Обещала написать про единственное в своем роде героическое фэнтези про пляжный волейбол, полнометражку которого подарил нам всем Кинопоиск - и пишу. Дисклеймер: очень старалась без хейта, но на горло сарказму наступить, конечно, не смогла.
Этерну мне
ругать совестно. Это как стыдить двухголового и облезлого брамина-мутанта, неизвестно как выжившего на пост-ядерных пустошах вселенной Фоллаута, что он не красивая и статная корова-призёрка. Зверушка, конечно, убогая, но она же эту судьбу не выбирала. Понятно, что если взять далеко не самый удачный (и дописанный!) литературный первоисточник, полторы копейки бюджета, охапку парнишек с театральной манерой играть, сценариста, у которого нет ни малейшего понятия, кто он и где находится, гримёров-руки-из-жопы, 3 пакетика травы, 75 ампул мескалина… Кхм.
Можно ли получившийся продукт смотреть без кринжа? Теоретически - да, если вы хардкорный фанат книжной серии, но с точки зрения сферического зрителя в вакууме, которым я и являюсь - скорее всего нет.
Проблемы начинаются с первых кадров, в которые попытались впихнуть солидный кусок экспозиции мира, как там устроена жизнь, вселенная и всё такое, какой год по местному летоисчислению, какие там доступны дворяне и кто от кого происходит, и эта пытка продолжается, пока зритель не потонет, захлебнувшись, в этом потоке деталей мира, с которыми зритель пока не знаком, и к которому пока безразличен.
Дальнейшее развитие сюжета с фактами из пролога не связано и рассказывает не про глобальные магические катаклизмы, а про мальчишку Ричарда, который через то, что его батя поднял мятеж, гнобим однокашниками, и мамка у него ещё душная, и родовые земли бедные, и вообще к нему жизнь несправедлива. Может быть даже лет в четырнадцать это заставило бы меня ему сопереживать, но теперь я душевно заскорузла. Играет его обманчиво закабанелый (pun intended) дядя, и то, что герой раза эдак в два себя, экранного, младше, пришлось гуглить. Но этим не только “Этерна” грешит, в “Волшебниках” магов-первокуров тоже играют дяденьки 30+, а там бюджет-то побольше.
Видимо, настоящих школьников не существует, и найти их для кино невозможно, школьники - это миф.
Ричард, 16 годиков:

Больше к внешности актеров цепляться не буду, обещаю. Я это тут даже не лукизма ради, а просто в оправдание сцен а-ля “весёлые истории в журнале Ералаш” с подрисовыванием ушек и пятачков к портретам на школьных стенах, гротескно нелепых в исполнении взрослых дядь, непонятно какого ж рожна так идиотничающих.
Окончание Ричардом “Хогвартса”, пардон, училища “Лаик” - вовсе не его цель, на бедные ричардовы мозги капает маменька в духе “на тебя, Роденька, все наши упования”. По плану маменьки Ричарду полагается закрепиться в столице, и, втеревшись в доверие к знати, незаметно, сноровисто, решительно и ловко порешить пилкой для ногтей модели “типо кинжал” первого мечника королевства, к которому у мамки Ричарда есть определённые вопросы по части сюжетных спойлеров. Видимо, кукушка у этой женщины улетела далеко и надолго, что ж, бывает такое в жизни. В результате имеем Ричарда, груженого тяжелой наследственностью и до абсурдности нелепым квестом, который мальчонка принимает близко к сердцу. Учебе Ричарда в академии подготовки дворянских детей в оруженосцы непонятно кого (видимо, каких-то важных людей, которых мы увидим в следующей серии) посвящен практически весь хронометраж картины.
Обучение в этом чудном учебном заведении занимает полгода. Полгода, Карл! Чему вообще могли научиться дворянские дети, резко лишенные слуг за это время? Самостоятельно одевать правый носок? Или, может быть, левый? Почему цвет нации, сливки общества, юная элита, учится в каком-то полуразрушенном сарае? А духовным развитием юношества руководит совершенно спившийся и морально деградировавший тип? Я так посмотрю, не только мамка Ричарда не против, если сынуля незаметно убьётся, но и все другое дворянство детишек не бережет. Наверное этому есть какое-то книжное обяснение, но это не точно.
