• Авторизация


книги декабря: Пелевин и удивительная история контрацепции 12-12-2021 20:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Виктор Пелевин - Transhumanism inc.
Никто так не демотивирует писать отзывы на книги Пелевина, как сам автор. Вот и в очередной книжке, сравнил рецензентов с собаками на выставке, которым все пахнет маслом, а искусства-то настоящего они не разумеют… После такого браться за отзыв не хочется, но я, конечно, буду - иначе как я через пять лет вспомню, в чем была суть сюжета, если таковой имелся и при чем там вообще был Трансгуманизм?

А трансгуманизм ведь практически ни при чем. В далеком-далеком будущем - даже после событий “iPhuck”-а, в котором лихорадка Зика привела к тотальному разобщению в обществе, а творчество осталось на долю уставших от жизни нейросетей и пост-ироничных ИИ - человечество продолжает жить, но, конечно, странно. Сократилось население, сократился и углеродный след, в моду вошел новый лубочный кибер-примитивизм, с дворянами, выходящими с утра в аугментированные сени гонять своих биотех-холопов. Ну это из тех дворян, кто победнее. Потому что настоящие хозяева мира ни в какие сени не выходят, а болтаются себе в виде мозгов в уютных банках, наслаждаясь всеми прелестями дурной бесконечности симуляции чего угодно на любой вкус.
И первую четверть книги этот сеттинг даже увлекает, несмотря на то, что оставляет тревожное ощущение, что “Видоизмененный углерод” с “Ложной Слепотой” устроили с “Кысью” неблагочинный тройничок. А может и больше участников там было, мало ли на свете сеттингов в мозгами в банке?..

Тут надобно сказать, что книга организована в виде рассказов-новелл, через которые на заднем плане проходит сквозной метасюжет, обычно спрятанный где-нибудь в кибер-кустах за героями. И сразу после первой новеллы начинается какая-то порнография.
И нет, не в веселом смысле, в каком текст такой игривый, что глазки загораются и сердечко бьется чаще. Нет, в смысле на страницах становится много секса, но его описания такие вымученные, бессмысленные и безблагодатные, что лучше б герои убирали на колхозном поле свеклу, наверняка проявили бы поболее живого чувства, чем в вышеописанных сценах.
То герои, скушав наркотиков, занимаются вагинальным сексом сразу после анального, и все это без средств защиты и в людном месте (такое не стоит делать даже жителю далекого мрачного будущего, а уж особенно - жительнице, так как циститам, барышня, все равно, киберпанк у вас там или не киберпанк), то автор описывает сцену минета, который один кот делает другому. Кот, Карл!
Это даже не шок-контент, текст просто вызывает терминальную степень озадаченности - зачем он это пишет, зачем я это читаю, зачем всё? Неужели Виктору Олеговичу настолько нечего сказать на тему максимального раскрытия человеческого потенциала, всё-таки подразумеваемую идеями трансгуманизма, что приходится откидываться кринжовым порно и советами “вынуть член изо рта”?..

Немного поднимается из тлена кошачьих минетов (как бы это теперь развидеть) рассказ про мастера-кукольника, воскрешающего в телах лолит духи древних мастеров меча, но радость остаётся неполной, так как и книжке скоро после этого стремительный конец, суть которого сводится к тому, что тебе бы, читатель, хорошо бы прочитать “вампирскую” серию автора тоже, потому что если ты её не прочитал, то ой тебе, а не концовка.

В общем, вы как хотите, а я пойду скинусь с телеги, которую тянет по извилистому авторскому пути, мимо лесочков, мирно колышимых ветрами повестки и волнующих автора уже четвертую книгу феминистских членов, мимо журчащих ручьев срачей в твиттере, по косогорам немудрёных отсылок утлая чипированная клячонка. И следующую книгу, пожалуй, читать не буду, потому что шутки уровня “покажи свою миту” в исполнении деклассированных и деплатформленных скоморохов уже сечайс настолько отдают прогрессирующим петросянством, что страшно подумать, что там дальше на избранном автором векторе “в темноту, назад и вниз”.

Джонатан Эйг - Рождение таблетки. Как четверо энтузиастов переоткрыли секс и совершили революцию.
Нет, всё это, конечно, хорошо, и книга про историю гормональной контрацепции была очень нужна. Но автор настолько влюблён в своих героев, что это просто уму непостижимо!
Сначала на читателя выливаются потоки восторгов про “ах, какой это был человек, потрясающий профессор, добрая душа, широкая натура, да просто облако в штанах”. Тем временем, это облако в штанах буквально на следующей странице, пользуясь властью и авторитетом, заставляет собственных студенток под угрозой отчисления испытывать гормональное средство, гоняя насильно на гинекологические осмотры и биопси (!). И “побочные эффекты его не волновали”. Но студенток заставлять сложно, так что в итоге добрейший человек отправляется в лечебницу для умалишенных, тестировать своё лекарство там, ведь тамошние пациентки удобны тем, что не могут отказаться. Но вот беда, осматривать их как-то тоже не очень сподручно, значит, надо ехать в страны третьего мира, тестировать таблетки на женщинах там, там же вообще людей никто не считает! А так, конечно, добрейший человек.

