• Авторизация


клубничка курильщика (купороса?) 11-03-2020 20:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Дэвид Лоуренс - Любовник леди Чаттерлей.
Ожидания: наивная, эфемерная и ситцевая чопорная старосветская клубничка, слегка тронутая нафталином.
Суровая реальность: жестокое обращение с детьми и животными, чудовищные кинки, разговоры "что же будет с Родиной и с нами" и, внезапно, большевики.

Эта одна из самых угнетающих и беспросветно мрачных книг, которые мне доводилось читать в жизни. Как будто смотришь "Реквием по Мечте", когда-то тогда, в школе, в первый раз, только книжка, которая вроде как задумана автором как романтическая. Но что это за “романтика”... героиня, её зовут Конни, замужем. И муж её остался после войны инвалидом, ему парализовало нижнюю половину тела. Понимая, что такое положение дел тяготит его молодую жену, он соглашается, чтобы она устроила свою интимную жизнь так, как сочтёт нужным, а если вдруг получатся дети, так это и отлично, он всех признает своими и воспитает как настоящих лордов.
Казалось бы, уже неплохая драма! Если бы она оценила то, что супруг поступился мужской гордостью! Если бы он действительно поступился... но нет, муж чуть ли не палкой в спину подталкивает жену "ну иди, давай, изменяй" потому, что мало её ценит, у него вообще в голове сплошная индустриализация, жена - это такой станок для производства наследника.

Тут, вроде бы, читательское сердце уже приготовилось пожалеть героиню, но так ведь нет. Надоумленная сходить "налево" собственным мужем, Конни в ближайшем лесу немедленно втрескивается в лесника-гопника, грубияна, альфача, сексиста, расиста, гомофоба и хама.
Чего только стоит их первая встреча! Героиня слышит детский плач, выходит на полянку и видит, что лесник застрелил кошку. И не просто застрелил кошку, а на глазах у собственной дочери, которая и рыдает по погибшей киске. И этот скотский егерь еще и орет на ребенка в матерных выражениях, мол, заткнись, чего ты разревелась. На минуточку, у нас такие шутки - это УК РФ 245, подпункт б, от трёх до пяти лет лишения свободы.
И что вы думаете Конни? Немедленно требует уволить егеря? Злится на урода, застрелившего ни за что котеечку? Возмущается тем, что кто-то кричит на плачущего ребенка? Ничегошеньки подобного. Конни начинает томно размышлять, какие у егеря глубокие глаза, полные тоски и вообще как он хорош и как было бы здорово, люби он её прямо тут, в этих гортензиях. Мне люди, конечно, с разными заскоками встречались и в жизни и в книжках - но возбуждаться на насилие над котейками и ор на детей?! Блин, Конни, что с тобой не так, ты латентный Ганнибал Лектор что ли, ну как так-то?

Ну, долго ли, коротко ли, героине удаётся грянуть егеря-зоосадиста оземь и начать сношать. Егерь в процессе очень проникается и начинает вещать. И лучше бы он был немой, честное слово. Вещает егерь о том, как славно, что Конни не выпендривается, место своё знает, вся ему отдается и служит таким отличным набором анатомических отверстий, как и положено порядочной бабе. И насаживаться любит и всегда готова, а то вот бывают еще женщины, которые не попадают на седьмое небо от счастья от одного прикосновения к члену, это потому что они лесбиянки и их надо убивать таких, а то что они мужиков оскорбляют тем, что есть. Да, кстати, ещё бывают чёрные женщины, они конечно противные и “вымазанные грязью”, но для секса сгодятся.
Ну и большевиков герои обсуждают еще в перерывах между скачками, что уж, видимо, без разговоров о большевиках ни одна эротика как-то не была полна.

Сопереживать эротической компоненте романа просто невозможно, так как участвующие в эротических актах герои вызывают захлестывающее, глобальное отвращение, и что уж там - даже гнев, злобные, эгоистичные, испорченные дятлы с эмоциональным интеллектом табуретки. Мне бы было жаль конниного мужа, но так нет, и того под конец книги потянуло разглагольствовать про то, как славно править железной рукавицей и сексуально угнетать свою престарелую нянечку-сиделку. Совсем кукухой тронулся, боярин.

Последняя надежда у меня оставалась на то, что автор не просто так написал эту жуть про то, что в бабе главное дырка, а в мужике неугасимый круглосуточный эпический стояк и "таинственная тяжесть мошонки". Может, автор всё это на самом деле осуждает?
Но нет, из послесловия становится ясно, что героев автор такими написал искренне, мол, надо больше говорить про секс, вот как герои, фаллическое возрождение - хорошо, наука там и прогресс - плохо-плохо. И вот эта эта позиция автора и роняет окончательно читателя в беспросветность. То есть автор не только придумал героев, которые без задних мыслей и моральных терзаний готовы бросить - один - ребенка и мать-старуху, а вторая - мужа инвалида, и махнуть кутить и беспечно жить в английских колониях. Автор ещё и сам в этом поведении ничего отталкивающего не видит.

