• Авторизация


книги января: мастрид про пандемию (2 шт!) 11-01-2022 21:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ирина Якутенко - Вирус, который сломал планету.
У меня любительский разряд по ходьбе по граблям. И эта книга была выбрана мною для чтения потому, что предыдущая книга Ирины - “Воля и Самоконтроль” - мне не понравилась.
Ну, как “не понравилась” - было видно, что у автора все хорошо с экспертностью в вопросе и есть потенциал, и про биологию она пишет как молоток, а вот в плане литературных качеств и простой человеческой деликатности к чувствительным темам “Воле…” многого не хватало.
Такие книги оставляют читателя не только с новыми знаниями, но ещё и с неуютным когнитивным диссонансом - хорошую ты книгу прочитал или всё-таки не очень? Стоит следить за творчеством автора или нет? Слушать его в подкастах, включать ли в свое информационное поле? А человек плохо когнитивный диссонанс переносит, я вот тоже плохо переношу, так что “Вирус” пришлось читать неизбежно, чтобы избавиться от мучительных противоречий.

И с “Вирусом” всё уже хорошо. Авторский стиль перестал лихорадочно метаться от понятийного уровня первоклассника к уровню выпускника биофака и обратно по несколько раз за главу, и научная мысль теперь совершает свои полеты на чётко заданной высоте хорошего, пусть и безжалостного, науч-попа, ориентированного на верхний-средний интеллектуальный класс.
И если “Воля” как будто пыталась говорить на все темы на свете одновременно, то “Вирус” уже глубоко сосредоточился на теме текущей пандемии и прошелся по ней размеренно и обстоятельно.

Читателю спокойно и корректно расскажут, что такое коронавирусы и с чем их едят. При чем тут панголины и летучие мыши (в особенности летучие мыши). Как вирусы изучают, какие бывают лаборатории, и как в них проводят эксперименты. Как работают вакцины (очень хорошо, на наше с вами человеческое счастье) и какие они бывают. Как устроен иммунитет, и почему у женщин чаще бывают аутоиммунные заболевания, а у мужчин - онкологические. Как разрабатывают и тестируют лекарства. И, наконец, что там за каждый день меняющаяся движуха с Трампом, средствами от малярии и фэнтезийными протоколами лечения. Почему российские врачи при подозрении на covid назначают бесполезные против вирусов антибиотики, чем это грозит пациентам, и как именно пандемия высвечивает проблемы с мировой медицинской этикой. Что за загадочный процесс скрывается за знакомыми теперь уже каждому тремя заветными буквами “ПЦР”, и какие вообще бывают тесты, и как их стоит или не стоит проводить. Что делать, если вы почувствовали себя как-то подозрительно, и зачем нужен карантин, как соблюдать социальную дистанцию, и помогают ли маски. В конце концов, узнаете, нужно ли всё-таки мыть принесенный из магазина пакет с молоком. Ну, чем не луч света в темном царстве?

Must Read ли книжка? По-моему - да, и вдвойне отрадно, что она уже без всяких претензий со стороны читателя-душнилы в моём лице, ладная и хорошая. Ну, может, только интернет-жаргона многовато, но уж что уж, наверное, нравится автору так. Есть в аудиоварианте, с ним тоже всё хорошо в плане качества исполнения.

PS., не для рецензии. Говорить на эту тему с родными и близкими бывает очень утомительно и сложно, я в такие моменты ищу поддержки в книгах. Хорошо, если вас книга тоже как-то поддержит, и, надеюсь, что у вас-то всё не так утомительно.
Но если так же, то лучи обнимах. *вздыхает*

Джованни Боккаччо - Декамерон.
Завязку “Декамерона” вы, скорее всего, и без меня все знаете. Про необходимость бежать из горящих в огне пандемии столиц на доступные - кому уж какие - приусадебные участки и там распивать винишко, рассказывать забавные байки, петь песни и придаваться эскапизму и реэнактменту “Декамерона” не пошутил в наше непростое время только ленивый.

Если эти шутки потонули у вас в море информационного шума, то краткая суть сюжета в том, что добрый десяток возмутительно молодых и вызывающе беспечных обалдуев разных полов отправляется предаваться всему описанному в первом абзаце. Для чего участники сей мистерии каждый день выбирают себе короля или королеву из числа присутствующих, да слушают десять рассказов, по одному от каждого участника, на заданную тему. Однако, золотую молодежь лихого четырнадцатого века выгнал на дачу не шибко заразный и летальный грипп, а аж сама Чёрная Смерть, так что этим прото-тиктокерам пришлось покруче нашего и довелось повидать на улицах родного города крыс, трупы в бубонах и застать вымирание целых кварталов.

