы и мотивы (тоже непостижимые, конечно!). Ну что, наш любимый\текущий директор, который нам нравится\мы с тобой очень смирились. Хочешь бутерброд?
А так-то... так-то у нас
экшен-шутер от третьего лица, с анамнезом, отягощенным россыпью волшебных способностей героини, которая в самой завязке сюжета -не совсем- случайно возглавляет организацию, прямо скажем, Бюро, с которым боролась всю жизнь, и всю оставшуюся игру превозмогает разные директорские задачи. Ну сами знаете - там в подвале зомби завелись, в вентиляции грибки какие-то, в архиве страшный бардак и половина экспонатов-заключенных-объектов не на своих местах, в районе топки кто-то забыл списанные в утиль биоматериалы, а ещё сотрудники пропадают, лампочки перегорели, мир рушится под напором неведомой хренотени из других измерений, в туалетах кто-то небрежно вешает бумагу и она падает каждый раз, когда открываешь кабинку. Кабинка, правда, может открыться не в туалет, а на астральный уровень, но к этому-то быстро привыкаешь.
Настройки сложности - одни из самых продвинутых в индустрии. Хочешь - играешь так, как задумал разработчик (жестоко, но справедливо), хочешь, подкручиваешь снижение урона, помощь в прицеливании, ускоренное восстановление патронов и способностей, убийства с одного выстрела или даже старый добрый год мод - и всё прямо через меню, удобными ползунками и галочками. Вот сиди и думай, на 4% ты хочешь героиню сделать прочнее или на 20, чтоб тебе игралось максимально комфортно.
И это отлично. Кто-то пришел в здание Бюро за динамичной и стильной боевой системой, вынуждающей интерактивно реагировать на окружение, укрытия, бомбы, и то, где висит ближайший огнетушитель, который можно задорно метнуть во врага. Кто-то просто хочет историю - и не надо заставлять его плакать и грызть контроллер после того, как он умер двадцать раз на боссе. А боссы тут будь здоров - каждый открывается после загадки - расследования и просто ошарашивает абсурдностью, так что даже не знаешь, атаковать вот это или стоять в уголочке и обтекать. Как говаривал Фридрих Ницше, если вы слишком долго вглядываетесь в холодильник, возможно, холодильник вглядывается в вас.
Передвигаться по
уровням приятно, особенно после получения способности к полету, а еще очень медитативно - пространства в нашем Бюро встречаются по-индустриальному огромные, почти безлюдные, и это не совсем городская заброшка, но от в спешке брошенных вещей, записок и прочих вписанных в окружение элементов нарратива веет именно этой романтикой. И такой прием делает локации очень живыми - вон там висит листок, что кто-то продаёт гитарку, не дорого, здесь ребята собирали книжный клуб, а вон там сотрудник забаррикадировался в туалете и в спешке дописывал отчет, не выдержав психологического давления опен спейса, и даже оставил на полу кофейные кружки. Проработаны офисы, подсобки и прочие служебные помещения нашего Бюро
фантастически детально, историй на них великое множество, но насколько игрок захочет с ними знакомиться - пусть решает сам, никто не заставляет читать каждую встреченную в игре салфетку, за них даже опыта нет, так, чисто фан и атмосфера. Порадовали меня и совершенно психоделические нуарные видео-врезки с откровениями бывшего директора Бюро (которые, согласно гипотезе научного отдела, записала пуля, проходившая через его мозг, ну так вышло, о-ок).
И, конечно, куча
отсылок. Тут и старика Юнга с его шизофреническими идеями о синхроничности откопали, и зенеровские карты на определение потенциала экстрасенсорного восприятия вспомнили, причем реально существующие психологическое феномены (в одном из побочных заданий, например, есть NPC с озвездопленительно прекрасно написанной шизофазией) густо намешаны с псевдо-диагнозами, явно изобретенными специально для игры. От отсылок я всегда тащусь, как удав по стекловате, как говорили во времена моей далекой юности.
Ещё в игре есть
загадки и, честно, это ровно второй раз в моей жизни, когда загадки вызывали у меня желание разобраться, да что, блин, происходит, а не полезть в ту же секунду в интернет за гайдом, чтобы пройти побыстрее. Они какие-то… уютные.
Прикольная загадка, где надо учесть, кто работал в проекте и где:
А, да, про это. Сама главная героиня, Джесси, говорит, что она испытывает
странное счастье просто от того, что находится в здании. Все сотрудники Бюро просто пышут энтузиазмом, девочка из научного отдела едва ли не кончает в процессе разговора о новых исследованиях - и я всю игру задавалась вопросом - а почему? У них тут какие-то особые витаминки всем раздают по утрам? Люди должны быть напуганы, травмированы, угнетены, мир рушится, сотрудники пропадают, директора застрелили - но нет, все совершенно искренне глубоко рады новому рабочему дню.