Я вовсе не считаю, что книжки надо писать только о тех ученых, которые были моральными светочами, эдак мы вообще без книжек останемся, но то, насколько автор в каком-то сахарном остервенении превозносит своих героев, вызывало у меня мучительное противоречие с тем, который треш, угар и содомию эти герои творили во имя науки.
Ну, оставим в стороне этот аспект, может, автор считал, что, если упрямо не напоминать читателю, что герои - милейшие люди, читатель и книжку-то читать не станет. И может быть правильно, книжка сложная.

Тема контрацепции крайне интересная и актуальная, и в книге хорошо показан и исторический срез Америки пятидесятых, когда у женщины, вышедшей замуж в двадцать, в тридцать уже были семеро по лавкам, а выбора-то особо и не было. Презервативы существовали, но оставляли выбор делать детей или нет за мужчиной, а мужчина, не мне вам рассказывать, бывает очень и очень разный. Можно, конечно, сказать, что не надо было и замуж за такого разного выходить, но пятидесятые, католики, контекст!

И вот группа ученых при помощи очень моторной и целеустремленной феминистки решает освободить женщин всего мира от репродуктивного рабства, сталкиваясь на этом пути со всеми возможными препятствиями - от дефицита финансирования до вполне логичного намерения католической церкви костьми лечь, но не дать людям заниматься сексом исключительно ради удовольствия. Ну или жить для удовольствия, так как за идеей “кровотечений отмены”, сомнительность необходимости которых сейчас активно исследуется, тоже стояла католическая церковь.

Работу с фактами автор проделал очень добротную. Но с оценкой этих фактов я не во всём соглашусь, а также выделить, какие из этих фактов действительно важны, а какие можно было бы опустить, ему удалось далеко не везде. Всю книгу меня душили и подстёгивали читать по диагонали бесконечные описания бытовухи - кто как выглядел, каким парнем был, какие свитера носил, кто там чья любовница, кто где познакомился со своей женой и что ему писали дети в открытках на Рождество, посылая их из колледжа (я не шучу сейчас!). Наверняка на свете есть любители такого сверх-личного подхода, но это точно не моя чашка чаю, мне было бы интереснее больше почитать про эксперименты.

Про эксперименты, справедливости ради, тоже есть и это самая остросюжетная часть книги. Настоящие феерические кулстори в духе “мы сначала попробовали вот это, и ничего не получилось, а потом попробовали ещё раз, и всё вышло, так вот вещество из второй пробы случайно загрязнили на фабрике другим веществом, и получилось гораздо лучше, этот вариант и положили в таблетки”.
Разрабатывавшие “таблетку” товарищи такие резкие и дерзкие, что подавались в FDA даже не завершив фазу исследования долговременных эффектов на людях, что случайно выяснил проверяющий, решивший в героическом порыве добросовестности пересчитать (!) количество указанных учеными менструальных циклов на количество участвовавших в эксперименте женщин.

Так что если вам всегда было интересно, почему у такой широко распространённой группы препаратов, как оральные контрацептивы, все так сложно с побочками, индивидуальной переносимостью и вообще эффектом - в книжке про это всё есть.

Что ещё более полезно, книга вдохновляет дальше разбираться в этой теме. Например, ответа, изменила ли оральная контрацепция жизнь всех женщин во всем мире так, как задумывали её изобретатели - его в книге нет. А в Интернете есть, вот интересная диаграмма с сайта ВОЗ:
Даже у себя на родине КОК - не доминирующий способ контрацепции. А в Японии, которую автор почём свет ругает и совестит за позднее одобрение “таблетки” - один из самых низких уровней ВИЧ в мире, так как прочно закрепившийся способ контрацепции - презервативы (меньше четырехсот подобных диагнозов в год, против ста тысяч в отдельные лихие годы в РФ). Так что низкий процент пользовательниц “таблетки” - это не обязательно так плохо, как нас пытается убедить в этом автор.

Текст сильно страдает от обилия воды, налитой чрез манеру автора повторять всё по десять раз, и от некоторой спутанности хронологии, которая скачет туда-сюда, оставляя читателя в месте и времени не слишком ориентированным и может вызывать сонливость.
Но книгу я всё равно скорее рекомендую, если тематика женского здоровья или человеческой репродукции как-то попадает в сферу ваших интересов, а от обсессивного описания автором свитеров и открыток всех участников безусловно исторического процесса Рождения Таблетки вам удаётся легко отрешаться.

https://julia-denisova.livejournal.com/1210260.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник книги декабря: Пелевин и удивительная история контрацепции | lj_julia_denisova - Мультимодальный олдфаг | Лента друзей lj_julia_denisova / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»