[Эмпатия] Главное в Элизиуме для меня - то, что игра смогла выкопать из под руин защитных механизмов и многолетних наслоений рационализации совершенно волшебное чувство, что завтрашний день будет просто прекрасен, без всякой причины, просто так, возможно, какое-то чудо придет с запада или северо-запада, но оно точно надвигается и всё обязательно будет хорошо и интересно. Согласно моим записям, последний раз я испытывала такое чувство в декабре. В декабре девяносто четвертого.
[Сумрак] Ты про что пишешь-то. Ты не про то пишешь. Не надо про себя, про игру надо.
[Энциклопедия] Не про игру, а про уникальный симулятор мультиагентной личности.
[Электрохимия] Как если бы “Гинтама” была в Питере. Как будто в Питере, ****, всё происходит, бутылки эти собирать, историческая застройка, мостки, построенные с нарушением строительных норм…
[Самообладание] Ты ведь понимаешь, что к этому моменту половина читателей уже заскучала и закрыла рецензию? Возвращайся к сути вопроса.
[Психологическая волна] А мне вот очень понравилось, как у героя сила воли падает, если на него кто-то агрессирует или гадости говорит, и поднимается от поддержки и принятия, или когда он чувствует, что с чем-то справился хорошо.
[Внутренняя империя] Я хочу отрастить бакенбарды... Чтобы хоть с ними разговаривать? О поддержке и принятии? Интересно, с чего начать?
[Логика] Начни с постановки проблемы.
… А проблема-то в том, что нельзя описать DE парой слов, вроде “олдскульная РПГ” или “крутой детектив”, или “постмодерн-нуар”, или “это мастхэв”, игра многогранная, как личность главного героя. В которой, кстати, аж двадцать четыре активных агента и они *все* комментируют происходящее с ним. Ну, эти голоса в голове, как у всех нас.
[Сумрак] Ты поосторожней на поворотах-то.
Только у Г…
[Эмпатия] Стоп-стоп-стоп, ты понимаешь, как людям будет обидно, если ты им сейчас заспойлеришь имя главного героя? Ведь загадка, как тебя зовут, держит тебя перед экраном первые несколько часов игры.
Только у нашего героя внутренние голоса не какие-то банальные, вроде “мама” или “внутренний критик” или “тот голос, который всегда едко комментирует, как на мне сидят штаны”, а целое внутреннее ментальное королевство загадочных психологических паттернов, типа “Полицейская волна”, “Трепет” или “Техника”. Приём прекрасный, раскрытие героя происходит не через его внутренние монологи, а через его внутренние диалоги, в которых ты как-то и узнаешь сам себя, так как в начале игры ничего ты о себе не знаешь.
[Психологическая волна] Так и ходишь по городу, постоянно рефлексируя “это мне как” и “а это для меня про что”.
[Электрохимия] Рефлексируешь, как же, кто восемь часов был закцилен исключительно на своей секусальности?
[Самообладание] Кхм. Ни слова про гей-подполье. Просто цыц!
Но задача твоя в игре и в жизни всё-таки не отрефлексировать, кто ты такой, а раскрыть загадочное и очень жестокое убийство, практически линчевание, ведь ты - детектив. Сваренный вкрутую детективнеший детектив. Для этого придется разобраться вообще во всём - какие именно квадратики с ничего не говорящим тебе названием здесь идут за деньги, чем недовольны рабочие в доках, какой именно ты какаду, в чем суть расовой теории, загадочной феминистической агенды и свободного рынка. Впрочем, на самом деле ты можешь и не думать про феминистическую агенду. Но мой герой решил стать феминистом, так всем и отвечал “я не алкоголик, я феминист”.
[Электрохимия] Гинтаааааааама в Питере.
[Самообладание] Да цыц же!
Кроме субличностей, у героя есть ещё мысли, и пока он их думает, он получает дебаффы, так как трудно сосредоточенно что-то делать и ещё и думать при этом. Всё как в жизни. А кроме мыслей у него ещё есть напарник.
[Эмпатия] Божечки-кошечки, Ким такая булочка с корицей, эта его сдержанность, этот его печальный сарказм, это его уважительное принятие или отстраненное осуждение. Можно мы его оставим себе, пожалуйста-пожалуйста?!
Напарник в ответе за то, чтобы, несмотря на всякие дикие фортели (это диско, детка!), наш герой всё-таки держался в относительно вменяемых рамках сюжета и не порол уж совсем дикую дичь.
Пороть дичь всё равно можно и весело, ну в крайнем случае нелепо умрешь и в газете напечатают ироничный некролог, некоторые игроки даже соревнуются, собирая всю коллекцию. Я вот первый раз умерла, почитав свой дневник и зверски триггернувшись о драму своего прошлого, которая полагается каждому сваренному вкрутую копу. А то годы не те, и сердечко пошаливает, а там в дневнике такое. Такое.
Ах да, геймплей. Его нет. Ты просто ходишь по озвездопленительно красивой карте и тыкаешь объекты, ну и там диалоги всякие появляются, проверки навыков, опыт всякий получается, иногда конечно и счастье, но чаще опыт. С одной стороны, казуально, и может кого-то это оттолкнет, но я говорю визуальным новеллам и их сестричкам своё громкое alons-y!
А потом ты возвращаешься в реальный мир спустя часов тридцать, и думаешь, а может послушать диско и принять магний? И не только это. Много чего думаешь, на самом деле, о том, что каждый из наc каждое утро просыпается на месте Г… героя и пытается изо всех жить так, чтобы сегодня было лучше, чем вчера, и пытается принять, что вчера всё получилось косячно и стрёмно, зато сегодня может кому-то нужна твоя шапка, может у кого-то там совсем рядом мёрзнут уши, а ты можешь помочь.
[Эмпатия] И вот знаете что, если у вас много голосов в голове, и много прошлого, которое сложно отпустить, и эйфорическая реакция на задники в виде картин маслом - берите DE!
[Самообладание] Ну ты вообще многие аспекты игры не отразила. Антагонисты очень спорные, если не сказать слабые, основная механика - сейв-скам, от которого просто никуда не деться, лор сыпется как из мешка, и совершенно никак не показан, представления о свободном рынке у них какие-то дурацкие, багов выше крыши, то телепорт не работает, то неписи пропадают, и вообще, вдруг у кого-то аллергия на чтение? На много-много чтения.
[Энциклопедия] и не сказала, что это всё Альфина переводила!
[Эмпатия] Цыц. Мистер овечка очень мягкий. Такой мягкий. Вот что по-настоящему важно.
https://julia-denisova.livejournal.com/1202021.html