• Авторизация


книги февраля: спреи и колёса :) 08-02-2022 23:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Лоран Куэйсси - Ф.К. Дик. Биография в комиксах.
… Но больше всего меня поразила любовь к фантастике, искреннее фанатское чувство. Я понимаю девчонок, которые кидаются бельишком в юношей из бойз-бендов, или сходят с ума по красавчикам-актёрам. Но это ж как надо любить истории про звездолёты и андроидов, чтобы прыгать в койку, выходить замуж и рожать детей немолодому и безостановочно галлюцинирующему параноику Филлипу Дику. Его пятой жене было восемнадцать лет на момент их брака. Он, кстати, был недоволен ею, за то, что она пытается сделать их быт “слишком уютным” и изменял с её подругой.

Да он мизогин просто, вы посмотрите на его героинь! - говорила про него Урсула наша К. Ну или как-то похоже говорила, мне дословно найти не удалось, но она же очень вежливая такая бабуля. Конечно, соглашался Дик, все мои героини дисфункциональны и порочны, я же пишу их со своих бывших жён, и что вы мне сделаете, я в другом городе.

Кроме череды звонких и юных брюнеток, у которых Дик не знал отказа, в его жизни было всё, что мог бы захотеть запретить роскомнадзор. Амфетамины, например, которые ему прописали детстве от кашля, и это начало истории, а не её конец, и фантаст ел целыми горстями всё, что не приколочено, антидепрессантов принимал уж три штуки разных одновременно, чтобы наверняка.

Психиатрического диагноза так и не получил - в разное время ему диагностировали шизофрению, биполярное расстройство и склонность к симуляции. Ну не без последнего - говорят, Дик просто любил почитать про симптомы и мастерски разыгрывал всякое перед врачами, чтобы получить побольше вкусных таблеток.

Работал он много, часов по восемнадцать в сутки, для чего тоже всякое употреблял. Ну вы уже поняли, одержимый был чертяка совершенно, жалко его, конечно, очень, может, ни минуты покоя в жизни не видел - ну знаете, чтобы за ним не следила разведка СССР или под кожей не ползали насекомые, а с неба не смотрело гигантское металлическое лицо.

А биографию в комиксах прочитать можно, она не то, чтобы очень хороший комикс сама по себе, и не то, чтобы очень хорошая биография, но кто же не любит книжки с картинками?.. Хотя если не любите, то, конечно, не читайте.
Не понимаю, кстати, как книжки про Дика или от Дика опять пробрались в мой reading list, следят они что ли за мной, или коммунисты мне их подбрасывают? Вот и комикс навел на мысль, что у меня ещё “Убик” не охвачен.

Пример арта:


Филип К. Дик - Убик.
Я думаю, что “Убик” - он своего рода аниме “Евангелион” от мира литературы. Не то, чтобы посредством него на нашу землю снизошло какое-то откровение. Ну от кого откровение, посудите сами, от бедняги Дика, крышу которого унесло в волшебную страну не хуже, чем домик Дороти? Но удачно оставленные для интерпретации лакуны, неоднозначные моменты, недоговорки и амбивалентно описанные события годами зажигают в сердцах людей искру Поиска Глубинного Смысла.

Перед нами очень “мягкая” фантастика, про людей со спец-способностями (например, прогносты видят будущее) и людей, которые эти спец-способности блокируют. Люди со способностями к блокировке называются инерциалами и у них своя организация, которая вроде как мешает профсоюзу местных людей-х. И у них конфликт. В этом конфликте меня автор не убедил - если и прогносты, и контр-прогносты продают свои услуги одним и тем же простакам, и спрос на услуги и тех, и других только растет от факта наличия второй стороны - то это никак не конкуренция же, а самый настоящий симбиоз. Ну ладно, Фил написал, что конфликт есть, значит пусть будет.

Этот конфликт приводит к тому, что золотой состав организации инерциалов попадает в ловушку, и в ней то ли погибает, то ли нет. И вот сейчас мы подошли к главному моменту Убика - события в книге описаны с точки зрения не просто ненадежного рассказчика, а ненадежного вообще всего. Нельзя даже сказать, с кем именно они происходят и в какой реальности - в рассказе фигурирует загробный мир, получаемый посредством улавливания “потока протофазонов” от мозга людей, находящихся на краю гибели, и мало чем отличающийся от настоящего. И вся эта литературная эшеровщина с разными планами разных миров, наслаивающимися друг на друга, Дику удалась, респект ему и уважуха, как говорили в моей юности.
Но одним респектом, как читатель, счастлив не будешь - а книга-то мне не очень понравилась. Да, она объективно круто написана, но она скучная и там нет героев, которых можно за что-то полюбить. Да там вообще героев почти что нет, за вычетом того противоречивого момента, что их слишком много. Толпа какая-то, может дюжина и все черти без характера, мотивации и цели в жизни. Хотя кто знает, может они и правда все черти просто в этом (или в том?) Аду.

Двести с хвостиком страниц выданной мне книги успели три раза домотать библиотечный срок выдачи и откинуться на продление - а книжка все не кончалась и не кончалась и читать её легче все не становилось. Ну еще ложечку, уговаривал меня Убик. За классику мировой фантастики . За Фила, за старушку Урсулу, называвшую “Убик” одним из самых лучших фантастических рассказов в истории человечества. Так мы, конечно, победили, но хотелось бы всё-таки не мучиться.

