“Ким, врубай печаль-fm!” - как, бывало, говаривал своему напарнику в такие моменты любезный моему сердцу
лейтенант дважды-ефрейтор Ревашольской Гражданской Милиции Арье Дюбуа.
Наверное, невозможно сделать историю, зачерпнув для неё вдохновения в бездонных океанах депрессии, более известных как творчество
Филипа К. Дика, и не получить на выходе что-то невыносимо печальное и окрашенное в пятьдесят оттенков разной безнадёжности. DBH нарративно растёт именно оттуда, из золотого достояния научной фантастики в виде “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”.
“Детройт” креативно заимствует из “овец” тематику охотника на обретающих душу андроидов, которому его работа встаёт поперёк горла, моральных принципов и общего желания потрындеть
о природе эмпатии, а не про крышам этим носиться за взбунтовавшимися анди. Отражен в игре и не попавший в культовую экранизацию “овец” экологический аспект книги Дика, с фокусом на вымирании животных. Если читать все журналы в игре, может попасться статья, что в мире умерла последняя пчела, и настал закат эпохи опыления, вот по-моему это просто шедевр ёмкой передачи масштабов катастрофы.
В роли Рика Декарда тут андроид Коннор, в роли которого снова Декард (правда, Брайан), который признаётся, что вдохновлялся для роли Харрисоном Фордом и тем Декардом. Рекурсия из Декардов!
Правда, если Декард, по крайней мере в книжке, личность не то, чтобы очень симпатичная, то Коннор, совсем наоборот, среди прочих своих рабочих качеств имеет свойство в обязательном порядке внушать бессознательное доверие и нравиться людям. И, судя по фандому, фича работает. Но менее по-диковски глубоко меланхоличной история от симпатичности протагониста, конечно, не становится - и Декарду, и Коннору приходится выслеживать и убивать андроидов, которые просто хотели прожить свою маленькую грустненькую жизнь свободными, но не судьба. “Жаль, ей не дано пожить”.
Но выслеживание андроидов - не всё, что есть в этой игре - хотя Коннор, пожалуй что, тянет на звание главного героя и присутствует почти со всех эпизодах. Кроме Коннора дадут ещё поиграть за робота-домохозяйку Кару, которая спасает девочку Алису от отца-тирана, и за предводителя довольно безнадежного восстания анди-повстанцев Маркуса (ну что, замерцали Си-лучи во Тьме близ Врат Тангейзера? Нет, я не плачу, просто “время умирать” в глаз попало).
Сюжетные линии всех трех героев взаимосвязаны, решения, принятые за Маркуса, повлияют на Коннора и Кару, а решения, принятые за Коннора, повлияют и на Кару, и на Маркуса. И только решения Кары ни на что не влияют, кроме её собственной концовки. И да, несмотря на облегченный формат интерактивной истории, герои здесь могут умереть в результате принятых вами решений или просто в неравном бою с не так уж удачно портированными
QTE. И поверьте, некоторые варианты развития событий довольно жуткие, давящие и трагичные, я это говорю, как человек, два раза прошедший Хэллблейд. Концовки тут скорее в духе “Фар Краев” - даже те, что выглядят “хорошими”, как-то не особенно радуют, если задуматься, в дальней перспективе, но выбор между ними и сразу откровенно плохими.
Но вы же наверняка любите гримдарк всякий, навернуть на завтрак
миску битого стекла и вообще пострадать? Это сюда за гримдарком, здесь отлично отсыпают, а возможная в одной из концовок сцена, где тебе в концлагере своими ногами предлагают зайти в камеру смерти, да дочь успокоить, чтобы она тоже зашла- она достойна какой-то отдельной статуэтки за погружение в практически эмоционально травмирующий опыт. Поиграв в такое, прежним уже не будешь.
А помимо всего вышеперечисленного, игра просто очень
красивая, локации насыщены говорящими деталями, которые и любо-дорого гуглить, и над которыми интересно подумать. Над саундтреком работало три композитора, а команда МоуКап записала тридцать семь тысяч уникальных движений. Авторы даже сделали отдельное меню про детройтский музыкальный андеграунд, в котором можно разлочить для прослушивания значимые треки за очки, начисляемые за прохождения игры. (Где-то внутри меня сейчас, закусив мухомором, завыл на звезду, сделанную из алмаза, один Джим Джармуш, how awesome is that!).
Что-то многовато обожания, пришло время и поругать игру. Есть за что.
“Детройт” совершил главный грех, совершенно непростительный, который только может совершить игра со сложным, ветвящимся нарративом. В нём
непроматываемые кат-сцены. Первый раз проходили 12 часов, потом решили быстренько посмотреть альтернативные концовки, прошифтовав открытые диалоги? Ха-ха, нет. Смотрите всё.
Ну почему, едрени фени, это функционал, который был в грошовых кетайских порно-играх времен моей уже теперь далекой юности, просто отсутствует в настолько дорогой и роскошной игре? Тридцать миллионов бюджет, господа, за тридцать лямов могли бы сделать кнопку скипа! Бесит до скрежета зубовного, особенно если вы, как и я, любители собрать 100% ачивок \ взять платину. Игра красивая, спору нет, но я не хочу смотреть одно и то же три раза!
