Из всего невеликого богатства пройденных мной “Хало” (В виде "Простора", первой части, второй и четвертушки третьей) вторая часть пока что мне
понравилась больше всего. Да, спасать вместе с Мастером Шефом галактику от уничтожения органической жизни, конечно, весело, но во второй части ведь можно ещё и играть за ящериков, как тебе такое, Элон Маск?
Во второй части франшизы в удалой эпик классической боевой фантастики проникают нотки дистопии. Раньше мы только прописывали войскам Ковенанта в хрюкотало, ну а что ещё делать в боевичке со злобными пришельцами, а теперь нас с устройством “Ковенанта” знакомят. И оказывается, что не все так просто - не все расы, состоящие в Ковенанте, состоят там добровольно, некоторых туда затащили угрозами, манипуляциями, религиозной пропагандой и всякими другими методами нехорошими. И жить простым ковенантцам и ковенанткам несладко, и многие вообще не хотят на нас нападать, не они такие, жизнь такая. Хрюки вон даже бунт с сепаратистскими целями поднимали, но не превозмогли, у них, бедолаг, лапки.
Обычно в конфликте люди бессознательно стараются другую сторону дегуманизировать и обезличивать, и это нормальный защитный механизм психики (только “мы” и “наши” настоящие люди, а “они” - нет), а тут авторы игры так разворачивают повествование, что игрок, наоборот, начинает все больше видеть “людей” в дегуманизированных в прошлой игре войсках Ковенанта. И даже сталкивается с непростыми переживаниями, что крошил в капусту не каких-то космических агрессоров, а подневольных бедолаг. Причем всё это продается не в лоб, в принципе можно просто бежать вперед и стрелять, степень персональной вдумчивости - свободный выбор каждого игрока.
Также вторая часть истории знакомит нас с понятием “
дейтерагонист”, про которое я лично ничего не знала. И за дейтерагониста (второго играбельного героя) здесь Арбитр - представитель няшной и улыбчивой ящероподобной расы Санг’Хели, влиятельной фракции Ковенанта. “Арбитр” - это не имя, это почётная, но опасная должность - и вступающий в неё права на свое имя как раз лишается, и вообще предполагается, что он вскорости положит жизнь за благо Отечества. Арбитром нас, Тель Вадама - наследника благородного дома и самого молодого мастера над кораблями в истории Ковенанта, сделали за то, что в первой игре Шеф взорвал “Хало”, а мы этого не предотвратили. В знак позора, стало быть. Учитывая, что Шеф это тоже мы, чувства, конечно, в этот момент сложные возникают.
Здесь игра совсем неплохо
затрагивает темы дегуманизации (арбитр лишается своего имени и даже, по сути, лица, получая ритуальную маску), и, когда идешь на боевую миссию с бойцами из твоего взвода, и они комментируют что-то в духе “этот арбитр прекрасно сражается”, тебе одинакового и приятно, что тебя оценили, и больно, что оценили не тебя, а твою роль, а тебя *лично* никто и никогда больше не назовёт по имени.
И хотя игра не ролевая, это не помешало мне вживаться в переживания Арбитра и прочувствовать момент того, как больно терять идентичность и личность, или просто не иметь людей, которые могут тебя разглядеть и лично тебя ценить, какой это горький вид
полного одиночества в толпе.
В этом месте меня, конечно, можно поругать за синдром поиска глубинного смысла, но
Арбитр не просто так входит в списки самых харизматичных пришельцев в истории видеоигр, стоя на почетном пьедестале фанатской любви недалеко от Гарруса. История Арбитра затрагивает темы одиночества, поиска себя и внутреннего кризиса, и они близки, наверное, каждому, и затрагивает она их неплохо, не плоско и, что я ценю, ненавязчиво.
Геймплейно разницы между протагонистом и дейтерагонистом немного. Разве что на кнопке 4, которой Арбитр включает свой чудесный стелс-костюм, у Шефа находится вершина земных военных технологий - сподручный портативный фонарик. Но эмоционально персонажи заряжены очень по-разному.
Интересно реализована повествовательная композиция, при которой Арбитр видит раскол Ковенанта со своей стороны, а Мастер Шеф (который, если задуматься, тоже для многих обезличенная функция, но у него-то всё-таки есть пара человек, которые зовут его по имени) - со своей, и в какой-то момент их
перспективы сходятся. Такими сюжетными фортелями любили побаловать зрителя TellTale Games. Ну и вообще за всеми перестрелками игроку отсыпают интриг, политики, “вот это поворотов” и лично мне очень приятной фабулы, что человек человеку друг, ящерик человеку - тоже друг и ящерик ящерику - друг, а вот расчетливые интриганы, использующие религию как инструмент политического контроля - никому не друзья.
И музыка. Какая в уровнях за Арбитра музыка! И стелс-костюм ещё этот, можно быть космическим благородным ящериком-ниндзя и делать врагам вжух-вжух мечом из режима скрытности, а за Шефа можно прыгать с небоскребов на крышу гигантским танкам-скарабеям, что вообще полный эпик. И экшен достойный, и
уровни прекрасные. Тут и разрушенные храмы (вот бы узнать, кто и кому их строил), и подводные лифты, и космические базы, заснеженные равнины с дымящимися каркасами танков, и уровень, который ты целиком почти летишь на самолетё внутри парящей в небе колоссальной крепости, и, несмотря на простоту графики, у меня неоднократно захватывало дух.
Из минусов - некоторые
ачивки за скоростное прохождение имеют абсурдно жесткие требования ко времени, я четыре раза пыталась пробежать на скорость уровень “Regret”, и волновалась, почему упорно не выходит, а это, оказывается, один из самых сложных уровней для спид-рана во всей игре. Но это ведь даже не к игре претензия, так, к некоторым челенджам.
Я также читала, игрокам не нравится, что
концовка очень скомканная и даже частично уехала в начало третьей части - да, такая проблема объективно есть, но мне она удовольствия от прохождения не испортила, ведь теперь у нас есть роскошь играть в игры серии подряд, а не ждать выхода следующей.
Ещё у меня совсем уж
мелкие придирки к тому, что в принципе логично, что Шеф может пользоваться оружием Ковенанта, наверняка тщательно разработанным так, чтобы им свободно пользовались существа с самой разнообразной формой рук - но земные-то пушки, рассчитанные на человеческих людей человечности почему в лапищи Арбитра нормально помещаются, он же выше морпеха в полтора раза и у него четыре пальца?.. Эх, придется вольное обращение со снаряжением списать на игровые условности.
Итого: отличная костюмированная драма про одиночество, личность, религию, дружбу и всё на свете, иногда надо в кого-то стрелять, стрелять тут конечно хорошее, но далеко не главное.
P.S. озвучка озвездопленительная, у них там даже Рон Перельман есть, но я не могу уже как-то больше уровнем бережной и качественной проработки всего вообще восхищаться, устала.
https://julia-denisova.livejournal.com/1212570.html