Не совсем понимаю, как творчество Филипа К. Дика составило чуть ли не половину моего культурного досуга в этом году, я ничего для этого сознательно не делала. Оно просачивалось в мою реальность само.
Прочиталась книга “Исповедь недоумка”. Она была доступна мне бесплатно за купоны, клянусь я её не покупала, мне подбросили. Повесть “Помутнение” надо было срочно прочитать, чтобы с фильмом сравнить, и не зря сравнивала, это мой золотой стандарт “буквальной экранизации” теперь, буду именно от неё отталкиваться в качестве примера, рассуждая хорошо или плохо это ваше творческое переосмысление первоисточника. И даже сериалов посмотрелось аж жва с половиной, а их просмотр потянул за собой прочтение ещё книги и пары рассказов…
Прошлась здорово использовавшая много чего по части “электроовец” игра “Детройт”.
Нет какого-то особого небесного календаря случаем? Типа год стального голубого тигра, год пушистого фиолетового быка, год, когда Филипп К. вам в каждой почке затычка и “На переднем Стенька Разин, Стенька Разин на втором, и третьем Стенька Разин, на четвертом тоже он”? :) Ну да я отвлеклась.
“
Человек в Высоком Замке” подкупил меня тремя вещами: высоким рейтингом, тем, что он вроде как фантастика и тем, что я смогу его посмотреть бесплатно и легально на своем Amazon Prime.
Завязка там такая же, как и в книге - силы Оси победили во Второй Мировой, мир поделили между собой Тихоокеанские Штаты, над которыми властвуют японцы, и великий Рейх, с которым, думаю, всё интуитивно понятно. Но в отличии от книжки Дика, где люди просто живут в этом мире и он им кажется единственным возможным, для них он тривиальный и привычный, сериал вводит тему сопротивления бесчеловечным режимам, и, в общем-то, исследует в основном её. Всего там четыре сезона, но мой энтузиазм (и, может, и энтузиазм сценаристов) исчерпал себя на первых двух, так что о них и буду писать, зато с уважением и любовью!
Сериал очень ладненький, современный и запойно-
смотрительный. Не приходится прикладывать волевые усилия, чтобы пробираться через нудные арки и уговаривать себя посмотреть ещё серию за маму, серию за папу. Как можно было понять из этой формулировки, просмотр сериалов мне тяжело дается, так что вот такую лёгкость а-ля “Игра престолов” я ценю чрезвычайно высоко.
Актёры - выглядят хорошо, умеют играть, причем даже многоуровневых персонажей, которые вызывают чувства “блин, выглядел таким приличным дядечкой и вел себя прилично, а сам!...”.
Другой, конечно, вопрос, что даже в тех случаях, когда персонажи с теми же именами есть в книге, общего у них мало. Сальный токарь и по совместительству король кринджа из книжки Фрэнк Фринк стал тревожным художником, интеллигентом и котиком, а его подруга Джулиана - из безмозглого и беспощадного истерического торнадо стала целеустремленной манипулянткой с грацией то ли молодого оленя, то ли волшебного эльфа, то ли Одри Хепберн, и то, что манипулирует она за все хорошее и против всего плохого, не отменяет ужасающей её эффективности. Нежный и наивный взгляд Джулианы расплавит не только зрительское сердечко, но наверное даже металл, и её хочется от всего оберегать, защищать и во всём ей помогать, а потом она кого-то выкидывает с моста, подставляет или убивает и как будто сугроб за шиворот упал, у-ух, просто классно сделано!
Хотя может только на меня так работает - я как-то бессознательно думаю, что настолько красивые эльфийские девушки должны быть очень хорошими, честными, открытыми и мудрыми людьми по жизни и каждый раз страшно удивляюсь, если это оказывается не так.
А самых лучших персонажей сериала так и вообще в книге нет.