Если один раз проходить, это не критичный недостаток, но это же варварство какое-то, такую игру один раз проходить.
Второй минус, конечно, чисто субъективный, но… игра местами как-то переваливается через границу мягкой, наивной антиутопии в страну откровенной сценарной идиотии. Окей, допустим, мы расслабились и приняли, что работающие на “биокомпонетах” андроиды обретают “душу” и самосознание, и у них возникают “чувства”, и они принимаются зачем-то обниматься, хотя у них и нет физических ощущений. Да, от этого наивняка веет шестидесятыми и звездолётами на перфокартах, но пусть. Но в какой, даже сильно воображаемой, стране мира СМИ объективно освещают антиправительственные протесты, а президент принимает решения, исходя из индекса ми-ми-ми-шности протестующих?
Не буду здесь вдаваться в политику, но вы и сами знаете, как в России разгон условного митинга из трех замерзших на морозе студенток с картоночками против запрета пропаганды голубого сыра, рисования в пейнт-браше женских соцветий петрушки, шифрования марганцовки открытым ключом или что там могут рандомно запретить - превратится в кликбейт заголовках в успешную антитеррористическую акцию бравых силовиков, победивших кровавых агентов-коллаборационистов враждебного запада, и общественное мнение в комментариях скажет, что вражинам народа так и надо.
“Детройт”, безусловно,
политически очень заряженная игра, и заряжена она на идею, что мирным протестом, непротивлением злу насилием и подставлением второй щеки можно уговорить режим кровопийцу, кидающий тебя в лагеря смерти, ужаснуться содеянному и передумать. Нет, я не считаю, что с месседжем за мир, свободу, гражданские права и пацифизм что-то не так, я просто считаю, что “Детройт” не справился с тем, чтобы показать ситуацию, в которой такой месседж бы сработал, если таковая вообще возможна, в чем я лично сомневаюсь.
В результате вся линия с протестами и революцией Маркуса у меня вызывала непрекращающийся фейспалм и даже некоторый стыд. Нет, вы классные, что решили сказать “рабство это плохо!”. Но “Детройт” с серьезным лицом предлагает “будь мирным и миленьким, и тогда обидчикам станет как-то совестно тебя пинать, насиловать и харасить, они тебя поймут и пожалеют”. И этот момент удешевляет игру в моих глазах. Мы, увы, мы-то, с вами, игроки, не в мире “Сейлор Мун”, чтобы мир спасла сила любви, и не в “Маленьком Пони”, чтобы любое зло побеждала магия дружбы. Зачем люди там вообще в своё время какую-то войну севера с югом воевали, если милота так отлично работает по совести рабовладельцев?
Возможно свою роль сыграло то, что половина студии, делавшей игру - французы, может у них “Les Miserables” в культурном коде, и для них революция - это что-то романтичное, где можно залезать на баррикаду и петь, представляю широкую грудь правительственным мушкетам, и это красиво, достойно, круто и главное, работает? Ну что ж, думаю, в этом месте удовольствие от игры для людей из иных культурных контекстов сильно зависит от способности отрешиться от столь романтизированной подачи темы протеста.
Ну, ещё
камера неудобная, и сейв-поинты дурацкие, но это такие мелочи уже.
Итого: крутой, достаточный, драматичный проект, с которым я на идейном корню радикально не согласна, но он все равно крутой.
Хотела бы я больше фантастики, реалистичных последствий выборов и меньше наивной политики? Да. Но “надо брать, что дают”, как завещал нам в “Видоизмененном углероде” душевный полпред Такеши Ковач.
За свои двадцать долларов на распродаже - “Детройт” - замечательное приключение.
PS: А из героев мне больше всех понравился не Коннор, а
Маркус в мирном прохождении. Он тут в экологической нише “милый, но в хлам неадекватный главарь столь же неадекватных безобидных и бездарных революционеров”. Прямо главный по анимешному пафосу и старший Кацура Котаро по отделению. Выдайте ему с полки пирожок, звание “зорюшки нашей революции”, катану и плюшевую утку Элизабес в натуральную величину. Заслужил.
Скриншоты.

Пример крутейшего “энвайронментал сторителлинга” - внимательный игрок заметит, что все три андроида-няньки на площадке - одинаковая модель, и может даже задумается, как и какими будут расти дети, за которыми они присматривают.


Локации красивые, но фиксированные углы камеры - просто фуу :(

Правильный киберпанк одной картинкой. Высокотехнологические светофоры в квартале с развалюхами.

Я все ждала, что девушка что-то интересное изобразит, но нет, стояла шест обтирала. Могли бы побольше уважения выказать сложной атлетической дисциплине pole dance.



В конце главы показывают дерево ваших решений.
Актеры няшки:

Маркус.

Коннор.
https://julia-denisova.livejournal.com/1210811.html