Wilde (1997)Уайлд - пасторальное, английско-лужаечное и очень грустное кино, про нарциссизм, абьюз, и склонность богемной публики к тому, чтобы распнуть какого-нибудь безобидного чудака, проповедующего ей про любовь.
Стивен Фрай прекрасно играет Оскара Уайлда, который в этом кино просто не мужчина, а облако в штанах: добрая, грустная, человеколюбивая плюшечка. Уайлд безумно любит свою жену и детишек, и веселить публику и делать жизнь людей смешнее и лучше. И верит, что если с кем-то обращались плохо, а потом взять и с этим кем-то начать обращаться хорошо, то этот кто-то обязательно исправится.
Этим-то и воспользовался Боззи, тут его играет Джуд Лоу, испорченный, наглый, нарциссичный мальчишка, погубивший в итоге гениального драматурга. Настоящая воронка тьмы, в которую улетают деньги Уайлда, его работоспособность, его семейное счастье, а, в конце концов, и его свобода и его жизнь. И пока его жизнь летит под откос, Уайлд продолжает повторять, что Боззи просто бедный мальчик, которого так страшно тиранит отец.
Смотреть это кино, конечно, тяжело. И из-за желания выкинуть персонажа Лоу из окна очередного шикарного отеля, снятого на деньги Уайлда. И из-за того, что "конец немного предсказуем" и хочется вместе с друзьями Уайлда постараться его отговорить затевать тот злополучный суд. И из-за убеждённости Уайлда в том, что любовью и заботой можно "исправить" персонажа, который тобой просто пользуется. Уайлд, конечно, очень умён и всё понимает, но он отравлен надеждой - той самой надеждой со дна ящика Пандоры, последним из зол. Какая безнадёжная, безрадостная, трагичная доброта.
Ещё в фильме просто невероятные женские персонажи. Что мамка Уайлда "Если ты бежишь из страны, я от тебя отрекусь! - Если я бегу из страны, я ведь сам от себя отрекусь...", которая любит его таким, какой он есть - бросающим вызов обществу, и не пытается его "уберечь", потому что его уберегать - это же будет уже не он. Что жена Уайлда, которая ему бесконечно предана, но заперта в своем глухом корсете общественных приличий, казалось бы, второстепенный персонаж, но какую глубокую личную эволюцию она проходит на экране.
И, наконец, да, фильм поднимает тему запретной любви - любви Платонической. Любви ментора и ученика, которая что тогда была табу, что сейчас. Что тогда было непонятно, хорошая это идея или всегда дисбаланс власти, что сейчас. В этом "Уайлд", мне кажется, странно рифмуется с “Ганнибалом” - которой тоже считал, что любовь это "нашептывать в куколку", развивать кого-то. Что ж, и для Ганнибала, и для его "куколки", и для Уайлда игра в платоников закончилась плохо.
Ну и до кучи в фильме есть слой религиозных аллюзий, поданный через сказку, читаемую за кадром - они не особенно в лоб, но есть. Думаю, сегодня бы такое кино из-за них оскандалилось, но тогда были свободные девяностые :)
Zabriskie Point (1970)Спустя десять лет пересматривать кино, которому влепила двойку по десятибалльной шкале? Могу, умею. “Забриски Пойнт” публика не поняла в своё время, но потом он почему-то стал "культовым". Никто не знает, почему, и толком не может сформулировать, о чем это длинное кино. Типа о юности и бунте, но это не точно.
Начинается всё со студенческих беспорядков - черные недовольны, как белые бунтуют, мол, ничего белые не понимают в бунтах, и вообще твоя моя угнетай, иди почекай привилегии. Происходит всё в каком-то топовом ВУЗ, куда хоть черный, хоть белый, хоть клетчатый сможет попасть только из хорошей семьи и за дохренналион баксов, у всей нашей с вами родни почек на такие деньги нет, так что в суровой России особенно остросюжетно смотреть, как там они выясняют, кто больше угнетён.
В процессе бунтов надо конечно громить витрины и стрелять в полицию (не спрашивайте, зачем). Вот гг как-то потерся бочком об этот движ и потом решил угнать самолет и улететь. Куда улететь и откуда он умеет водить самолет? А, пофиг, режиссёр как-то выше того, чтобы раскрывать мотивацию героев или делать связную историю.
На самолете он встречает девку на машине, которая тоже едет из ниоткуда в никуда. Зовут её Дарья, и мы знаем, что она тоже против системы - вот, даже презирает работу, да так, что сделала себе удачную карьеру в большущей злющей корпорации через постель шефа. Ух, какая бунтарка! Ух!
Встретившись, парень из самолета и девица из машины употребляют вещества и имеют половые отношения посреди пустыни. Смотреть на это все физически больно, и что режиссер хотел сказать, обильно пескоструя героев - для меня загадка. Вообще, если бы в фильмах так плохо показывали еду, как в этом фильме показан секс, то герои за завтраком намазывали бы себе паштет в ухо!
Потом парень умирает (не от секса), а девка смотрит глюны с летающей под Пинк Флойд замороженной курой и фильм кончается. Брр. Ну не знаю, может лет через тридцать ещё пересмотрю и тогда-то мне смысл и откроется.
Пока из фильма можно сделать вывод, что
- черные и в семидесятых были так же всем недовольны и угнетены
- автор сценария с трахом в барханах никогда никого не трахал в барханах, возможно даже никого не трахал нигде, возможно он даже гриб с Юггота
- Можно быть содержанкой у миллиардера и ух как против бездушного капитализма одновременно.
https://julia-denisova.livejournal.com/1188268.html