Больше всего меня подкосил какой-то мужик - его находишь в коридоре подстреленного и с отжеванной ногой, а он радостно рассказывает, что ему збс, отлично всё, друга вот тока потерял, ты сходи найди моего друга, Директор, а я чо, прекрасно ж всё. Объяснения оптимизму героев в игре нет никакого, и выглядит все это очень сюрреалистично, но задает настроение. И ты понимаешь, что тоже вот так иррационально рад играть в эту игру, решать эти загадки, стрелять из этой странной пушки, и всё будет хорошо. Но, конечно, странно тоже будет.
“Fair warning: This is going to be... weirder than usual”, как говорит Джесси, и это святая правда.
В игре приличное количество
юмора - от лихой и очаровательной самоиронии героини, до придурковатого душнильства главы местной тюрьмы-архива, часами напролет треплющегося про своего кота и как тот поел и поспал, и до просто космических приколов появляющегося в записанных на камеру роликах главы научного департамента доктора Дарлинга, актер которого
копировал манеру поведения Фейнмана (всё, я задымилась, уносите меня).
И, наконец, еще одна отрада сердца -
потрясающая музыка, привольно раскинувшаяся на десяток жанров от металла до синтвейва. Тут тебе и гиганты вроде
Poets of the Fall, и нишевые ребятки типа
Porcupine Tree, и совсем новые имена типа
Socks and Ballerinas (в этой группе два человека и у них один альбом).
Ну и по минусам - кратко.У игры есть два
дополнения, но одно из них состоит из отсылок на Алана Вейка, которые мне непонятны более, чем полностью, а основная механика в нём - “нихрена не видно”, что вторая по нелюбимости игровая механика среди меня. А самая-самая нелюбимая - это прыжки. На время. И этим густо обмазано второе DLC, “Основание” (господа фанаты Азимова, спокойно, это не в ваш камень огород). И там громадные полупустые пещеры, в которых трудно ориентироваться, так как они все одинаковые, никаких ламповых маркерных досок с уникальным надписями. Как будто уровни другие совсем люди делали, не те упоротые энтузиасты, что основную игру.
Да, и заданий на время я тоже не фанатка, а тут они есть - правда в виде побочной необязательной гриндилки. Зато уведомления о них бодро лезут в самый неподходящий момент, в том числе посреди диалогов. Ну кто же так стреляет в ногу собственной же драматургии!
При всем великолепии визуальной стилистики, встречается странноватый “
цветокор”, и тени жестко завалены то в мадженту, то в зеленый. Через фото-режим можно поставить “нейтральный фильтр” и посмотреть, как уровень выглядит без этих как будто беспричинных издевательств над ползунком tint-a, лучше он выглядит, вот почему было так не оставить? Кому-то совершенно не будет мешать, но мне глаз резало будь здоров.
Ближе к финалу игры я притомилась каждые пять минут
чистить инвентарь от модов на пистолет и на героиню, большая часть их которых не нужна даже теоретически. Ну кто будет ставить мод на дополнительные деньги за получение физического урона? Зачем, если денег сыпется и так мама не горюй, а постоянно получать по лицу за скромную плату не выглядит с точки зрения здравого смысла важной функцией директора? И так почти конец игры, кульминация, там зачем геймплей сортировкой мусора затягивать, а.
Ну и просто раздел “просто не повезло” - игра наглухо вешает любой комп с
оверклокерами, просто потому что. Чуть кукухой не уехала, пока не разобралась, что проблему вызывал даже не
включенный в этот момент MSI Afterburner.
За вычетом этого - игра на
[15 из 10] просто. Обожание, бест гейм, рыжую няшку в президенты! Будущее конечно непредсказуемо, но я думаю, что это будет моя личная игра года. И да, это первая игра за двенадцать лет, которую я купила за полную стоимость без вских распрожадок, потому что мне на всякий унылый гринд-контент денег жалко, а вот на настоящую любовь - нет, никогда.
P.S: Я про эту игру слышала очень мало и даже не планировала играть, и не знакома с предыдущими работами студии Remedy, но как-то вечером, когда наш безумный ленд лорд назвал в гости человек 80 и они до полуночи тусили, топотали и шумели, и заснуть было невозможно, и чем-то заняться-тоже, я написала другу “аааа, спаси меня пожажда каким-нибудь стримчиком, иначе я пойду убивать людей сучкорезом”, и Контрол выбрал он, а не я. Вот же, блин, попадание!)
https://julia-denisova.livejournal.com/1219162.html