Рэй Брэдбери - Вино из одуванчиков.Мировой бестселлер, известное и всячески расхваленное за неповторимую атмосферу ностальгии, лета и детства - “Вино из одуванчиков”, мне, как теперь говорят, "не зашло".
Ощущается в нём какая-то подозрительно сладкая нотка, как будто тухлица перезревшего фрукта, как будто переслащенный чай. При чтении ни на секунду не забываешь, что вот, перед тобой взрослый, усталый, сложившийся автор средних лет, пытающийся написать сочинение "как я провёл лето", на ходу выдумывая и само сочинение, и школьника, который его пишет. Иллюзия детства не работает.
Конечно, практически все книги с героями-детьми написаны взрослыми, но, когда читаешь про приключения Пеппи Длинныйчулок, ведь нет ощущения, что за рычажками в голове Пеппи сидит очень задолбанная женщина с платежами по ипотеке, двумя детьми и высоким давлением? А вот от героев "вина" это ощущение есть.
И способствует ему в первую очередь витиевато-ажурная, очень вычурная и совершенно недетская речь героев, пересыпанная оборотами вроде "взметнулись поджавшими рожки улитками звёзды", и "в конурах взмокшими комками шерсти лежали потные собаки". Ага, именно так живые настоящие десяти-двенадцатилетки и думают, именно с этой соподчинённостью членов предложения. И если автор серьезно утверждает, что он так и думал в детстве, то он себе льстит, а читателю своему врёт. А враньё - это последнее, что хочется видеть в автобиографии.
А во вторую очередь выбивает из погружения в историю совершенно недетское ностальгическое смакование темы семейности. С местами совсем уж диковатыми коленцами, например про то, какое у супруги изобретателя восхитительное тело, без всяких мыслей и без устали рожающее детей и стряпающее еду. Это где ж такие мальчики, которые это вот думают про взрослых тёть?
А в старой полуслепой бабушке как будто бы главное, чтоб стряпала на всех домочадцев с утра до ночи, вот тогда она счастлива и на своём месте. А если ей очки получше купить, она, конечно, загрустит и сломается. Тут бы можно было возразить, что в картине мира маленьких мальчиков это, возможно, как раз и есть самое правильное на свете место и предназначение бабушек - но давайте тогда уже автор определится - он показывает мир глазами ребенка или всё-таки нет, с точки зрения взрослого дядьки рассуждает, что бабушка - это такой бытовой агрегат?
Мы всё-таки туда или сюда? Когда герои жалуются, что жаль, что девушка-жертва отбилась от насильника и убийцы - ведь в посёлке теперь будет скучно - это позиция маленького глупого ребёнка и её можно понять, или это позиция взрослого автора, и тогда это полный атас?
Когда в одном эпизоде книги девочки крадут у старушки ценные вещи, "помогая ей принять настоящее" - это наивно-эгоцентрический взгляд ребенка, для которого старушка - не личность, а источник безделушек и дармового мороженного, или это взгляд взрослого эго автора про то, что это как раз то обращение, которого заслуживают старушки, так и надо?
В итоге взгляд автора какой-то уж очень душный, местами слащаво-сентиментальный, но при этом без эмпатии к убитым девушкам, колотящимся по хозяйству бабушкам и обкраденным старушкам. И сквозящая в произведении тема того, что люди - это такие машины (машины счастья, машины времени и т.д) - очень тревожно-скребущая, отдающая холодным лязгом дегуманизации. И шутейкам про то, что с маньяком ведь гораздо веселее, чем без маньяка, как-то не место по-моему в легкой и развлекательной летней детской книжке.
Совсем не моя книга, и вроде не удаётся ткнуть пальцем, где конкретно плохо, но что-то не то с этим винишком, и неправильные пчелы делают неправильный мёд, от него не тепло, от него возникает вопросы - за что вообще автор так ненавидит старушек?
Джастин Хэммек, Мадлен Пакетт - Вино. Практический путеводитель.Очень годный мануал начального уровня про вино, касающийся широкого круга вопросов. Самым простым языком и местами даже наглядной инфографикой пояснено, что это за красное такое и за белое, и почему оно сухое, когда мокрое, в какую тару его льют в приличных домах, что за заморский и дюже причудливый такой графинъ этот ваш "декантер" и как так выпить и записать свои впечатления, чтобы с того была польза и себе, и людям.
