Французский ироничный постапокалипсис в модном жанре фростпанка? А нет. Опять опыт.
Со мной тут на днях случилось неладное кино Snowpiercer, или, как я его вольно перевожу, "Снеготык", с которым не так вообще всё. Мне предложила его любимая муза, говорит, “ну там же наша Тильда играет”. Хорошо, говорю, за себя и за Тильду я еще и не такое смотрела.
"Снеготык" зачем-то притворяется фильмом про последствия глобальной катастрофы, которая представлена рукотворным планетарным оледенением, но, конечно, каких-то реалистичных последствий или причин хоть чего-то в фильме нет. От терминального отморожения всего человеческого люди спасаются на поезде, работающем на вечном двигателе (!), за изобретение которого главного инженера Уилфреда засмеяли (!) несколькими десятилетиями раньше.
# (!) = "я внутренне ору благим матом"
Так вот, немногие спасшиеся от глобального похолодания бесконечно едут на поезде из ниоткуда в никуда.
Мы с музой переглянулись.
- Глобальное похолодание? Это же было у Воннегута...
- Бесконечно едут? Но это уже было у Пелевина в "Желтой стреле".И вот в этом месте с очевидностью и бескомпромиссностью закипающего чайника со свистулькой становится понятна основная проблема фильма: американцы руками корейского режиссёра сняли по лежащему в основе французскому комиксу невероятно серьёзный фильм. Сняли неиронично, пафосно, с идиотски суровыми щами.
И когда я говорю "французский комикс", то надеюсь, что в вашей голове рисуется ассоциативный ряд из, например, фильма "Бессмертные: Война миров", весь смысл которого в том, что синеволосая бритая тян трахается с человеком с головой птицы.
Это чувство сложно передать словами, но в европейских комиксах есть такая особая отбитая европейская безумина, в которой уместно смотрятся и синекожие бритые тян, и поезда на тысячу и один вагон на вечных двигателях, и вообще любая отбитая ебенестерия.
Но американцы всё сняли без безумины и выглядит всё в результате до зубовного скрежета кринжово. Причем в безумину-то они вполне умеют! Мне на ум приходит "Донни Дарко" и "Лабиринт Фавна", которые умудряются показывать очень вычурную реальность, оставляя на усмотрение зрителя разбираться, что это он сейчас увидел - глюки, фантазию, бред, магический реализм? Но вот несчастному "Снеготыку" безумины и неоднозначности не досталось совсем, и поезд на вечном двигателе предлагается принять как часть безнадёжно реалистичной реальности.
И как часть реальности предлагается принять, что общество в поезде разделено на классы, и в хвосте обитают "пролетарии", а в носу "элита". Но ведь пролетарии не имеют никаких средств труда и ничего не производят, какие же они тогда пролетарии - возникает закономерный вопрос.
“Ой, ну что ты такая нудная”, в этот момент отмахивается от тебя фильм. Смотри, у нас тут измазанный говной какой-то (ведь пролетарии-косплееры, конечно, не моются) Крис Эванс поднимает восстание хвостовиков и хвостовичек против носян-угнетателей (!).
Причем когда ГГ доходит до головного вагона, оказывается, что носяне еще и сворованными у хвостовиков детишками чинят поломавшиеся части (!) вечного (!) двигателя (!).
- Кидают, понимаешь, души младенцев на корм своему ложному богу, чтобы маяк Астрономикона ярче светил...
- "Чего?" не понял меня Дима.
- Ладно, забей, я хотела сказать, что тема очень поношенная!Где-то на этом моменте кино и кончается тем, что герой офигевает от открывшейся ему страшной Правды и не делает ничего.
Сопереживать проблемам людей на экране у меня, конечно, не получилось - вообще я плохо сопереживаю на фоне постоянного внутреннего крика о нелогичности происходящего. Это как если бы в театре на заднем плане люди стулья носили, только тут же как будто целый мебельный завод в каждой сцене обнесли.
Итого: фильм вызывает чувство неловкости. То, что явно задумывалось автором как абсурд, подается на серьезных щах и это выглядит ужасно. Это как если "Чебурашку и крокодила Гену" на полном серьезе сняли фильмом про то, как мутант-мигрант неопределенного гендера живет с разумным крокодилом и они пытаются наладить отношения с токсичной пенсионеркой, найти себя в этом мире ну и не знаю, бороться за свою любовь. И все бы критики такие ставили десятки типа "ой да, такие жизненные проблемы кино поднимает, такие сложные темы про равенство".
Аааа! Даже Тильда не вытаскивает.
PS. Интересно, а я могу заявить, что ничего не производящие измазанные говной неграмотные пролетарии меня как-то оскорбляют как негативный стереотип о пролетариях? XD
PPS. А ведь счастье было так возможно - взять бы "Желтую стрелу" Пелевина и позвать Джармуша снимать, как люди играют в шахматы подстаканниками, едят достатую из фольги курицу, ругаются, открывать или закрывать окно, и выходят в тамбур покурить. Все это, конечно, в чб под гитарные соло и часа на два. И чтоб Игги Поп был в эпизодической роли бомжа. Вот это было б кино!
https://julia-denisova.livejournal.com/1183497.html