И за все эти мучения побалую себя чистой радостью поумничать - из всех возможных виденных интерпретаций природы “Убика” (а их много, отдельные граждане такие дерзкие, что даже считают Убик метафорой вездесущности Бога) мне больше всего понравился Убик как идентичность.
В нашем развитом обществе потребления личность сдаёт позиции идентичности, а та зачастую формируется из всякого подручного мусора, например, из лояльности брендам (покупаю продукт “зелёной” фирмы - значится и сам “зелёный”). В этом плане “Убик”, который надо покупать постоянно и который возвращает главному герою человеческий облик, и который является всем (средством для бритья, удобным бюстгальтером, вкладышем в микроволновки) здорово напоминает продукт типичной современной мегакорпорации, подгребающей всё под свой бренд. По крайней мере, это бы объяснило, почему за пределами необходимости постоянно опрыскиваться Убиком личность героя настолько эфемерно напылена на повествовательный холст.
Но, как и со всеми интерпретациями, каждый волен выбирать то, что ближе ему, прочитать “Убик” можно и как полную религиозных аллюзий историю, в которой герои открыли портал в Ад, и оказалось, что Ад - он про невозможность подлинного объективного контакта с другим человеческим существом.

Итого: люди-х начинают и проигрывают, путешествия по времени, но не так, как мы с вами привыкли, до несмешного абсурдный уровень микроплатежей (даже двери просят четвертаки, чтобы открываться, удивляюсь, что книжка не требует пятицентовик за перелистывание странички) и немного разочаровывающее послевкусие прокисших сливок в кофе Джо Чипа. Уважать эту повесть как литературный монумент я могу, но вот полюбить - нет.

Роберт Джордан - Око Мира.
Несправедливо будет мерить “Колесо” аршином мрачного, серьезного, взрослого фентези. Книжка очень подростковая и этого не скрывает, причем мечтает она о хорошо развитом и усидчивом читателе годочков эдак четырнадцати. Вернее, о читательнице - для девчушек автор расстарался. Тут тебе и разнообразные магички и описание их нарядов и украшений, и принцессы с королевишнами, и боевитые лекарки со сложным характером, и вообще во все поля матриархат. Магией в мире Джордана невозбранно могут пользоваться только женщины, а вот у мужчин-магов уезжает кукуха, так причудливо древнее зло устроило. В результате магички молодцы и защитницы простого народа, а маги - социально опасные элементы и ату их, ату.

И самое крутое - оные магички делятся по цвету штанов, и малиновым штанам три раза ку. Ну почти - по цвету шарфов. Зелёный шарф - бой-бабы общего назначения, красный - спецподразделение по охоте за мужиками, желтый - лекарки, синий - интриганки. Общество, знакомое с цветовой дифференциацией шарфов, это ли не прекрасно!

За хорошие намерения написать нетривиальных матриархальных фэнтезийных томов да побольше хочется Джордана похвалить. Вот уж действительно, не жанр, а сосисочная фабрика - тут братство кольца на Конане сидит и Ведьмаком погоняет, а мазели всё на вторых ролях, доколе. Тут же мазели в самом соку - героини получились очень живые и разнообразные и почти как настоящие девочки (а то в пресловутых “престолах”, с которыми теперь приходится сравнивать всё фентези - они либо бой-бабы, либо мамочки-наседки, с небольшими отступлениями от этих двух типажей).

А вот за исполнение придётся всё-таки поругать - то, что Джордан переписал некоторые сцены у Толкина - это ладно, кто никогда ни у кого не переписывал сцен пусть первый кинет в меня гневный коммент. Но стиль у автора вязкий, гипер-подробный и очень медленный в плане количества событий на единицу текста. Не так плохо, как у Мьевиля, где люди могут тянуть кабель три главы и примерно сто страниц, но сравнимо.

И если герои некоторых книг за один том успевают узнать, что они волшебники, и закончить после кучи приключений первый курс магической школы, то у Джордана герои не успели даже до магической школы дойти. Собственно тот кусочек мироустройства, что они успели узнать и увидеть, тоже крошечный, а мне, как читателю, трудно ухнуть с головой в волшебную сказку, когда автор нацедил из себя только чайную ложку пригодного для эскапизма сеттинга.

Нет в книжке и интересных антагонистов - на горизонте маячит древнее зло по кличке “Бальзамик”... кхем, простите, “Бальзамон”, но оно древнее, зло потому что злое, и во все поля противное, если использует как шпионов зверей - то непременно крыс, если соблазняет героя присоединиться - так уж непременно преисполнившись гнилого ликования и театрального пафоса. А я - читатель не только измученный Нарзаном, но и разбалованный злодеями с понятной мотивацией, которым можно в чём-то посочувствовать, так что такая одномерность ошарашивает. Что ж ты черную властительницу не сделал, Джордан, раз решил полный гендер-бендер разыгрывать? А? Глядишь и характер противостояния героев и сил зла бы вышел интересный, а не этот вот… бальзамик.

Итого: если в процессе вашей биографии вы были девочкой среднего школьного возраста и вам повезло прочитать творение Джордана тогда - поздравляю. Если вы такого эпизода не припоминаете - то ничего уже не поделаешь, взрослому и видавшему виды читателю ловить в этих буреломных чащах совершенно излишних описаний и вальяжных диалогов за чашкой чаю совершенно нечего. Хотя атмосфера волшебной сказки на месте, разболтана она тут до гомеопатических степеней. И, обычно, когда автор заведомо не уложился в трилогию - жди теперь беды, он и в десять томов наверняка не уложится.

https://julia-denisova.livejournal.com/1212709.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник книги февраля: спреи и колёса :) | lj_julia_denisova - Мультимодальный олдфаг | Лента друзей lj_julia_denisova / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»