Смотрится, конечно, безумненько, у нас тут вроде героическое фэнтези
, что это за социально неблагополучный класс и руководитель физрук-бухарь, никто точно-точно жанром не ошибся?
Ну и конечно чтобы был обязательный конфликт, первый красавчик класса зачем-то особенно задирает Ричарда, видимо, безответно запал и скрывает, так как никакой другой мотивации я даже придумать не могу. Красавчика играет Горошко, известный нам по своим ролям в “Майоре Громе”, и, кажется, теперь парня будут тайпкастить на роли манерных мерзавцев, помянем.
Уроки в чудо-школе состоят из пересказа по памяти учебников истории (ещё больше нерелевантных деталей богу деталей) и игры во что-то типа
пляжного волейбола, видимо это самый важный навык для оруженосцев в этой вселенной. Или в дальнейшем нас ждёт развитие сюжета в весёлый и энергичный спокон про пляжный волейбол? Я не возражала бы, мальчишек в ричардовы однокласники подобрали в целом симпатичных, а с тех пор, как закончился “Юрий на льду”, я живу на сухом пайке полного отсутствия фансервисных спортивных драмов. Ну да ладно, возвращаемся к нашим кабанчикам.
Ну, звучит не ужасно вроде, скажете вы. Ну, школьная драма какая-то, но все в забавных костюмах, а иногда и без? Дешевая, и с театральщиной? С совершенно с непонятной аркой развития персонажа, начинающейся с государственного заговора, а заканчивающейся сплачивающим недружный класс пляжным волейболом (а ироничным постмодерном вышло б круче!). Где беспросветный мрак-то? Что ж, пора нагнетать мрак.
Мрак в диалогах. Автор источника не очень сильна по части владения языком, и хороший сценарист мог бы, наверное, в теории это замаскировать или сгладить, но хорошего сценариста в шоу не завезли. В результате герои похожи на отчаянно кочевряжащих из себя натужный пафос четырнадцатилеток. И социально неблагополучным детям из ричардова класса я могу это простить, но ведь ровно так же говорят и взрослые герои, и образованные люди, вроде кардинала, и престарелые политики вроде королевского канцлера! Причем зелень второй свежести, играющая вчерашних детишек, ещё эти беспощадные диалоги отчаянно и невыносимо
переигрывает, видимо рефлекторно, чтобы галёрка не скучала.
Зато актёры, играющие загадочный древний народ гоганов, который выражается выспренно и витиевато - мягко говоря
недоигрывают и бубнят, например “сегодня священный день” с безбрежной апатией, с которой люди обычно осуждают коммунальные платежи и другое обрыдшее и неизбежное бытовое зло. У меня есть только одно объяснение происходящему - в священный день они принимают свои священные барбитураты и им становится на всё наплевать. Так и живут (а неплохая традиция, если вдуматься).
И как бы хороши ни были костюмы, или старательны мальчики, и как бы мне ни хотелось похвалить проект за то, что он вообще есть и как-то проклюнулся на наших проклятых пустошах, диалоги - это основа, без диалогов никуда. Никаким усилием воли отрешититься от того, что актёры настолько брошены режиссером в вопросе что и как им играть, что периодически путают, куда в авторских причудливых именах и названиях ставить ударение, невозможно.
На фоне безблагодатных диалогов придираться к макияжу даже нету сил, да и про дискотечные смоки-айз молчаливой королевы уже только ленивый не написал. Нет, так не красят даже для театра, я там была, пару раз, и нет, когда режиссер просит “играть глазами”, он не имеет в виду тясячетонную убойную мощь боевого марафета, и нет,
это даже низким бюджетом не оправдать.
ТЛДР: что-то хорошее в этом сериале из одной серии всё же есть, не полная беспросветность, но уровень, при котором это смотреть не больно и не стыдно, пока не достигнут. Успехов в этом проекту.
https://julia-denisova.livejournal.com/1213125.html