Ну давайте сразу - на паравозике “Фильм Вильнёва божественный, прекрасный, идеальный” я кататься не буду. И не от того, что фильм мне не понравился. Он… нормальный, но мне кажется, что от книжки Френка Херберта он так же далёк, как и психоделическая экранизация Линча.
Поразительно, конечно, что можно написать книжку, в своём тексте основном исследуя темы опасности культов, их харизматичных лидеров и всё это на фоне рассуждений о планетарной экологии, а получить в итоге два фильма, в одном из которых провидцы на боевых червях в священном трансе (Вы спросите, “
- Кто в трансе, провидцы или черви?”. “
-Да!”, отвечу я вам) побеждают кровавых мужеложцев, а во втором свободолюбивые самобытные пустынники многократно и немного нудно поясняют за угнетение.
И ни один из фильмов не любит саму Дюну, как она, вдохновленная соседним с нашим штатом Орегоном, того заслуживает! И оба лепят из неё какую-то Сахару, причем так увлеченно, что совершенно непонятно, как там может существовать хоть какая-то экосистема, и что там эти миллионы нудных и свободолюбивых фрименов едят.
Вообще она должна б выглядеть как-то так:

Экранизацию Вильнёва
можно за многое похвалить. Мне очень понравилась интерпретация образа
герцога Лето - если в старом фильме это просто благородный стоеросовый болван благородства, то в новом - очень живой дядька, с сомнениями, эмоциями, с какой-то даже невербальной, но считываемой самоиронией на тему “Мы, конечно, дворяне в космосе, сынок, ну ёбанный ведь стыд, но что поделать, жизнь такая, я этого тоже никогда об этом не просил”.
Удался и
Владимир Харконнен - отчего-то ни разу не названный по имени (вообще у меня создалось ощущение, что Вильнёв решил огибать острые углы, у него и джихад не джихад, и старый манипулятивный дед, эффективно строящий вертикаль власти и доящий природные ресурсы, пока население за чертой бедности - на всякий случай не Владимир, а то вдруг чего). Если старая версия барона была китчевой, нелепой и гротескной, и было совершенно непонятно, как такой припадочный психопат и извращенец может кем-то руководить, то новый барон - моё почтение! Мрачный, жестокий, властолюбивый, сдержанный, очень настоящий, с железной хваткой. Как-то даже больше хочется ему экранного времени, да и вообще Харконненам. А то Фейд Рауты вот вообще почему-то нет, где же любимый племянник, которому барон планировал подарить Дюну на блюдечке?
Про
визуальную красоту сцен все уже и без меня написали, музыка тоже очень атмосферная и эпическая. Пролеты камеры с панорамами городов - фантастика, которую мне с детства хотелось увидеть!
А что касается
минусов… может дело только во мне, но эта
Джессика - полный провал. Она же по книжкам холодная, расчетливая, опасная как гадюка ведьма-соблазнительница, светская львица, шпионка, жрица, Преподобная Мать. Она же Барон в юбке, на свой, конечно, лад, и в старом фильме бескомпромиссная медь её волос сразу выдает её наследие, так как там рыжие только Харконены :)
В жизни у Джессики была одна страсть, огромная и всепоглощающая, ей Герцог, ради которого она без особых раздумий плюнула и на свой орден, и на судьбу всего человечества, родив ему сына, так как герцог хотел сына. С уходом Герцога из Джессики уходит вся жизнь, и она возвращается в орден спокойно доживать свою жизнь его винтиком, и даже гибель обоих её детей на её глазах совершенно её не трогает. В конце концов, они ей никогда не были нужны, ей был нужен её Герцог. Её персонаж всегда вызывал во мне сложные чувства - она такая холодная, она не особенно-то “хорошая”, Джессику мало что делает человеком, но как же круто она написана! И актриса в старом фильме очень попадает в резонанс с этим образом, так себя держит, что ты видишь её - красивую, грациозную, опасную, харизматичную, да, но гадюку, готовую воткнуть ядовитые клыки во всякого, кто замешкается.
Леди Джессика здорового человека:

А в новом фильме у нас почему-то какая-то заплаканная, вечно испуганная девочка, которая, по словам актрисы “пойдет на что угодно ради сына”. Но мне не нужна “Кейтилин Старк на минималках”, мне нужна моя Джессика, дочь барона. И почему в новой экранизации настолько постеснялись её сделать сексапильной?... Когда Харконнены в топтере раздумывают, не поразвлечься ли с ней, прежде чем бросить в пустыне, даже не совсем понятно, на что они там польстились, а в старом фильме-то огого сколько она посылала им огня, чтобы спровоцировать! И актриса-то красивая, в принципе, она просто не играет этот огонь. А уж старая Джессика умудрялась связанной выглядеть так, что было понятно - из-за этого имбирного пряничка любой мужик и про приказы забудет, и товарища задушит, тут даже Голосом особо уговаривать не надо, все сделают обычные гормоны, потому что Джессика может просто брать мужиков за ноздри и укладывать в штабеля. Испортили одного из лучших женских персонажей в фантастике, ну ёлки, блин, палки.
Зарёванная Джессика курильщика:
Второй жирный, как барон в старом фильме, минус в том, что человеку, не читавшему книги,
будет понятно в среднем примерно ничего. Почему нет компьютеров ни у кого? Про Батлерианский Джихад не прозвучало ни слова, и кто, в связи с ним, такие ментаты и зачем нужны (Питера де Врие даже ни разу не назвали по имени!..) тоже не объяснили. Missionaria Protectiva была упомянута вскользь как “для вас все подготовлено”, и, конечно, из слов “для вас все подготовлено” трудно логически вывести многовековой заговор. Про шпайс даже сказали, что он несет health benefits, ну, ребят, вы правда думаете, что “гериатрическая пряность” слишком сложное по новым временам понятие? Не для здоровья он полезный, а срок жизни продлевает, люди готовы убивать за пряность ради вечной жизни, а не потому, что смогут с ней жать с груди 70 кило. Линч с волдбилдингом справился намного лучше, да ещё и в один фильм всё уложил, тут он молодец.
Ну и по мелочи - батальные сцены с махачем стенку на стенку, в которых герои не могут определиться, то ли у них есть во вселенной огнестрел, то ли всё-таки нет. сбежавшщие в пустыню персонажи натыкаются друг на друга посреди долбанного нигде, находясь не иначе как по маяку сценарного телепортатора. Космический флот Харконненов, который умудряется незаметно прокрасться из космоса, чтобы коварно и на стелсе штурмовать цитадель Атрейдесов, защищённую хуже, чем сарай с граблями у твоей бабушки на даче и т.д, и т.п. Смотрится все это красиво, конечно, я бы предпочла “осмысленно” вместо “красиво” в любой день. А ещё фильм Линча каждый раз до мурашек
прёт своим психоделом, своим “спящий должен проснуться”, атмосферой мистики. А у Вильнёва получилось хорошо, но как-то
скупо, что ли, как будто искры божественного вдохновения хватило только на няшный артбук вместо фильма.
https://julia-denisova.livejournal.com/1210052.html