Обергруппенфюрер Джон Смит своей харизмой тащит на себе половину сериала (вторую половину тащат все остальные вместе взятые) и является золотой совершенно задумкой сценаристов в духе “как бы в Рейхе жил простой американец из 100% американия”. Честный мужик, хороший отец, прекрасный заботливый супруг, идеальный сосед, замечательный начальник и по совместительству нацист, Джон Смит не то, чтобы очень сложная метафора хорошего человека в плохой среде, но качественно сделанная и сопереживать и ему, и его семейным драмам и моральным дилеммам хочется.
Второй мой - а может и всеобщий - любимчик - инспектор полиции Кидо, у которого довольно витиеватая личная сюжетная арка превращения из человека-дерева, буратины режима и застёгнутого на все пуговицы функционера в какого-то персонажа русской литературы, надломленно-мятущегося, морально амбивалетного, философски нагруженного и вот это вот всё. Минус у неё один - выдают эту линию в год по чайной ложке, а мне, как зрителю, с первой же серии интересно, как герою удается на себя в зеркало смотреть и видеть там честного человека, если его рабочие обязанности включают в себя бросание в газовые камеры детей.
Ну и раз уж мы добрались до этого момента - сеттинг, сами понимаете, мрачный, но он очень
адекватно мрачный. Тут нет смакования чернухи ради чистого shock value, но никто и не заметает под ковёр, что Гестапо - это Гестапо, наци это наци, а японцы с ментальностью времен Второй Мировой тоже были не кавайными няшками, и не пытается отгламурить повседневность простого жителя империи зла, что было бы совсем неуместно.
Справляется ли сериал с этим хорошо? Ну, на мой взгляд скорее удовлетворительно. Отлично со сложными характерами в таком сеттинге “Семнадцать мгновений весны” справлялись (надеюсь, не оскорбляю ничьи чувства упоминанием всуе святой киноклассики?), а “Человек…” как-то барахтается в море типичной для нынешнего времени киношной сценарной импотенции и иногда выплывает.
А иногда и нет, так что большая часть “сложности” и “не плоскости” характера героев по ту сторону нацизма показана приёмом “ну зато у него семья”, повторяемым до занудного многократно (И у Джона Смита семья! И у инспектора Кидо семья! И даже у следующего кандидата на пост фюрера - семья. И у японского министра семья! И даже у его секретаря… была).
Но эта чума распространилась по современным сериалам повсеместно - вспомните те же “The Boys”, где каждый вторый герой отлит в формочку “да, он конечно злобный мудак отбитый, зато посмотрите у него сын\отец\дочь!”, или “Пространство”, где безнадежно одномерно отвратительному террористу Марко Инаросу пытаются придать человечности сыночкой Филиппом вот уже третий сезон (безуспешно).
То, что героев стараются делать не плоскими, это похвально, но сильно печалит, когда везде и всех одним и тем же способом. Defeats the purpose знаете ли.
В любом случае, я оцениваю “Человека” повыше типичного сериального безвкусного жеваного картона и даже рада, что посмотрела его, насколько хватило сил. Может, их бы и дальше хватило, не задуши меня история какой-то совершенно чуждой мне санта-барбарой аж в параллельных мирах (а у Дика в книжке была экспансия в космос, уу, ну это-то чем плохо было, это-то как раз было хорошо).
Итого: хорошая антиутопия, с на удивление верибельным сеттингом и в целом очень симпатичными многогранными персонажами. Поверьте, я не говорю этого часто! У меня обычно хорошо, если есть один-два любимчика, вот “Игру Престолов” я с первого тома и до сейчас прочитала и посмотрела только из-за Джейме, а все остальные мне там до п... до лампочки.
Ну и какая ж Джулиана всё-таки красивая, ну не могу просто, умираю как на экране её вижу, так махать ресницами должно быть какой-то конвенцией запрещено, возможно мой отзыв необъективен, это всё она, нельзя низко оценить сериал с такой няшей :)
https://julia-denisova.livejournal.com/1211177.html