И для меня очарование книги в том, что ужасы есть только в прологе, а дальше все участники изо всех сил о них “громко молчат”. Отрываются на своих рассказах, хороводах, консонетах, венки плетут да пиры закатывают, и хоть трава не расти. Иногда прорывается упоминание кого-то там, кого чума уже забрала, но только по неосмотрительности, и все это, конечно, старательно пропускают мимо ушей. Реальность молодежь игнорирует с восхитительной самоотверженностью, всем сердцем, из-за чего получается, пожалуй что, даже саспенс - вот сидят люди, и у них там пруды, птички, веночки, цветочки, безбрежная идиллия ренессанса, а за забором-то дров не хватает тела сжигать, и читатель об этом не забывает. Эдакий литературный кофе гляссе, горячий пряный напиток фривольных и слегка скандальных анекдотов с холодным шариком реальности. Bикипедия говорит, это благодаря приёму “рамочной композиции” так удачно вышло. Ну ей, конечно, тут виднее.

Хорошо ли этот кофеёк сохранился с четырнадцатого века, не приобрел ли заплесневелый душок? На удивление хорошо. Молодежь глупенькая, свежая, хрустящая и дурацкая, прямо как сейчас, волнует их всех любовь, ревность, карьера, и возможность поязвить в сторону развратных, продажных и двуличных попов.

Взгляд автора на многие вопросы удивительно современен и демократичен (привет новелле, где два друга, чтобы не ссориться, решили, что у них все будет общее, даже жены, жены тоже идею очень одобрили, или истории, где муж, обнаружив у жены любовника, говорит, ну что ты так волнуешься, отличный же юноша, и мне тоже понравился, и потом все жили долго и счастливо).

На многие, но не на все, конечно. Каждый раз, когда, например, в новелле муж срывал злобу на своей жене и колотил её, и все слушавшие девчонки “очень смеялись” этому рассказу, разделяющая нас с автором историческая пропасть напоминала о себе. Некоторые новеллы, по современным меркам, не такие уж и развеселые: то братья из лучших побуждений отрежут голову любовнику сестры и не понимают, что это она загрустила (странная, наверное!), то муж, дабы проверить преданность жены на прочность, сообщает ей, что велел убить их детей, то живущий в пустыне монах развращает пришедшую искать духовного наставничества лолиту. Может, для современника автора это всё и было страшно забавным, но сегодняшнему читателю точно не стоит принимать благодушную реакцию декамероновской публики на отрезанные головы и обесчещенных девиц школьного возраста близко к сердцу, а то можно и приуныть, и “не поймать” дух лучезарного и ликующего удовольствия от жизни на пороге смерти, который так старался передать автор.

Язык местами, конечно, витиеватый, но в плане реалий, в плане психологии героев, их чувств и реакций читать совсем не сложно. Все истории были мне понятны, некоторые - близки, некоторые действительно от души позабавили и рассмешили. И могу от всего сердца сказать, что “Декамерон” можно читать ради удовольствия, а не из-под палки необходимости “расширить кругозор” или “познакомиться с памятником литературы”. Он не душный, не назидательный, это просто хорошая развлекательная книга для людей, которые, кажется, не так уж и изменились за последние полтысячелетия, и так же хотят любить, смеяться, плести венки и прятать голову в песок в сложные времена, как и герои “Декамерона”, которых автор, кстати, нисколечко за это не осуждает.

А, да, всё “самое интересное”, происходит за опущенными литературными занавесками, в рамках иносказаний и эвфемизмов (И каких! “Поймать соловья”, бо-о-жечки!), так что текст, несмотря на свою громкую и неоднозначную славу, совершенно пристойный, автор явно не порно писал, а гимн эскапизму. Мелодий этому гимну не занимать, это ж ещё и огромный томище, и в конце автор даже написал, что не обидится, если читатель какие-то истории пролистает, заскучав. Эх, этот бы дисклеймер, да в предисловие, касатик. А так - отлично!

Так вот героев изобразил гражданин Уотерхаус, Джон Уильям, большой молодец:

https://julia-denisova.livejournal.com/1211996.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник книги января: мастрид про пандемию (2 шт!) | lj_julia_denisova - Мультимодальный олдфаг | Лента друзей lj_julia_denisova / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»