Галопом по европам и немножко америкам рассказано об основных винодельческих регионах мира, что там растёт, каково на вкус и как это связано с климатом. Всё снабжено картами, которые приятно разглядывать.
У книги приятная и четкая цветная печать, а вот обложка с прошивкой явно бюджетные, и хорошая раскрываемость есть не на всех страницах.
Всё равно она может и полку собой украсить, и пригодиться для томного перелистывания на дружеских посиделках с вином и обсуждением, кто услышал нотки муската, а кто - гравия в своем вкуснейшем бокале.
Одна беда - через границу эта книга шла несколько лет, так что авторские актуальные рекомендации по винам с тех пор стали значительно дороже.
Итого: пригодится, если хочется иметь на полке красивый альбом про вино и не лазать в интернет искать слова, чтобы описать вкусо-ароматику каждого встреченного нового сорта. Как-то так, как по мне, и должен выглядеть хороший базовый путеводитель по напитку, а не та очень многословная и без всякого сомнения высокохудожественная, но в практическом смысле бесполезная книжка, которая у Иэна Бэнкса
про виски.
Айра Чейлефф - Осознанное неподчинение. Как реагировать на спорные распоряжения.Тема подчинения и неподчинения просто обжигающе горяча последние полвека, как ни одна другая в психологии, наверное.
Она выросла из огромной общественной послевоенной травмы, и попыток общества осознать, как так, приличные, обычные люди, такие же, как мы с вами, могли работать в концлагерях, могли писать доносы на друзей и родственников, участвовать в травле "врагов родины" и в репрессиях? Может ли это снова случиться с нами?
На постсоветской территории эта тема воспринимается особенно близко к сердцу, так как люди у нас тут часто выращены между молотом "своей головой думать надо, а если все с обрыва прыгнут, ты тоже прыгнешь?" и наковальней "старших надо уважать" и считать абсолютно правыми всегда и во всём.
Работа Айры Чейлеффа одна из очень многих книг по психологии, пытающихся нащупать какой-то путь утлой лодчонки личной воли человека по волнам непререкаемых авторитетов и сквозь шторма непреодолимых обстоятельств. Что делает книгу уникальной - так это собаки-поводыри!
Фундаментальный конфликт между тем, что от совершенно недисциплинированного существа обществу так же мало пользы, как от некритично подчиняющегося биоробота, автор охотно и много иллюстрирует на собаках. И еще немного на финансовых воротилах, но никто не заводит пушистого финансового воротилу, потому что он милый и верный, так что давайте про собак.
Так вот, собака поводырь должна слушаться команд и быть очень кооперативной - но еще она должна уметь не подчиняться. Человек говорит иди вперед - а там красный свет на светофоре, или дорожные работы или край платформы. И собака должна уметь отличить ситуации, в которых нужно подчинятся командам, от тех, где подчинятся не нужно. Этот навык - осознанное неподчинение, и если его не удается развить, то поводырем собаке не стать.
Осознанное неподчинение можно и важно тренировать, но у людей его не тренируют обычно ни в семье, ни в школе (поднимите руку, если вас хоть раз похвалили за спор с учителем!), ни на работе.
Последствия от этого сами знаете какие - от девушек, не умеющих говорить "нет" мало-мальски авторитетной фигуре (привет, Вайнштейн-гейт), до самолётов, падающих от того, что второй пилот не стал спорить с капитаном о том, что на приборах хрень какая-то, а не “всё нормально”, как настаивает кэп.
Итого: книжка - огонь. Я вот очень не люблю выражение "заставляет задуматься" - как будто человека надо "заставлять" думать. В английском лучше, про такое говорят "thought provoking " - подначивает, провоцирует поразмыслить. И вот эта книжка - она такая, не то, чтобы автор прямо фундаментальные исследование какие-то провёл или открыл три Америки - нет, она просто провоцирует думать про это самое осознанное неподчинение и про то, как можно помочь другим с этим важнейшим навыком. Возможно, что это один из самых главных навыков в жизни человека - не подчинятся и не бояться спорить и отстаивать себя.
Ну и про доступность среды для слабовидящих тоже страшно интересно, чего уж там.
https://julia-denisova.livejournal.com/1193397.html