В этой книге минус двести семьдесят три градуса по температурной шкале горячей эротики, разве что можно порадоваться, что главные герои - такие два сапога пара и не испортят собой жизнь приличному человеку. Если таковые люди в авторской версии мира вообще есть…

Итого: девочка-пустышка и два невыносимых дурня, один нарцисс, второй токсичный мачо. Секс в романе скучный как труха и такой же далёкий от жизни, как стереотипное порно.

Дэвид Лоуренс - Сыновья и любовники.
Да, попадались мне семейные саги с неблизкими и непонятными героями, но "Сыновья и любовники" - явно перебор! Пойдёмте на свой страх и риск погружаться в жизнь семьи Морелов и тихого шахтёрского городка, где люди пьют медный купорос, в горячке спора кидают друг в друга шкафы и дают детям играть со взрывными устройствами, и это ещё не самое странное в местных нравах.

Лоуренс в одном из своих рассказов писал, что среди простого рабочего народа бушуют необузданные страсти. Но то, что творится в "Сыновьях и любовниках" - это уже не страсти, это какая-то психиатрия.
Так, в одной сцене муж, мистер Морел, возвращается домой из кабака. Жена на него сходу начинать орать - нет, правда орать! - что, де, "пил со своим дружочком, и этот дружочек плохо заботится о своих детях, как ты мог пить с таким дружочком". Морел звереет, кричит, что она лгунья, и, внимание, роняет на жену шкаф ("нормальный" такой ответ на претензию, а, главное, ассиметричный).
Через минуту оказывается, что шкафом он её немного ушиб, ему становится её жалко, они мирятся и живут дальше хорошо ещё примерно две страницы.
Через эти две страницы у них опять скандал и Морел буквально выгоняет жену на мороз. Но через полчаса жалеет её и пускает обратно домой. А потом он решает уйти из дома и складывает вещи в тюк и не уходит.
Потом у них внезапная вспышка нежности и страсти и они заделывают четвёртого ребенка.
А вот мистер Морел сломал ногу в шахте. Миссис Морел немедленно начинает причитать, какой он мерзавец, специально ногу сломал, чтобы её позлить, теперь ей, бедной, придётся ехать в больницу! И, понимаете, она это на полном серьёзе, не иронично. Это мы смеёмся про "на зло маме отморожу уши", а в картине мира миссис Морел это, видимо, в порядке вещей.
Счастлива эта семья бывает, только когда Морел приносит из шахты взрывное оборудование и дает детишкам играть с запалами, вот тогда в доме мир, покой.

К середине книги у меня начисто кончилось терпение читать эту бытовуху из жизни людей с ампутированной эмпатией, которые даже не пытаются хоть раз что-то обсудить без надлома и скандала. И тут бы и быть книге брошенной, но автор переключился на одного из отпрысков этой экстравагантной четы - Пола Морела. У меня возникла робкая надежда, что дальше сюжет пойдёт повеселее.

Не пошел. Всю вторую половину книги Пол терзается, что есть два стул... ахем, есть две женщины - подруга детства, с которой ему спать мучительно неловко, но круто обсуждать книжки. И сильная независимая феминистка Клара, с которой спать тоже так себе - Пол её не удовлетворяет, а еще Клара лучше него плавает (драма, обида!) и не хочет замуж. Пол увлечённо выносит мозг себе, девушкам, мамке своей, даже клариному бывшему мужу, даже небу бы он мозг вынес, будь у неба мозг.

А потом книга кончается, и остаётся мучительно неясно, зачем автор всё это нам рассказывал про тяжелый быт половой маменьки и половы сложности половой жизни. Никакого катарсиса с героем не происходит, он никак не растёт, не меняется, и даже из двух по-своему славных и интересных женщин он выбирает, конечно, дальше страдать. Морали какой-то или иного месседжа мне тоже найти не удалось. Хотя, может, автор хотел сказать "не пейте медный купорос, а то ваш сын вырастет бесхребетным бабником"?

Итого: да ну этого Лоуренса, вот уже три книжки - и ни одного героя, которому хотелось бы сочувствовать. Единственное полезное свойство книжки, которое я вижу - это возможность посмотреть на феерических эгоцентриков с безопасного расстояния, ну и преисполниться уверенности в своих навыках эмпатии. Потому что каждый, кто не считает, что другой человек сломал ногу, чтобы вас позлить, просто бог эмпатии по сравнению с героями.

https://julia-denisova.livejournal.com/1182850.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник клубничка курильщика (купороса?) | lj_julia_denisova - Мультимодальный олдфаг | Лента друзей lj_julia_denisova / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»